Системные изменения логистики здравоохранения

08 августа 2019


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Заседание коллегии Минздрава «Об итогах работы органов и организаций здравоохранения  в первом полугодии 2019 года и выполнении поставленных задач» прошло в БелМАПО.

Во вступительном слове  министр здравоохранения  Владимир Караник подчеркнул, что на сегодняшний момент в системе здравоохранения реализуются конкретные задачи, поставленные Главой государства. 

В последние годы значительно поменялась демографическая ситуация, это касается и старения, и перераспределения населения по плотности проживания в сельской местности и городах. Так, например, в более чем 20 районах республики численность населения менее 15 тысяч. Требуется иная логистика построения организации медицинской помощи в данных районах. 

Специализированная помощь должна концентрироваться в опорных центрах — межрегиональных, межрайонных. Наиболее ярким примером такого межрегионального взаимодействия можно назвать Островецкую больницу, ввод которой запланирован на ноябрь нынешнего года. Там будут работать высококвалифицированные специалисты, разместится высокотехнологичное оборудование — КТ, МРТ, ангиограф. Планируется, что медучреждение будет оказывать помощь жителям Гродненской, Минской и Витебской областей. Наличие таких межрегиональных центров требует новых подходов к организации финансирования и оперативного перераспределения средств между разными регионами. 

— Сейчас обсуждается возможность организовать оперативное перераспределение средств между первичным звеном, сделав его основным держателем кредитов, и стационарной помощью, в том числе через механизмы клиникозатратной группы, — отметил руководитель ведомства. — Совместно с Минфином создана рабочая группа, которая прорабатывает данный вопрос. Это поможет провести в жизнь механизм, когда средства движутся за пациентом. Но в таком случае ключевыми должны стать безопасность пациента, оснащенность клиники и клиническо-экономическая целесообразность. К сожалению, пока что все эксперименты показали, что «региональность» пересиливает клиническо-экономическую целесообразность. Для выстраивания грамотной и четкой организации медицинской помощи и ее управляемости нужно внедрение механизмов аккредитации. 

Владимир Караник подчеркнул, что в этой связи проработано и включено в проект Закона «О здравоохранении» Положение о внедрении механизмов аккредитации для всех учреждений здравоохранения. 

Еще один важный вопрос, который требует незамедлительного решения, — бесперебойная работа современного высокотехнологичного оборудования. На сегодняшний момент, как показывает мониторинг, время простоя некоторой техники 30 %, а стоимость ремонтов иногда превышает покупку новой. Министр отметил, что сейчас ведется активная работа по изменению логистики поставки новых запасных частей, по поддержанию его в работоспособном состоянии и по введению адекватных цен на данные запасные части. 

— Необходимо организовать работу на системной основе. Плотно работаем с производителями (не поставщиками!) медицинского оборудования, речь идет о прямых поставках и постгарантийном обслуживании, — отметил Владимир Караник. — В этом вопросе нам помогают специалисты МИДа. Часть производителей уже откликнулись на наши предложения. Надеюсь, что в августе-сентябре данная работа позволит перейти на открытое формирование цены. Еще один блок вопросов касается лекарственного обеспечения. Зачастую мы видим перебои с поставкой того или иного лекарственного средства, отсутствие зарегистрированных препаратов, в том числе тех, которые входят в план централизованных закупок. 

По словам министра, проделана большая мониторинговая и аналитическая работа. Направлены на согласование документы о либерализации регистрации лекарственных средств, качество которых подтверждено международными сертификатами. 

— Мы ведем эту работу для того, чтобы упростить выход на рынок лекарств, в качестве которых мы не сомневаемся, и высвободить ресурсы фармации для более оперативного проведения конкурсов по тем позициям, которые нам необходимы, — объяснил Владимир Караник. — На сегодняшний момент уже ведется анализ тех препаратов, регистрация которых заканчивается в следующем году. Это более 900 позиций — с изготовителями 426 препаратов ведутся переговоры о дальнейшей регистрации. 

При этом министр уверен, что в этом вопросе нужно повышать роль холдинга «Белфармпром». Именно предприятия холдинга должны более активно снабжать Беларусь востребованными, доступными и качественными лекарственными средствами и наращивать экспортный потенциал.

