Что делать, если вас оскорбил пациент?

29 октября 2019

Автор(ы):
Татьяна Арант


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
С хамством и агрессией пациентов сталкиваются как работники скорой помощи и стационаров, так и первичного звена. Особенно сложно справляться с потоком негатива молодым специалистам. Они просто теряются в подобной ситуации, а иногда и вовсе принимают решение уйти из профессии, не в силах терпеть неуважительное  отношение.
Минский городской комитет Белорусского профсоюза работников здравоохранения организовал на базе 2-й ГКБ семинар для председателей первичных профсоюзных организаций, посвященный защите прав медработников. Вместе со следователем и адвокатом участники разбирались, как вести себя в случае оскорбления со стороны пациентов, оставаясь в рамках профессиональной роли и не прибегая к ответной агрессии.


Правовая ответственность
 
Юрий Каменецкий, заместитель начальника управления анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь, подполковник юстиции, кандидат юридич. наук: 

— Современный уровень оказания медпомощи позволил достичь значительных успехов в лечении многих заболеваний, поэтому население предъявляет повышенные требования к медицине. В результате существенно изменилась парадигма отношений между пациентом, врачом и государством. Еще в 1980-х годах доминировал медико-центрический подход: все, что сказал врач, воспринималось как руководство к действию. 

Сейчас малейшие просчеты медработников, неблагоприятные исходы лечения освещаются в СМИ, создавая на общем благополучном фоне негативное отношение граждан к качеству оказываемой медицинской помощи.

Белорусское законодательство гарантирует любому человеку защиту от оскорбления и клеветы.

Клевета — распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений. Влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин  (ст. 9.2 Кодекса об административных нарушениях).

Клевета в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в информации, размещенной в интернете, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 188 Уголовного кодекса).

Национальным законодательством установлена административная ответственность за оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (ст. 9.3 КоАП). За оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в информации, распространенной в интернете, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 189 УК).

Как подчеркнул Юрий Каменецкий, уголовно наказуемое оскорбление является делом частного обвинения, т. е. возбуждается лицом, пострадавшим от преступления, и производство по нему подлежит прекращению в случае примирения с обвиняемым. Уголовно наказуемая клевета — дело частно-публичного обвинения. Возбуждается только по заявлению лица, пострадавшего от преступления. Если же дело возбуждено прокурором, производство по нему не будет прекращено даже в случае примирения пострадавшего  с обвиняемым.

Леонид Ермоленков, адвокат специализированной юридической консультации № 1 Минской городской коллегии адвокатов.

— Действующее законодательство предусматривает ответственность практически за любое противоправное проявление. Давайте разберемся с самой распространенной формой противоправного поведения пациентов — оскорблением. 

Возможно, медработникам надо чаще напоминать пациентам, которые ведут себя неподобающим образом, что умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (сейчас это 510 рублей).

Наказание неотвратимо?
 
Леонид Ермоленков выделил еще одну проблему. Если понимание того, что является унижением чести и достоинства, в целом не представляет трудностей, то определение «неприличной формы» оскорбления зачастую вызывает непонимание как среди граждан, так и среди правоприменителей.

Суд под неприличной формой понимает оскорбление, сопряженное с употреблением бранных, непристойных слов и фразеологизмов, что противоречит правилам поведения, принятым в обществе. При возникновении спора, можно ли отнести те или иные выражения к перечисленным категориям, необходимо назначение лингвистической экспертизы.

По мнению Леонида Ермоленкова, правовых механизмов защиты достаточно, однако решающее значение для привлечения виновных к установленной законом ответственности имеет воля самих медработников. Зачастую они не желают занимать принципиальную позицию, проглатывают оскорбления и угрозы, реагируя лишь на физическое насилие, и то не всегда.

Большинство пострадавших не задумываются, что своим бездействием порождают другие правонарушения. У тех, кто нанес оскорбление медработнику или оклеветал его, возникает чувство безнаказанности. В следующий раз кто-то может и руку поднять. Медицинское сообщество должно внести вклад в формирование мнения, что за каждое противоправное деяние обязательно наступит ответственность и что наказание неотвратимо.

Как реагировать  нанимателю

Леонид Ермоленков обратил внимание на отсутствие достаточных организационных механизмов со стороны руководства организаций здравоохранения, позволяющих медработникам реагировать на каждое противоправное посягательство. Так, в случае совершения правонарушения необходимо незамедлительно обратиться в органы внутренних дел, дождаться прибытия следственно-оперативной группы и т. д. В этот момент медработник начинает задумываться, как ему поступить, если идет врачебный прием, под кабинетом сидит очередь пациентов. 

