Анкета

Высший балл для среднего звена

11 июня 2018

Автор(ы):
Евгений Креч (фото),   Светлана Хорсун


На базе Оршанского госмедколледжа прошел Республиканский семинар с международным участием «Проблемы и перспективы интеграции среднего специального медицинского и фармацевтического образования в мировое образовательное пространство». С приветственным словом выступили начальник управления кадровой политики, учреждений образования Минздрава Беларуси Ольга Маршалко и директор Оршанского госмедколледжа Владимир Красовский.


Владимир Красовский: «Для сотрудников колледжа большая честь принимать гостей форума — не только представителей белорусских учреждений среднего специального медицинского образования, но и специалистов из России и Латвии. Важно обмениваться опытом для интеграции национального медицинского образования в мировое пространство».

Пути совершенствования подготовки медицинских кадров в Беларуси

Ольга Маршалко, 
начальник управления кадровой политики, учреждений образования Минздрава Беларуси

Впервые в республике среди медицинских колледжей проходит международное мероприятие, включающее проведение республиканского семинара с международным участием и международную олимпиаду профессионального мастерства.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным медицинским образованием сегодня осуществляется в 22 учреждениях образования.Высшее медицинское, фармацевтическое образование можно получить в 4 медицинских университетах по 7 специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-психологическое дело», «Стоматология», «Фармация». С целью подготовки специалистов для научно-педагогической и научно-исследовательской работы в медицинских университетах проводится обучение в магистратуре с присвоением степени магистра медицинских наук, в том числе иностранных граждан. 

Ежегодно в медуниверситетах обучается около 20 тысяч студентов, из них около 4 тысяч иностранцев из 62 стран мира. На бюджетной основе образование получают 62 % студентов, на условиях целевой подготовки — 22 %, на платной основе — 38 %. Выпускники медуниверситетов направляются для прохождения интернатуры в организации здравоохранения.

Повышение квалификации, переподготовка врачей всех специальностей осуществляется в Белорусской медицинской академии последипломного образования и во всех медицинских университетах, где открыты факультеты повышения квалификации и переподготовки. Переподготовка проводится по 83 специальностям, повышение квалификации — по 460 образовательным программам очной (дневной) формы получения образования.

Подготовка врачей-специалистов в клинической ординатуре проходит по 63 специальностям.

В 2017 году в 11 РНПЦ и Республиканской клинической стоматологической поликлинике, оснащенных высокотехнологичным диагностическим и лечебным оборудованием, открыты образовательные центры для повышения квалификации врачей-специалистов.

Подготовка специалистов со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием осуществляется в 16 медколледжах по 8 специальностям. Переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся в 14 медколледжах и Барановичском центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов по 11 специальностям переподготовки и по 168 образовательным программам повышения квалификации очной (дневной) формы обучения. Численность учащихся медколледжей около 10 тысяч, в т. ч. 150  иностранных граждан из 13 стран. На бюджетной основе образование получают более 65 % учащихся. С 2016 года внедряется республиканская система симуляционного обучения. 

С 2016–2017 учебного года в медуниверситетах сокращено количество учебных часов по дисциплинам «Химия», «Биология», «Физика». Введены дисциплины «Первая помощь», «Медицинский уход», «Манипуляционная техника», «Коммуникации в здравоохранении». Впервые студенты для закрепления практических навыков получили возможность проходить учебную практику с первого по шестой курс. 

Оптимизированы сроки обучения в медколледжах. Разработаны и утверждены новые образовательные стандарты и типовые учебные планы по специальностям. Подготовка квалифицированных кадров для системы здравоохранения Беларуси осуществляется на основе практикоориентированного подхода, с учетом потребностей практического здравоохранения.

На семинаре прозвучало немало интересных сообщений. Директор Полоцкого медколледжа Татьяна Ефременко поделилась опытом внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Директор НИУ  «БелГУ» доктор мед. наук, профессор Евгений Крикун рассказал, как проводилась подготовка студентов к участию в чемпионате Worldskills. 

О целях, перспективах, проблемах первичной аккредитации выпускников медицинских образовательных учреждений в Псковской области России сообщил директор Великолукского медицинского колледжа Александр Шулаев. Главный специалист ГУЗО Гродненского облисполкома, заместитель председателя Белорусского общественного объединения медицинских сестер Светлана Антонович остановилась на достижениях и перспективах развития системы организации работы специалистов со средним специальным медицинским образованием в Беларуси.