— На данный момент развитие белорусской фармотрасли идет по экстенсивному пути, когда увеличение продаж происходит за счет уменьшения цены и рентабельности, — констатировал Владимир Караник. — Такая ситуация недопустима. Должны быть разработаны четкие планы освоения препаратов, имеющих экспортный потенциал, и тех, которые необходимы нашему здравоохранению. Нужно производить то, что требуется здравоохранению, а не продавать то, что получается производить у наших фармзаводов. Заказчик в этом вопросе — здравоохранение, а не наоборот! 

Также министр обратил внимание участников заседания на кадровую ситуацию. Подготовка кадров — еще один приоритет. В том числе это касается разработки документов взаимодействия между клинической базой и университетами. 

Нужно наладить четкое взаимодействие с социальными структурами. Зачастую медицинская помощь подменяется социальной работой, а наши медицинские койки работают как социальные — и эту ситуацию пора менять. В том числе есть необходимость в создании единого социального центра, где будут социальные медицинские койки с совместным финансированием. 

О работе органов и организаций здравоохранения в первом полугодии 2019 года рассказал в своем докладе первый заместитель министра здравоохранения  Дмитрий Пиневич. 
По его словам, план, утвержденный заместителем премьер-министра во исполнение поручений Президента, решением итоговой коллегии за 2018 год был детализирован, пролонгирован и лег в основу работы в первом полугодии текущего года.

Дмитрий Пиневич с сожалением констатировал, что пресловутые демографические ножницы вновь разомкнуты, прежде всего в результате падения показателей рождаемости. Показатели смертности стабилизированы, несмотря на неблагоприятную половозрастную структуру населения. Служба охраны материнства и детства показывает стабильную работу, о чем свидетельствует снижение показателей младенческой и детской смертности. 

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить в ближайшее время, первый заместитель министра назвал вопросы кадровой политики, в том числе практикоориентированность обучения, ввод симуляционных центров, особенности постдипломной подготовки, введение резидентуры по отдельным специальностям на основе переформатирования ординатуры, законодательное решение проблем длительных заграничных стажировок.

— Вполне закономерно, что наиболее мобильной в части текучести кадров является молодежь, из всех уволенных — почти 40 % до 30 лет и от 30 до 40 лет — 20  %. Понятно, что данная категория мобильна внутри страны, но она же лидер внешней миграции, — отметил Дмитрий Пиневич. 

Он предложил разработать тренды профессионального роста для всех категорий сферы — от первичного звена до РНПЦ, кафедр или коммерческих центров. 

— Пилотный проект по Гродненской университетской клинике должен стать базовым в совершенствовании положения о клиническом учреждении и новых подходов в определении оплаты труда, — сказал первый заместитель министра.

Дмитрий Пиневич также отметил, что более 30 % удельного веса в экспорте медицинских услуг занимают четыре учреждения — НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н. Н. Александрова, РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, РНПЦ «Кардиология». 

Касаясь экспорта образовательных услуг, первый замминистра прокомментировал, что учреждения системы здравоохранения держат более 20 % всего образовательного экспорта страны. 

Еще один важный пункт — внедрение цифровых технологий в медицину. 

— Это гарант успешности большинства стартапов в нашей отрасли. Для этого мы выстраиваем систему ресурсных центров — к имеющимся Центру экспертиз и испытаний в здравоохранении, РНПЦ медицинских технологий, РНПЦ медэкспертизы и реабилитации добавляется центр госфарминспекции, центр электронного здравоохранения, затем центр аккредитации учреждений здравоохранения, центр аккредитации медицинских кадров и после 2021-го — центр финансирования и центр оценки медицинских технологий.  

В своем выступлении на заседании коллегии начальник Главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Елена  Богдан отметила, что результатов работы системы здравоохранения не бывает без грамотного первичного звена. С учетом прикрепленных  ФАПов сегодня на одного врача общей практики на селе приходится команда из 6–7 специалистов со средним образованием. 

— Наша задача — грамотно распределить обязанности и расширить полномочия этих специалистов — по проведению диспансеризации, работе с факторами риска, выполнению визитов на дом, выписке рецептов, — подчеркнула Елена Богдан.

