подписка ерип

В БГМУ состоялась конференция «Симуляционное обучение как основа обеспечения качества практико-ориентированной подготовки специалистов с медицинским образованием».

28 декабря 2016

Автор(ы):
Ольга Алиновская


Будущие акушеры-гинекологи осваивают вакуум-экстракцию плода под руководством доцента кафедры акушерства и гинекологии БГМУ Виталия Ивановича Дуды. Фото предоставлено БГМУ.
Будущие акушеры-гинекологи осваивают вакуум-экстракцию плода под руководством доцента кафедры акушерства и гинекологии БГМУ Виталия Ивановича Дуды. Фото предоставлено БГМУ.
Обучение: симуляционные технологии 

В БГМУ на базе лаборатории практического обучения состоялась республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Симуляционное обучение как основа обеспечения качества практико-ориентированной подготовки специалистов с медицинским образованием». 

Участники мероприятия посетили лабораторию практического обучения БГМУ, где преподаватели университета провели мастер-классы по хирургии, педиатрии, акушерству и гинекологии, анестезиологии и реанима­тологии, терапии.

В рамках конференции прошла выставка оборудования для лабораторий практического обучения. 

Открыла конференцию начальник управления кадровой политики учреждений образования Минздрава Ольга Маршалко, с приветственным словом выступил ректор БГМУ Анатолий Сикорский.

О возможностях и перспективах внедрения симуляционных технологий в медицинском образовании рассказала заведующая лабораторией практического обучения БГМУ Наталья Мирончик. 

Лаборатория включает 5 учебных модулей: педиатрия, терапия, хирургия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология. Навыки осваивают студенты, клинические ординаторы и по договорам — сотрудники других организаций. 

В январе 2015 года поставщики оборудования подготовили 25 преподавателей по всем имеющимся симуляторам. Однако в процессе работы этого оказалось недостаточно. В ноябре-декабре специалисты прошли тренинг «Современные медицинские технологии в акушерстве» в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика 
В. И. Кулакова (Москва). Группы из 7 сотрудников кафедр терапии, детских болезней, анестезиологии и реаниматологии обучались по курсу «Подготовка и проведение симуляционных тренингов» с применением симуляторов взрослого пациента SimMan Essential на базе ЛПО инструктором преподавателем ООО «Арибрис», Москва.

В свободное от занятий время в лаборатории предоставлена возможность для самостоятельной индивидуальной работы преподавателей. 

Практическое обучение в 2015/2016 учебном году прошли 162 группы (1 325 студентов). За три месяца 2016/2017 учебного года — 121 группа (970 студентов). 

Помимо занятий, ведутся кружки по анестезиологии и реаниматологии, факультатив по неонатологии; студенты готовятся к межвузовским и международным олимпиадам; врачи-интерны, клинические ординаторы демонстрируют навыки. 

За период работы лаборатории разработано и утверждено 15 учебно-методических пособий по всем модулям, концепция внедрения и развития системы обучения практическим навыкам на кафедре анестезиологии и реаниматологии. 

Симуляция внедряется по­этапно. Сначала на базе кафедр используются демонстрационные техники (интерактивные парты, кино- и видеоматериалы, обучающие компьютерные программы); в ЛПО задействуют тренажеры для проведения инъекций, катетеризаций, пункций, а также основ сердечно-легочной реанимации. 

Во время второго этапа отрабатываются отдельные умения и навыки, как правило, с высокой механистической реальностью. Тренажеры выбираются те, что позволяют оценить эффективность манипуляций. 

Третий этап — обучение в симуляционном центре с применением моделируемых сценариев симуляции с высокой степенью реалистичности, включением высших когнитивных, психомоторных и эмоциональных компонентов, проведением видеозаписи и последующим дебрифингом. 

Современные аспекты симуляционного обучения студентов педиатрического факультета на базе лаборатории практического обучения стали темой выступления ассистента 1-й кафедры детских болезней БГМУ Алексея Сапотницкого. 

Первым опытом симуляционного обучения студентов-субординаторов в рамках курса хирургических болезней поделился доцент 2-й кафедры хирургических болезней БГМУ Вячеслав Козлов.

О симуляционном обучении как направлении преподавания анестезиологии и реаниматологии рассказал заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии БГМУ Олег Прасмыцкий.

Начальник учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ Виктор Редненко остановился на объективном структурированном клиническом экзамене.

