Детским неврологам — 40

06 апреля 2020

Автор(ы):
Людмила Захарова


Фото Виталия Гиля, «МВ», и предоставлены БелМАПО.
Фото Виталия Гиля, «МВ», и предоставлены БелМАПО.
В этом году юбилейную дату отмечает кафедра детской неврологии БелМАПО, которая была создана в 1980-м по инициативе заслуженного деятеля науки Георгия Георгиевича Шанько. С этого времени стала формироваться стройная система организации детской неврологической службы республики. Основатель школы детской неврологии профессор Шанько возглавлял кафедру в течение 30 лет.

Сегодня коллективом руководит кандидат мед. наук, доцент, главный внештатный детский невролог Минздрава Леонид Шалькевич, который достойно продолжает дело своего учителя и активно развивает детскую неврологию в стране. 

Клиническими базами кафедры являются РНПЦ «Мать и дитя», 3-я городская детская клиническая больница и Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями.

Профессорско-преподавательский состав кафедры насчитывает всего 5 человек, включая заведующего, однако спектр задач, которые они решают, довольно широкий. Это преподавательская, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность, клиническая работа, консультирование врачей-неврологов, участие в консилиумах, координация действий учреждений здравоохранения по оказанию специализированной помощи детям с неврологическими заболеваниями. Сотрудники кафедры много лет работают совместно с Республиканским центром экстренной медицинской помощи, в сложных случаях выезжают в любой регион республики.

За 40 лет работы кафедры детской неврологии БелМАПО проведено 213 постоянно обновляемых циклов повышения квалификации, на которых прошли обучение более 3 600 врачей, подготовлены 65 клинических ординаторов, 
в т. ч. 5 иностранных граждан, 6 аспирантов, 3 докторанта. 100 % защищенных по детской неврологии диссертаций выполнено соискателями и аспирантами кафедры. 



На протяжении полувека главными специалистами по детской неврологии Минздрава были и остаются сотрудники кафедры.

Вспоминая учителя…

Кандидат мед. наук, доцент Елена Ивашина пришла на кафедру детской неврологии в 1988 году уже опытным специалистом — до этого в течение 15 лет была младшим научным сотрудником БелНИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии, защитила кандидатскую диссертацию. 

— На тот момент в Советском Союзе было всего четыре кафедры детской неврологии — в Москве, Казани, Ташкенте и Минске, — рассказывает Елена Николаевна. — Благодаря высокому профессионализму, энтузиазму, творческой энергетике Георгия Георгиевича наша кафедра стала признанным центром последипломной подготовки врачей по детской неврологии не только в республике, но и далеко за ее пределами, к нам приезжали на обучение специалисты из всех уголков СССР. Однажды к какому-то из юбилеев мы взяли карту, решили отметить эти города, так на карте практически не оказалось мест, где нет наших учеников. Горжусь, что принадлежу к школе белорусских неврологов и тем, что довелось работать с таким талантливым человеком, как профессор Георгий Шанько. Он для меня является примером не только профессионального мастерства, но и милосердия, верности своему призванию, преданности науке.


Рабочие будни кафедры — обход в отделении заведующего кафедрой Георгия Шанько с сотрудниками и врачами (середина 1980-х).  

Нынешний руководитель кафедры Леонид Валентинович Шалькевич имеет большой практический, научный и организаторский опыт работы. В 1989 году после окончания педиатрического факультета Минского мединститута для прохождения интернатуры был направлен в неврологическое отделение новорожденных 7-й горбольницы (вошла в состав РНПЦ «Мать и дитя»), которое тогда являлось клинической базой кафедры детской неврологии БелМАПО. 

— Считаю большим везением то, что мой путь в профессию начался именно с неврологии новорожденных, — говорит Леонид Валентинович. — Это направление, которое обязательно надо «прочувствовать» и понять, чтобы стать хорошим неврологом. Каждый новый возрастной этап включает в себя определенные особенности, знание которых позволяет специалисту своевременно оценить риски нарушения в развитии или их начальные проявления. В этой связи для детского невролога очень важными являются знания в смежных областях: реабилитации, эпилептологии, наследственных нервно-мышечных заболеваниях и многих других.