Прослеживаются системные проблемы, связанные с использованием врачами оборудования, выполнением большего функционала. Существует ряд проблем с размещением ВОП и его команды. Три человека, одновременно ведущие прием в одном кабинете, не могут качественно выполнять работу. 

Следующей задачей будет обучение врачей-педиатров участковых и оснащение их рабочих мест оборудованием. Участковый педиатр в городе или при наличии детского населения останется, но будет расширен его функционал и пересмотрена численность закрепленного детского населения. 

Потребность граждан максимально решить вопросы со здоровьем за короткий срок требует изменения работы приемных отделений в Минске и областных городах с четким организационным зонированием «красный — желтый — зеленый». Консультативные, диагностические приемы необходимо организовывать в крупных больницах. В центральных районных больницах следует выделить диагностические койки и койки малоинвазивной хирургии.

Ситуация в республике с рождаемостью сложная. В 13 районах  1–2 родов в неделю, а средняя длительность пребывания на койке выше, чем на 3–4-м уровне у женщин с патологией! Не внедряется ранняя выписка при физиологических родах. Такое количество родов в год на койку вынуждает для сохранения отделения умышленно продлять сроки госпитализации. 

Вопрос оптимизации сети — необходимый, неизбежный и самый болезненный. Переход финансирования от койки и посещения к стоимости оказанной услуги и прозвучавшие в основном докладе системные изменения, на наш взгляд, приведут к изменению организационной структуры для таких районов. 

Аналогичен подход и к межрайонным центрам. Специализированные койки должны быть только там, где сеть возможность применения современных диагностических и лечебных технологий. 

— Неоднократно в течение последнего года КГК обращал наше внимание на наличие очередей. Мы все понимаем, что очередность на плановую медицинскую помощь есть всегда и во всех странах. И об этом нужно говорить на всех уровнях, — подчеркнула Елена Богдан. — Наша задача в первую очередь выстроить скорую медицинскую помощь — и экстренную, и неотложную, выделить состояния и заболевания, при которых должен быть быстро организован диагностический поиск, как при подозрении на онкологические заболевания. 

Еще один важный вопрос — загруженность коек сестринского ухода. 

— Койки сестринского ухода и медико-социальные койки — самые «занятые» в системе. Более 104 тысяч человек в год находится на таких койках, — рассказала Елена Богдан.

При этом материально-техническая база больниц сестринского ухода ведется по остаточному принципу.

— Считаю, что системе удалось внести свой вклад в стабилизацию смертности населения. В течение последних четырех лет показатель смертности стабилизирован на уровне 12,6–12,7 ‰, — резюмировала Елена Богдан.

О работе службы медицинских экспертиз в первом полугодии 2019 года и формировании системы управления качеством медицинской помощи рассказала на заседании коллегии заместитель начальника главного управления — начальник управления медицинской экспертизы Главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Ирина Киреева.

По ее словам, врачебно-консультационные комиссии государственных организаций здравоохранения выносят 25 видов различных заключений ВКК. Ирина Киреева подчеркнула, что в первом полугодии обеспечено выполнение целевого показателя Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» — стабилизация показателя тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста на уровне 50 %. Показатель тяжести первичной инвалидности населения трудоспособного возраста по республике составил 46,4 %. На 01.05.2019 пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите получают 569 734 инвалида, что составляет 6 % всего населения, в том числе: 1-й группы — 89 201 человек, 2-й группы — 262 064 человека, 3-й группы — 186 064 человека, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет — 32 402 человека. 

Ирина Киреева особо выделила основные задачи предстоящей работы по созданию системы контроля качества оказания медицинской помощи. Главные среди них — решить вопрос полномочий специалистов отделов контроля качества в МРЭК (внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь») и переподчинения МРЭК Минздраву (внесение изменений в Закон «О здравоохранении»). 

Также предстоит укомплектовать кадрами вертикаль контроля качества медицинской помощи на республиканском, областном, первичном уровнях.

По материалам  пресс-службы Минздрава.



Комментировать


comments powered by HyperComments