Его формат — станция: 
  • демонстрация выполнения манипуляции на тренажере; 
  • взаимодействие со стандартизированным пациентом (сбор анамнеза, консультация, физикальное обследование); 
  • заполнение меддокументации или листа ответов по результатам обследования пациента, выполнения навыка на тренажере или интерпретации лабораторных навыков;
  • структурированное обследование с экзаменатором по результатам выполнения навыка по заранее определенным вопросам. 
Оценка — по стандартизированной методике, определенной и подготовленной экспертами заранее. 

В ВГМУ такой экзамен сдают 57 групп 6-го курса. Работает 6 станций (2 — терапия, 2 — хирургия, 1 — акушерство, 
1 — реаниматология). Типы: 2–3 — работа на тренажерах, 1 — симулированный пациент, 2–3 — анализ результатов исследований. Время прохождения станции — 5 минут. 

Виктор Редненко отметил, что для совершенствования учебной деятельности важно не только реализовать количество выполнений профессиональных действий (навыков) в симуляционном центре или у постели больного, но и обеспечить объективный контроль правильности выполнения конкретного профессионального действия (стандартизации) и вследствие этого его корректировку в процессе обучения.

Специалист пояснил, что объективный структурированный клинический экзамен — наиболее надежный и валидный инструмент аттестации специалистов, средство оценки, основанное на принципах объективности и стандартизации, позволяющее обученным экзаменаторам оценить знания экзаменуемого по стандартизированным шкалам. Цель такого экзамена — не только выявление творческих возможностей аттестуемого по дифференциальной диагностике и постановке диагноза, но и демонстрация универсальных, основных принципов работы у постели пациента, имеющих прикладное значение.

Технология аттестации сложная и затратная, требует высокого уровня методического и технического обеспечения, а также специальной подготовки обучаемых и экзаменаторов.

По словам специалиста, внедрение такого экзамена будет стимулировать обучение и повысит привлекательность выпускаемых университетом специалистов для работодателей.

Опытом использования симуляционного оборудования поделился заведующий лабораторией практического обучения ГрГМУ Леонид Кепурко. Под­разделение  площадью более 500 м2 открыто в феврале 2013 года. Созданы 8 практикумов: по терапии, педиатрии, хирургии, оториноларингологии, акушерству и гинекологии, анестезиологии и реаниматологии, УЗ–диагностике, виртуальных лапароскопических операций и учебная комната. 

Используются более 100 тренажеров, фантомов, муляжей, в т. ч. высокотехнологичных симуляторов, имитаторов, модулей.
Заведующий отметил, что преимущества симуляционного обучения — опыт без риска для пациента, снижение стресса. 

О проблемных вопросах организации учебного процесса в лаборатории практического обучения сообщила проректор по учебной работе ГГМУ Светлана Анашкина. Она отметила основные моменты, среди которых разные подходы и методики выполнения практических навыков профессорско-преподавательского состава разных кафедр университета, необходимость расширения штата и введение должности программиста, формирование единого понимания организации работы лаборатории во всех учебных заведениях медицинского образования. 

О фантомно-модульном комплексе как элементе обучения по оказанию первой помощи пострадавшим рассказала Людмила Чиж, доцент кафедры пожарной аварийно-спасательной подготовки Университета гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. 

Современное состояние симуляционного обучения в России осветил заместитель директора Российского общества симуляционного обучения в медицине Александр Мамаев. 

РОСОМЕД способствует внедрению в медобразование и практическое здравоохранение симуляционных технологий для приобретения навыков и умений, проведения сертификации и аттестации, выполнения научных исследований и испытаний медтехники и технологий без риска для пациентов. 

Общество объединяет преподавателей и инструкторов симуляционного тренинга; руководителей учебных центров; исследователей, занимающихся данным направлением современной образовательной науки; разработчиков, производителей и поставщиков учебно-методического симуляционного оборудования. 

В России около 200 симуляционных центров. Аккредитацию получили 12, (5 — III уровня, 7 — II уровня). Еще 9 проходят этот процесс.

В нынешнем году впервые проведена аккредитация 4 694 выпускников по специальности «стоматология» из 57 вузов и 3 037 выпускников по специальности «фармакология» из 52 учебных заведений. 

