5 шагов к школе Z

04 января 2019

Автор(ы):
Сергей Мицевич (фото),   Татьяна Арант


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Во время круглого стола «Опыт и перспективы развития сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии» специалисты из России поделились наработками, касающимися организационных и методических  аспектов деятельности школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мероприятие состоялось  в рамках республиканской научно-практической конференции с международным участием «Здоровьесбережение детей: проблемы, перспективы решения и потенциал реализации», организованной Минздравом и БелМАПО.

Европейская стратегия для стран ВЕЦА

Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НМИЦ здоровья детей Минздрава России, член-корреспондент РАН, президент Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья






























Проект Европейского регионального бюро ВОЗ и Российской Федерации «Развитие сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии», рассчитанный на 5 лет, стартовал в 2016 году. Его участниками стали Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Сербия.

Проект направлен на поддержку реализации в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) стратегического плана школ здоровья в Европе (SHE). Его задачами являются обеспечение участников информационными материалами SHE на русском языке, обучение национальных координаторов, анализ работы сети школ здоровья в странах ВЕЦА и распространение лучших практик.

В прошлом году было проведено научное исследование по оценке организации здоровьесберегающей деятельности в школах Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы и Кыргызстана. Методические материалы разработали сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НМИЦ здоровья детей Минздрава России.

Исследование включало экспертную оценку протоколов самоаудита школ, визуальный контроль за организацией работы учреждений среднего общего образования в сфере здоровьесбережения, интервью с администрацией, педагогами и медперсоналом, анкетирование учащихся 5-х, 9-х и 11-х классов (мониторинг факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний, выявление жалоб на нарушения здоровья, определение уровня невротизации и др.).

Перечень школ был составлен национальными координаторами сети школ здоровья по согласованию с Министерством образования и Минздравом каждой страны. В Азербайджане, Армении, Беларуси и Кыргызстане в исследовании участвовали по 10 школ, в Молдове — 5.

Оценка и сравнительный анализ здоровьесберегающей деятельности учреждений образования проводились по следующим направлениям:
 разработка стратегии учреждения образования в сфере содействия укреплению здоровья учащихся;
 создание оптимальной внутришкольной среды;
 обеспечение благоприятного  социально-психологического климата;
 формирование у школьников устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
 взаимодействие школы с родителями и общественностью;
 медицинское обеспечение и постоянный анализ показателей здоровья учащихся.

Второй этап — экспедиционное обследование школ, которое проводили сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, национальные координаторы школ здоровья, специалисты центров гигиены, представители органов образования стран-участниц.

Экспертами установлено, что из 40 школ, предоставивших протоколы самоаудита, 34 находятся на 1-й и 2-й ступенях: 21 «школа, пропагандирующая здоровье» и 13 «школ, содействующих укреплению здоровья». «Школ здорового образа жизни» (3-я ступень) — 5, из них 4 в Беларуси и одна в Кыргызстане. «Школа здоровья» (4-я ступень), где реализуется комплексный подход к организации здоровьесбережения учащихся, действует только в Беларуси.

Анкетирование учащихся 5-х, 9-х и 11-х классов показало, что у 74,5–90,3 % опрошенных подростков отмечается комфортное эмоциональное состояние. Среди жалоб на состояние здоровья лидируют нарушения нервной, пищеварительной и костно-мышечной систем. У школьников старших классов по сравнению с пятиклассниками гораздо выше распространенность таких факторов риска, как низкая двигательная активность, дефицит ночного сна, курение и употребление алкоголя.

Результаты научного исследования, проведенного в 5 странах ВЕЦА, позволили дать положительную оценку состоянию сети школ здоровья и деятельности национальных координаторов в Азербайджане, Армении, Беларуси, Молдове, Кыргызстане, а также предложить рекомендации по развитию сети школ здоровья.

Методика здоровьесбережения учащихся
 
Ирина Рапопорт, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НМИЦ здоровья детей Минздрава России, профессор, доктор мед. наук































В России насчитывается более 13 тысяч школ, содействующих укреплению здоровья (ШСУЗ), что составляет около 25 % от общего количества. Российская сеть ШСУЗ поддерживает связи с международными организациями — Европейским региональным бюро ВОЗ, Советом Европы, сетью школ здоровья в Европе, участвует в международных программах, конференциях и семинарах. С 2014 года функционирует Московское отделение SHE для стран ВЕЦА.

