Ребенок с сахарным диабетом в детском саду и школе. Что необходимо знать

13 января 2020

Автор(ы):
Евгений Креч (фото),   Татьяна Арант


Около 300 специалистов по медобеспечению детей в организованных коллективах Минска приняли участие в городском обучающем семинаре «Сахарный диабет 1-го типа у детей в практике медицинских работников учреждений образования». Мероприятия, организованные отделом медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Мингорисполкома совместно с 1-й кафедрой детских болезней БГМУ, были проведены во всех районах столицы. 

В качестве лекторов выступили сотрудники городского детского амбулаторного эндокринологического отделения 2-й ГДКБ Минска — заведующая отделением, главный внештатный детский эндокринолог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Елена Кислая, врачи-эндокринологи Татьяна Пугавко, Надежда Песковая и Татьяна Подольская, медицинский психолог Городского  клинического детского психиатрического диспансера Ольга Науменкова.

Поскольку городской обучающий семинар в Минске получил положительные отзывы медработников учреждений образования, планируется реализовать подобные  проекты в областных городах и крупных  районных центрах.

Помимо обучающего семинара для медработников учреждений образования на базе  2-й ГДКБ  Минска действует школа диабета. Занятие проводит  главный  внештатный детский эндокринолог комитета  по здравоохранению Мингорисполкома Елена Кислая.

Сохранить качество жизни

В нашей стране распространенность сахарного диабета 1-го типа неуклонно растет. Ежегодно регистрируется 120–150 новых случаев, всего в республике свыше 2 300 детей с таким диагнозом.

— Если раньше сахарный диабет 1-го типа выявляли преимущественно у подростков, то сейчас это заболевание все чаще диагностируют в более раннем возрасте. По данным республиканского регистра, у 35 % детей инсулинозависимый диабет выявляют в 5–9 лет. Встречается он и у 2–3-летних, — отмечает профессор 1-й кафедры детских болезней БГМУ, главный внештатный детский эндокринолог Минздрава, доктор мед. наук Анжелика Солнцева. — Более раннему появлению сахарного диабета 1-го типа у детей помимо генетической предрасположенности может способствовать ряд факторов. 

Среди них особенности течения беременности, кесарево сечение; раннее введение смесей на основе коровьего молока и продуктов, содержащих глютен; энтеровирусные инфекции; дисбаланс витаминов, особенно витамина D; изменение микрофлоры кишечника; избыточная масса тела и ожирение.

Применение современных препаратов инсулина, средств контроля глюкозы в крови позволяет вести нормальный образ жизни. Во всем мире дети с этим заболеванием посещают детские сады и школы, занимаются спортом.

— В учреждении образования ребенок проводит значительную часть времени. От созданных там условий, квалификации медперсонала, поддержки воспитателей и учителей во многом зависит качество компенсации диабета, а также вероятность развития острых и хронических осложнений, — подчеркивает Анжелика Солнцева. — Мы понимали, что для улучшения качества жизни детей с сахарным диабетом 1-го типа необходимо инфорцмировать педагогов. А для этого нужны проводники наших знаний — медработники детских садов и школ. Так возникла идея их обучения.

Инициаторами проекта выступили сотрудники 1-й кафедры детских болезней БГМУ и врачи городского детского эндокринологического центра на базе 2-й ГДКБ Минска. В рамках медико-просветительской акции «Дети, диабет и здоровье» был организован семинар, направленный на то, чтобы обучить медработников учреждений образования, которые оказывают медицинскую помощь детям с сахарным диабетом, выполнять свою работу безопасно, последовательно, используя стандартизованные подходы и рекомендации врачей-эндокринологов. Организаторы семинара рассчитывают, что разработанные мультимедийные материалы, руководство для воспитателей и учителей «Сахарный диабет 1-го типа. Что необходимо знать», листовки и плакаты будут широко использоваться специалистами учреждений образования и здравоохранения.

Простые правила

Во-первых, наличие у ребенка сахарного диабета не должно оставаться тайной для работников учреждения образования, одноклассников и друзей. Только так можно обеспечить безопасность и психологическую поддержку.

Во-вторых, необходимо учитывать, что ребенок с сахарным диабетом требует больше внимания, чем сверстники.

В-третьих, необходимо базовое понимание этого заболевания, чтобы помочь создать условия в повседневной жизни (занятия физкультурой, прогулки, питание и т. д.) и оказать помощь в экстренной ситуации (в случае гипо- или гипергликемии).

— В подростковом возрасте ребенок хочет ничем не отличаться от сверстников. А если у него сахарный диабет? Со стороны друзей, одноклассников может возникнуть непонимание, особенно если они не знают, что это такое. Подростки часто эгоистичны, жестоки, пытаются игнорировать товарища, у которого есть проблемы. И ребенок с сахарным диабетом в итоге замыкается, ни с кем не общается, что приводит к социальной изоляции, депрессии, — поясняет Анжелика Солнцева. — Бывают случаи непонимания и со стороны учителей. У некоторых родителей складывается впечатление, что педагоги начинают принимать заболевание ребенка только после развития тяжелого гипогликемического состояния. Хотя человеку без медицинского образования действительно непросто разобраться: если ребенок раздражителен, агрессивен или подавлен, просится выйти из класса, ест во время урока — это следствие гипогликемии либо все же особенности поведения, не связанные с сахарным диабетом?

Базовые принципы социализации

Эндокринологи рекомендуют создавать в учреждении образования, которое посещает ребенок с сахарным диабетом 1-го типа, соответствующие условия. Для этого потребуется взаимодействие школьной администрации, учителей, учеников и родителей. Дети с сахарным диабетом нуждаются в безопасности, поддержке, вовлеченности в общественную жизнь.

Безопасность:
  • беспрепятственная возможность измерить уровень глюкозы крови, ввести инсулин или принять необходимые углеводы;
  • достаточное количество времени на прием пищи, чтобы предотвратить снижение уровня глюкозы в крови;
  • осведомленность школьного персонала о заболевании ребенка, симптомах неотложных состояний и правилах первой помощи, особенно при гипогликемии. Обычно дети хорошо справляются с контролем сахарного диабета, но иногда может потребоваться помощь.
Поддержка:
  • если гипогликемия или другое непредвиденное событие развилось на контрольной работе, ребенку может понадобиться несколько дополнительных минут, чтобы выполнить задание;
  • гипергликемия может приводить к повышенному мочеизнурению, поэтому всегда нужно разрешать выйти из класса, не привлекая к этому внимания;
  • важно дать ребенку возможность рассказать сверстникам о заболевании. Дети обычно проявляют к этому интерес и перестают избегать или дразнить одноклассника с диабетом.
Вовлеченность в жизнь класса или группы:
  • ребенок с диабетом может участвовать в поездках, спортивных играх, представлениях;
  • по согласованию с родителями можно приспособить режим инсулинотерапии и питания под любое мероприятие.



Комментировать


comments powered by HyperComments