Особые сложности возникают, если правонарушение совершено в отношении работника бригады скорой медпомощи, например реанимационной, либо в приемном покое, куда сплошным потоком поступают пациенты. Поэтому в рамках как отдельного медучреждения, так и региональных органов управления здравоохранением целесообразно разработать и утвердить инструкции, регламентирующие действия пострадавших медработников, а также организацию оказания медпомощи в случае возникновения такого происшествия. Возможно, некоторое время пострадавший медработник не сможет справляться с профессиональными обязанностями.

Компенсация морального  вреда и не только

— Цель как уголовной, так и административной ответственности — не только исправление правонарушителя, но и предупреждение новых противоправных деяний. Только так возможно восстановить социальную справедливость. Кроме того, привлечение человека, совершившего административное правонарушение или преступление, является основанием для взыскания с него как имущественного ущерба, так и материального возмещения морального вреда, — говорит Леонид Ермоленков. —  В зависимости от степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств суды удовлетворяют требования о возмещении морального вреда. Взыскиваются значительные денежные суммы, порой сопоставимые по размеру с месячной зарплатой медработника. На мой взгляд, медработникам следует реагировать на каждый случай оскорбления, клеветы или физической агрессии со стороны пациентов. Тем самым они помогают не только себе, но и создают более безопасные условия труда для своих коллег.

Алгоритм решения проблемы

Если при исполнении трудовых обязанностей медработник подвергся оскорблению или клевете, рекомендуется:
  1. Зафиксировать факт оскорбления. Позовите в кабинет как можно больше свидетелей — коллег, охрану, других пациентов. Присутствие последних особенно важно, поскольку они не являются заинтересованными лицами и более вероятно, что их мнение будет принято судом во внимание.
  2. Сделать аудио- или видеозапись происходящего. Предупредите пациента об этом, чтобы у суда не было оснований отклонить ходатайство о приобщении записи к материалам дела. Включив запись, можно сказать примерно следующее: «Я (должность, имя, фамилия) веду запись разговора с пациентом (таким-то) с целью защиты своих прав и сбора доказательств совершенного в отношении меня правонарушения». Такая запись вполне может возыметь действие в суде. Если пациент уведомлен, что в данном учреждении здравоохранения проводится видео- или аудиозапись (например, в регистратуре), обеспечить сохранность записи для предоставления правоохранительным органам.
  3. Незамедлительно вызвать милицию, заявив по телефону о совершении правонарушения. Следует подробно описать ситуацию.
  4. Внести соответствующую запись в медицинскую документацию пациента. Это прямой источник доказательств в суде.
  5. Письменно проинформировать об инциденте своего руководителя.
  6. В случае совершения указанных правонарушений в СМИ, в том числе в интернет-источнике, следует произвести скриншот страницы сайта и комментариев (оценка статьи читателями может также пригодиться в суде) и нотариально зафиксировать письменные доказательства путем составления протокола осмотра письменного доказательства (ст. 111 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»).
  7. Обратиться за медицинской помощью для возможной диагностики негативной симптоматики и временной утраты трудоспособности (например, повышения уровня артериального давления, тахикардии, головокружения и др.). Это понадобится, чтобы в дальнейшем доказать причинение морального вреда и требовать его возмещения.
  8. В случае привлечения правонарушителя к административной (уголовной) ответственности обратиться с иском в суд о защите чести и достоинства и возмещения убытков и морального вреда (ст. 153 Гражданского кодекса). Иск о взыскании морального вреда в рамках уголовного преследования можно заявить непосредственно в суде при рассмотрении уголовного дела.

Подполковник юстиции Юрий Каменецкий напомнил, что постановлением Минздрава от 30.10.2015 № 104 утверждены Примерные правила внутреннего распорядка для пациентов, которые предусматривают в каждой организации здравоохранения разработку и утверждение таких правил, обязательно включающих права и обязанности пациента, информацию о запрете использования средств мобильной связи при нахождении в организации здравоохранения, в т. ч. во время оказания медицинской помощи; правила поведения в общественных местах для пациентов, порядок разрешения спорных и (или) конфликтных ситуаций между организацией здравоохранения и пациентом.

Во многих частных медцентрах для решения обозначенных проблем ведется видеозапись приема врача. Это значительно повышает культуру общения между медработниками и пациентами, снимает многие вопросы при возникновении спорных ситуаций.



Комментировать


comments powered by HyperComments