Основной источник распространения информации о российской сети школ здоровья — сайт http://school-forhealth.ru/ На этом ресурсе предусмотрена регистрация ШСУЗ, размещены методические материалы, в т. ч. руководство «Как стать школой, содействующей укреплению здоровья: пять шагов».

Материалы, необходимые для работы ШСУЗ, изложены в коллективной монографии под редакцией Владислава Кучмы «Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность», изданной в Москве в 2012 году. С помощью представленных методических инструментов можно определить, на какой ступени развития в качестве школы здоровья находится учреждение образования, и оценить эффективность деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Научные статьи по организации оказания медпомощи детям в образовательных учреждениях, деятельности ШСУЗ в России и странах Европы публикуются в журнале «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья».

Концепция развития ШСУЗ предполагает, что каждая школа должна ежегодно осуществлять самоконтроль своей здоровьесберегающей деятельности. Ее эффективность оценивается по таким критериям, как декларация (запись в уставе школы) о содействии укреплению здоровья, создание оптимальных условий пребывания детей в школе, включая рациональную организацию учебного процесса, двигательной активности и питания, обеспечение благоприятного социально-психологического климата, формирование мотивации на здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям, активное сотрудничество с общественностью, медицинское обеспечение и показатели состояния здоровья учащихся.

В процессе совершенствования здоровьесберегающей деятельности ШСУЗ могут проходить четыре ступени развития. Наиболее высокая из них — «Школа здоровья». В России такой статус имеют 3,3 % школ. Это те учреждения образования, где отмечается стойкая тенденция к улучшению состояния здоровья учащихся.

Гигиенические  аспекты архитектуры учреждений образования

Марина Степанова, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НМИЦ здоровья детей Минздрава России, профессор, доктор мед. наук




Здоровьесберегающий ресурс учреждения образования в значительной степени зависит от архитектуры здания и обустройства прилегающей территории.

Большинство школьных зданий, построенных в советское время, отличается архитектурным аскетизмом: до 85 % их площади занимают классные помещения. При этом не предусмотрены зоны отдыха, ограничено пространство для двигательной активности.

Ряд гигиенических проблем связан с использованием интерактивной доски, электронных средств обучения, а также с реализацией инклюзивного образования.

Современные принципы проектирования зданий детских образовательных учреждений:
 безопасность;
 прозрачность (максимум открытых для наблюдения пространств, стеклянные вставки в двери, части стен или стены);
 открытость (наличие пространства для самоподготовки, проектной деятельности, игр, отдыха);
 трансформируемость (зонирование помещений с помощью звукопоглощающих перегородок, адаптация пространства под вид деятельности детей);
 многофункциональность (возможность использования помещения для решения разных задач);
 привлекательность, комфортность и дружественность среды, ее доступность для детей с ограниченными возможностями;
 экологичность и связь с окружающим миром (возможность наблюдать картины природы в рекреациях, коридорах и других помещениях).

Новый подход к проектированию школ предусматривает обустройство центрального пространства в школе — атриума, вокруг которого выстраивается композиция из блоков начальной (1–4 классы), подростковой (5–9 классы) и старшей (10–11 классы) школ. Каждый блок имеет отдельный вход и свою пришкольную территорию.

Таким образом, современные гигиенические принципы архитектуры школьных зданий предполагают возможность разделения детских коллективов по возрасту, размещение учебных классов в зонах, исключающих проникновение шума, и удобные функциональные связи между помещениями.

Дизайн зданий напрямую влияет на самочувствие школьников. В помещениях с привлекательным интерьером учащиеся гораздо реже испытывают дискомфортные эмоциональные состояния по сравнению со сверстниками из школ с аскетичной архитектурой. 

Елена Гузик, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, национальный координатор школ здоровья:

В нашей стране межведомственный информационный проект "Школа - территория здоровья" реализуется в 737 учреждениях общегшо среднего образования (26,8 % от общего количества), что в 2,4 раза больше, чем в прошлом учебном году. Деятельностью по здоровьесбережению охвачено около 340 тысяч детей.


Комментировать


comments powered by HyperComments