Интерн Шалькевич стал участвовать в обходах с профессором Георгием Шанько, именно тогда сформировалась мотивация заниматься наукой. После одного из обходов профессор вызвал молодого специалиста в свой кабинет и спросил о планах на будущее. Ответ был однозначный — продолжить обучение в клинической ординатуре на кафедре. 

Леонид Валентинович до сих пор помнит тот диалог:

— Хорошо, понятно. А дальше?
— Потом аспирантура.
— Прекрасно. А дальше?
— Защита диссертации.
— Замечательно. Дальше?
— Работать на кафедре. 

Георгий Георгиевич говорит: «А я вам предлагаю сразу после интернатуры стать сотрудником кафедры, у нас как раз освобождается вакансия». 

Я честно признался, что пока не готов к этому, и услышал в ответ: «Ну раз не готовы, то идите». Через несколько дней он звонит и спрашивает: «Ну и куда вы пропали?»

Затем поясняет: «Если бы вы сказали, что хотите сразу на кафедру, я бы вас не взял. Но вижу, что вы стремитесь развиваться, двигаться вперед последовательно, значит ваша цель — не карьерный, а профессиональный рост. Думаю, вы достойны стать сотрудником кафедры, приходите на должность ассистента». 

Леонид Шалькевич отмечает, что этот диалог стал знаковым, определил решение с выбором работы на кафедре детской неврологии и развитием научного направления по диагностике неврологических нарушений у новорожденных и детей раннего возраста.

— Под руководством профессора Шанько я стал писать первые тезисы, затем статьи, защитил диссертацию по миастении у детей и подростков. Он активно стимулировал постоянное развитие всех сотрудников кафедры. Вопросы, которые он задавал на обходах, всегда были неординарными. Георгий Георгиевич обожал клиническую работу, всегда с удовольствием смотрел детей, анализировал и корректировал результаты лечения. В этом плане я многому у него научился.  

Сегодня на стене в кабинете заведующего кафедрой детской неврологии — два портрета: отца Валентина Шалькевича, профессора, известного белорусского ученого в области неврологии, и профессора Георгия Шанько. Именно этих людей он считает своими учителями и старается равняться на них. 

— Отец привил любовь к специальности и убедил, что неврология интереснее любых других наук, а Георгий Георгиевич помог состояться в профессии. А потом, когда в силу возраста ему сложно стало совмещать научную и управленческую деятельность, принял решение передать руководство кафедрой мне и оказал поддержку на начальном этапе. Это говорит о большой внутренней силе человека и вызывает уважение. Георгий Георгиевич еще несколько лет плодотворно работал, занимался наукой, читал лекции, а после его ухода из жизни мы сохраняем заложенные им традиции, продолжаем и развиваем начатые им основные научные направления.

Сотрудники кафедры бережно хранят архивные материалы прошлых лет. Георгий Шанько любил фотографировать, поэтому сохранилось много интересных фотоснимков. А еще была такая традиция: каждая группа врачей, приезжавших на повышение квалификации, оформляла страницы в альбомах с отзывами об учебе.



Георгий Георгиевич Шанько (1936–2013) Невролог, доктор мед. наук, профессор, академик БАМН, заслуженный деятель науки, основатель службы детской неврологии в республике. С 1970 по 2002 год был главным внештатным детским неврологом Минздрава Беларуси.

Научную деятельность Георгий Шанько посвятил изучению гиперкинезов, эпилепсии, заболеваний периферической нервной системы, патологии нервной системы у новорожденных. Разработал критерии ранней диагностики и новые методы лечения при многих неврологических заболеваниях у детей, что изложено в 30 методических рекомендациях и инструкциях для врачей. 

Опубликовал около 600 научных работ. Автор 21 книги, в т. ч. 8 монографий, редактор и соавтор трехтомного руководства «Неврология детского возраста», утвержденного Минздравом СССР как первое учебное пособие для врачей по детской неврологии, редактор и соавтор «Энциклопедии детского невролога», четырех справочников по педиатрии и неврологии. За годы своей деятельности получил более 270 актов о внедрении в Беларуси, России, Прибалтике и других странах СНГ.
 