Подводя итоги семинара, Ольга Маршалко подчеркнула необходимость изучения международного опыта и его внедрения в систему медицинского образования Беларуси. Предстоит серьезная работа по развитию современных форм организации образовательного процесса, в первую очередь речь идет об использовании симуляционных технологий и о методике «стандартизированный пациент». Заслуживает внимания тема внедрения в систему повышения квалификации заочной дистанционной формы образования. Необходимо шире применять в образовательном процессе информационные технологии, изучить опыт Полоцкого госмедколледжа и взять его на вооружение. В ближайшее время следует рассмотреть возможность применения в медколледжах электронного журнала успеваемости. 

В целях развития высоких профессиональных компетенций специалистов со средним специальным медицинским образованием, повышения имиджа Беларуси на международной арене назрела необходимость участия в Республиканском конкурсе WorldSkills Belarus по стандартам международного движения WorldSkills и проведения Республиканского конкурса профессионального мастерства «МедСкилл».

Ольга Маршалко отметила, что современное здравоохранение нуждается в специальной подготовке младших медицинских сестер, организации школы ухода за тяжелобольными пациентами. вопрос будет всесторонне изучен Минздравом в первую очередь с точки зрения потребности заказчиков кадров в таких работниках, содержания и сроков их обучения.

Перспективы развития системы среднего медобразования в России

Юлия Тарасова, заместитель директора по дополнительному профессиональному образованию Московского областного медицинского колледжа № 1, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Московской области по управлению сестринским персоналом: 

"В январе 2016 года в России принят профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», предписывающий санитарам и младшим медсестрам по уходу за больными проходить профессиональное обучение, чтобы сохранить за собой рабочее место. По соглашению с Министерством здравоохранения в каждом регионе созданы программы реализации данного стандарта. Проводить профессиональное обучение рекомендовано в объеме 144–288 часов. В настоящее время работники, не прошедшие профессиональное обучение, переводятся на должность уборщиков помещения.

Учреждения, которые готовят специалистов со средним специальным медицинским образованием, подведомственны Министерству здравоохранения и Министерству образования (многопрофильные колледжи). Ежегодное количество выпускников таких учебных заведений составляет около 63 тысяч, но не все они в дальнейшем работают в медицинских учреждениях, так как распределение отсутствует. Обеспеченность специалистами со средним специальным медобразованием составляет 86,2 на 100 тысяч населения. В Беларуси в разы больше. Есть районы с разными показателями. К сожалению, Московская область входит в последнюю пятерку областей. Причина — более высокие зарплаты в столице. 

В настоящее время проводится работа по актуализации образовательных программ. Сегодня активно используются симуляционное и дистанционное обучение. Всероссийский учебно-научный методический центр предложил формировать все программы на модульной основе для включения в систему непрерывного медицинского образования. Каждый модуль будет заканчиваться квалификационным экзаменом".

Здравоохранение Латвии: вчера, сегодня, завтра

Татьяна Кокина, главный врач детского центра «Здоровье» (Даугавпилс): 

"У Даугавпилсского медколледжа, выпускники которого работают и в нашем центре, налажено сотрудничество со многими учреждениями здравоохранения Латвии. В учебном заведении давно используется симуляционное обучение, реализуется масштабный проект по привлечению европейских средств в модернизацию оборудования. Оно у нас точно такое, как в лечебных учреждениях.

Министерство здравоохранения получает государственное финансирование, которое направляется в Национальную службу здоровья. Эта служба распределяет средства между государственными учреждениями здравоохранения, финансирует Центр профилактики и контроля за заболеваниями. Инспекция здоровья контролирует оказание медуслуг. Все лекарственные средства, которые используются в лечебных учреждениях Латвии, сертифицированы. 

Первую медицинскую помощь оказывают семейные врачи (бывшие участковые). Также ее могут оказывать медсестра, фельдшер, акушерка. Вторичную медпомощь пациенты получают в стационарах и амбулаториях. В специализированных медучреждениях можно получить помощь высококвалифицированных специалистов.
Финансирование осуществляется за счет государственных средств и взносов пациентов. Если пациент идет на консультацию по направлению, он должен заплатить 4,27 евро, чтобы обследоваться — от 1,42 до 35 евро.

К 2023 году планируем увеличить продолжительность жизни до 80 лет у женщин и до 72 лет у мужчин, сделать медицину более доступной, установить время ожидания посещения специалистов не более трех месяцев".


Комментировать


comments powered by HyperComments