Хвалить и не перегружать. Помощь сотруднику с синдромом эмоционального выгорания

16 июня 2020


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Как распознать профессиональный синдром эмоционального выгорания? Почему важно с ним бороться? Как руководителю вести себя с сотрудником, который эмоционально истощен? 


Татьяна Елисеева, медиатор и конфликтолог

В прошлом году в пересмотренный вариант МКБ-11 включен профессиональный синдром эмоционального выгорания. Он отнесен к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», который включает в себя причины обращения населения в учреждения здравоохранения, не классифицированные как заболевания или медицинские состояния.

Согласно МКБ-11, эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. 


Характеризуется тремя признаками:

1) ощущение мотивационного или физического истощения;
2) нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей, чувство негативизма или цинизма по отношению к профессиональным обязанностям;
3) снижение работоспособности.

Симптомы СЭВ (на основе опросника доктора психол. наук, профессора Виктора Бойко):
  • устойчивое нежелание идти на работу;
  • ощущение напряжения и/или усталости при общении с руководителем и/или коллегами;
  • ощущение, что вы стали работать хуже, медленнее, и вас это беспокоит;
  • раздражение от работы, даже от привычных ситуаций;
  • частое желание иронизировать и язвить на темы своей деятельности, коллег, руководства;
  • вы настолько устаете на работе, что дома стараетесь ограничить общение;
  • очень переживаете и тревожитесь за свою работу;
  • часто срываетесь в привычных рабочих ситуациях либо прикладываете большие усилия, чтобы не сорваться;
  • считаете обстановку на работе очень сложной;
  • думаете, что, возможно, ошиблись с выбором профессии, должности.
Каковы варианты развития событий? 

1. Синдром пройдет сам собой, если исчезнет причина, которая вызвала хронический стресс. Например, вы смените работу или существенно изменятся условия труда. Важно понять, что лежит в основе 
неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
2. Синдром будет развиваться и перерастет, например, в депрессию.

Что важно знать руководителю?

Можно заметить у сотрудника следующие симптомы:
  • эмоциональные всплески, в т. ч. раздражительности и агрессии;
  • частое забывание дел, событий; 
  • отсутствие прежнего энтузиазма;
  • повышенная утомляемость и безразличие к работе, обучению, корпоративным событиям; 
  • резкое снижение веса (в течение месяца-двух);
  • значительный набор веса (около 10 кг за 4–6 месяцев);
  • подолгу сидит на одном месте и смотрит в одну точку;
  • постоянно жалуется на боли в сердце, спине, головные боли, на то, что чем-то тяжело болен, при этом органическая причина не подтверждается;
  • физически заторможен, медленно соображает;
  • подавлен и апатичен, перестал шутить и смеяться; 
  • часто необоснованно критикует себя и результаты своего труда, принижает или обесценивает свой вклад, заслуги, достижения. 
В этом случае сотруднику нужна помощь. Только не советы! В состоянии депрессии человек безразличен к любым рекомендациям, не может читать статьи или слушать лекции. Наиболее коварна высокофункциональная депрессия, когда человек внешне выглядит вполне здоровым, но внутренне погружен в глубокую тоску.

Сотрудник в состоянии депрессии 

Можно:
  • задавать вопросы, но не требовать объяснений, почему ему плохо; 
  • оценивать конкретные действия, но не работу в целом;
  • хвалить;
  • позволить не посещать общие собрания и больше времени уделить индивидуальному общению;
  • ставить четкие цели, разбивать их на мелкие задачи;
  • не ожидать и не стимулировать инициатив; 
  • напоминать о необходимости сделать перерыв или пообедать;
  • предложить помощь в решении бытовых вопросов.
Нельзя:
  • использовать общие фразы: «все будет хорошо», «это пройдет», «ты молодец, ты справишься». Они могут вызвать страх не оправдать ожиданий;
  • обесценивать чувства словами «люди и не с таким живут», «да что такого страшного у тебя могло случиться», «возьми себя в руки»;
  • перегружать работой;
  • требовать выполнения срочной работы. 
Лечение 

1) поддержка родных, друзей, коллег, которые знают, как правильно себя вести 
в такой ситуации;
2) психотерапия (психолог или психотерапевт помогут найти причины указанных состояний, что станет ключом 
к лечению);
3) медикаментозное лечение. 

Руководитель, который поддержит своего сотрудника в состоянии депрессии, и сотрудник, который своевременно начнет терапию, через полгода вернутся к обычному режиму взаимодействия и результативности. Кроме того, грамотное поведение руководителя повысит уровень доверия и сплоченности в коллективе.