Научные ориентиры

Область научных интересов Леонида Шалькевича охватывает неврологию новорожденных и детей раннего возраста, особенности клиники и лечения эпилепсии, инновационные методы лечения детского церебрального паралича. Леонид Валентинович стажировался в Чехии, Франции и США, является членом Европейского общества детских неврологов и 
Международной ассоциации детских неврологов, экспертом Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси по вопросам раннего вмешательства, входит в состав редакционных советов специализированных научных изданий, в т. ч. англоязычных E-Cronicon Open Access Paediatrics (EC Pediatrics) и BAOJ Pediatrics.

Кандидат мед. наук, доцент Елена Ивашина является членом Попечительского совета Международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс». Тематика ее научных исследований — эпилептические нарушения симптоматического генеза, неинфекционный субфебрилитет, проявления поясничного остеохондроза у детей и подростков.

Научная деятельность доцента Ирины Жевнеронок связана с перинатальной неврологией и неврологией детей раннего возраста, первичными головными болями, цереброваскулярной патологией, наследственными нервно-мышечными заболеваниями, в частности современной диагностикой и лечением спинальной мышечной атрофии, миодистрофии Дюшенна, наследственной моторно-сенсорной полинейропатии и другой редкой генетической патологии. Является сотрудником кафедры с 2010 года. В 2017-м защитила кандидатскую диссертацию, посвященную прогнозированию течения и лечению мигрени без ауры у детей. Ирина Владимировна возглавляет Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний для детей. Работает над докторской диссертацией.


Ирины Жевнеронок

Кандидат мед. наук, доцент Елена Филипович, главный детский невролог комитета по здравоохранению Мингорисполкома, свой путь в неврологию начала с практической медицины. Работала врачом-неврологом в 7-й городской и 3-й детской клинической больницах Минска. С 2014 года является сотрудником кафедры, в 2016-м защитила кандидатскую диссертацию по теме головной боли напряжения у детей и подростков, в 2019-м утверждена в звании доцента. Занимается проблемами психоречевого развития у детей. 

Самый молодой сотрудник кафедры Алиса Кудлач пришла сначала как клинический ординатор, затем поступила в аспирантуру, в настоящее время является ассистентом кафедры, пишет кандидатскую диссертацию. Сфера ее интересов — детская психоневрология, нейрофизиология, нарушения развития высших психических функций в детском возрасте, в том числе расстройства аутистического спектра, а также эпилепсия и связанные с ней нарушения развития.


Алиса Кудлач

Коллектив кафедры детской неврологии во главе с руководителем Леонидом Шалькевичем активно внедряет современные подходы и международный опыт в научную и образовательную деятельность, повышая уровень подготовки основного кадрового потенциала страны по данной специальности, при этом сохраняя традиции школы детской неврологи, основанной профессором Георгием Шанько. В этом году уже седьмой раз будут проведены ставшие традиционными Шаньковские чтения по актуальным вопросам детской неврологии. Научно-практическая конференция ежегодно собирает порядка 250 детских неврологов (и не только) из всех регионов Беларуси. Основные научные направления, которые начинал профессор Георгий Шанько, будут представлены в докладах его учеников и последователей.

…и продолжая его дело 

Среди исторических артефактов, которыми гордится коллектив кафедры, — переходящее Красное знамя.

— В 1980-х знамя вручалось лучшей кафедре академии по итогам года и в последующем году передавалось другим победителям. Но если кафедра побеждала три раза подряд, то знамя оставалось там навсегда, — поясняет Леонид Шалькевич. — Под руководством Георгия Георгиевича Шанько кафедра добилась победы трижды. У кого-то данный исторический факт вызовет улыбку. Однако традиции могут стимулировать и поддерживать соревновательный компонент. 

До настоящего времени мы в коллективе стараемся удерживать высокую планку в работе — по результатам научно-исследовательской деятельности в 2019 году наша кафедра детской неврологии заняла третье место среди всех кафедр БелМАПО, а их сейчас 56.