Эксперт пояснил, что в рамках РОСОМЕД действует структура «Синтомед» — системный интегратор симуляционного обучения в медицине. Организация обучения в симуляционных центрах для различных групп профессиональной компетенции (лица без медобразования, младший, средний и высший медицинский персонал). Обучение проводится по всей России, а также за рубежом. 

Проекты симуляционных центров: экспертиза документации, создание концепции и проект, 3D-моделирование.
О современных тенденциях и практике использования симуляционного обучения при подготовке специалистов с медобразованием в России рассказал руководитель отдела компании «ГЭОТАР-Медиа» Дмитрий Марунов.

Первый симуляционный центр в России был построен в 2004 году на базе НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Имеет классическую структуру и зонирование. 

Среди достижений докладчик отметил государственную поддержку центра; интеграцию обучения в учебный план вузов; развитие непрерывного медицинского образования; появление объективного структурированного клинического экзамена; дифференциальное развитие симуляционного обучения для медицинских вузов и колледжей; прогресс отечественного производства манекенов и симуляторов.

Существуют сложности в аккредитации центра, подготовке специалистов, со штатом сотрудников, стандартизацией и контролем качества, финансированием. Возможное решение — стандартизация работы и комплексный подход к оснащению центров, их взаимодействие.

С докладом «Оценка эффективности программы обучения специалистов в Литве» выступил Паулюс Добожинскас, профессор Литовского университета наук о здоровье (Каунас), доктор мед. наук.

Путь для новых технологий всегда открыт

>> Ольга Маршалко
начальник управления 
кадровой политики, 
учреждений образования Минздрава:

По итогам конференции принята резолюция: 

Разработать концепцию симуляционного обучения в системе медобразования Беларуси.

Разработать и утвердить «дорожную карту» по внедрению и развитию симуляционного обучения в учреждениях образования, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов с высшим или средним специальным медицинским образованием (далее — подготовка специалистов с медобразованием).

Создать республиканскую ассоциацию симуляционных центров.

Ходатайствовать перед Министерством здравоохранения о реорганизации лабораторий практического обучения мед­университетов в структурные подразделения «Центр симуляционного обучения».

Разработать нормативную базу и штатное расписание центров симуляционного обучения в медуниверситетах и лабораторий по формированию практических навыков в медколледжах.

Обеспечить спецподготовку преподавательского состава, лаборантов и инженерно-технического персонала для работы с симуляционным оборудованием, включая стажировку в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Организовать прохождение повышения квалификации преподавателями учреждений образования, осуществляющих подготовку специалистов с медобразованием, по вопросам использования симуляционного обучения.

Организовать проведение конференций, семинаров, тематических мастер-классов и других учебно-методических мероприятий, включая об­общение опыта эффективной практики использования симуляционных технологий в медобразовании для преподавателей учреждений образования, осуществляющих подготовку специалистов с мед­образованием. 

Провести анализ образовательных стандартов и учебно-программной документации по специальностям высшего и среднего специального мед­образования, дополнительного образования взрослых и внести изменения и дополнения с учетом опыта использования симуляционных технологий в образовательном процессе.

Разработать и внедрить в образовательный процесс общую базу методического и учебно-программного обеспечения симуляционного обучения и проведения обязательной текущей и итоговой аттестации с использованием симуляционных технологий и методик объективного структурированного клинического экзамена. Для этого:
  • 10.1. создать авторские коллективы по специальностям высшего и среднего специального медобразования;
  • 10.2. разработать и внедрить программу ступенчатого модульного симуляционного обучения; 
  • 10.3. разработать республиканские методические рекомендации (указания) для преподавателей по проведению занятий и итоговой и текущей аттестации с использованием симуляционного оборудования;
  • 10.3. разработать и внедрить единые алгоритмы выполнения практических навыков с использованием симуляционного оборудования и единые критерии оценки практических навыков обучающихся;
  • 10.4. создать библиотеку клинических сценариев для симуляционного обучения и проведения объективного структурированного клинического экзамена;
  • 10.5. разработать положение о студенческом тьюторском движении, отразив в нем участие тьюторов в симуляционном обучении.
Сформировать систему технического обслуживания и иного обеспечения центров симуляционного обучения в медуниверситетах и лабораторий по формированию практических навыков в медколледжах. 

Внедрить в образовательный процесс новые педагогические технологии с использованием «стандартизированного (симулированного)» пациента, коммуникативных приемов (скриптов). 




Комментировать


comments powered by HyperComments