Решение МРЭК — в законодательном поле

22 января 2019


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Страдаю миопией высокой степени — выше 20 диоптрий, катарактой. Ко всему в 52 года случился макулярный разрыв на правом глазу. Меня прооперировали, но проблемы остались: дефект сетчатки на оперированном глазу и, соответственно, зона отсутствия видимости, неполный макулярный разрыв во втором глазу, дистрофия сетчатки обоих глаз (центральная и периферическая). На текущий момент ощущаю признаки развития вторичной катаракты (подтверждено обследованиями). Видимо, повлияло на мое здоровье и длительное проживание в чернобыльской зоне.

Большую часть трудовой деятельности была учителем в школе, 8 лет — кладовщиком. После двух офтальмологических операций трудилась медрегистратором. Глаза устают, часто болит голова. Сейчас мне 54 года,  а уйти на пенсию по возрасту смогу только в 58. 

Смогу ли я получить третью группу инвалидности, чтобы иметь хотя бы какую-то финансовую поддержку  и сохранить остатки зрения? При каких проблемах со зрением дают эту группу? 

В Гомеле я посетила МРЭК и получила отказ. Правомерно ли это? 
Ирина Милошевич, Гомель.

Василий Смычек, директор Республиканского научно-практического центра  медицинской экспертизы и реабилитации:

Положение о порядке проведения медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушения жизнедеятельности пациентов) (далее — Положение о МСЭ), изменения и дополнения в которое вносились в 2017 году, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2014 № 1185.

Порядок определения группы и причины инвалидности, медицинские критерии и другие условия установления группы и причины инвалидности при проведении МСЭ медико-реабилитационными экспертными комиссиями определен Инструкцией о порядке определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, степени утраты их здоровья, утвержденной постановлением Минздрава от 25.10.2007 № 97, изменения и дополнения в нее вносились в 2008, 2009, 2010, 2011 годах, дважды в 2012-м, а также в 2014, 2016, 2017 годах, что свидетельствует о том, что Минздрав проводит постоянну ю работу по совершенствованию медико-социальной экспертизы.

Согласно Положению о МСЭ при проведении медико-социальной экспертизы врачами-экспертами МРЭК при освидетельствовании пациента осуществляется комплексная оценка состояния его здоровья и возникших нарушений функций органов и систем организма. Комплексная оценка осуществляется на основании анализа результатов медицинского осмотра и (или) лабораторных и иных методов исследований, анализа информации, содержащейся в направлении на медико-социальную экспертизу, анализа других документов, а также анализа психологических, профессионально-трудовых и иных сведений о пациенте.

В соответствии с п. 37 гл. 7 упомянутой выше инструкции ограничения жизнедеятельности пациента оцениваются с учетом возможности и эффективности компенсации нарушений функций органов и систем организма с помощью лекарственных средств, технических и иных средств. К средствам компенсации относится также оперативное лечение, получаемое пациентами с нарушением функций зрения, которое носит реабилитирующий характер и направлено на устранение или снижение не только степени нарушения функции зрения, но и степени ограничения жизнедеятельности (соответственно, на профилактику или снижение степени социальной недостаточности (инвалидности)).

Сам факт заболевания или оперативного лечения, а также уровень доходов пациента не являются основанием для установления одной из трех групп инвалидности. Согласно п. 5 гл. 1 данной инструкции условиями признания гражданина инвалидом является одновременное наличие нарушения здоровья со стойким расстройством функций органов и систем организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничения жизнедеятельности (полной или частичной утраты гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью), а также необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. 

В соответствии с п. 46 гл. 8 инструкции установление гражданину одной из групп инвалидности или неустановление инвалидности зависит от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций органов и систем организма, возникшими в результате заболеваний, дефектов или травм. Степень ограничения каждого критерия жизнедеятельности устанавливается в соответствии с параметрами их оценки (пп. 38–44 гл. 7 инструкции).

Дополнительно оценка ограничений жизнедеятельности при определении инвалидности, в т. ч. у пациентов со зрительными нарушениями, проводится в соответствии с Инструкцией по применению «Метод оценки ограничений жизнедеятельности при определении инвалидности», утвержденной Минздравом 06.03.2014 (регистрационный № 018-0214), с учетом степени снижения остроты зрения (одностороннего, двухстороннего), коррекции (очковой, с помощью контактных линз, лазерной и др.), а также сужения поля зрения. Таким образом, при проведении медико-социальной экспертизы проводится комплексная оценка степени нарушения зрения. 

При решении экспертных вопросов учитывается возраст пациента. Согласно абзацу 4 п. 23 гл. 3 инструкции, достижение общеустановленного пенсионного возраста является основанием для установления инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно).

Также учитываются сведения об участии граждан в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое место жительства с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающих на указанных территориях, и иных категорий граждан, определенных Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Указанная информация принимается во внимание при решении вопроса об установлении причинной связи заболевания, которое привело к установлению инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

При наличии заключения межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и в результате производства и испытаний ядерного оружия, причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на ЧАЭС, гражданину устанавливается причина инвалидности «заболевание (увечие), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями)» (в соответствии с п. 75 гл. 11 инструкции).

В порядке обжалования решения центральной МРЭК Гомельской областной медико-реабилитационной экспертной комиссии, определенном Положением о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, утвержденным постановлением Совмина от 17.12.2014 № 1185, 14 декабря 2018 года межведомственной научно-экспертной комиссией проведена независимая медицинская экспертиза, где дана комплексная оценка состояния вашего здоровья. Заключение НЭК от 14.12.2018 № 411 по результатам вынесенного решения направлено  в ваш адрес.


Комментировать


comments powered by HyperComments