подписка ерип

Информатизация выходит на новый уровень

17 апреля 2017

Автор(ы):
Анна Бергман (фото),   Соб. инф.


Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».
Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».
Вопросы информатизации здравоохранения Республики Беларусь являются одной из важных и приоритетных задач государства. На протяжении нескольких лет значительное внимание уделялось созданию средств, методов и технологий сбора, обработки и накопления информации, формированию баз и банков данных, автоматизации лечебно-диагностического процесса.

Функционируют автоматизированные системы, обеспечивающие сбор информации на национальном уровне: Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Белорусский национальный канцер-регистр, республиканские регистры «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Вич/СПИД», а также информационно-аналитические системы ИАС «Здравоохранение», РИАС «Кадры», автоматизированная республиканская система телемедицинского консультирования, информационно-аналитическая система здравоохранения, республиканская информационно-аналитическая система по медэкспертизе и реабилитации инвалидов и др.

При этом только в ряде учреждений внедрены или активно внедряются комплексные медицинские автоматизированные системы, функционирующие на базе локальных вычислительных сетей и охватывающие все подразделения учреждения здравоохранения. 

Неравномерная картина наблюдается с информатизацией стационарного звена. В ряде областных больниц комплексная информатизация, направленная на переход ведения историй болезни в электронном формате, находится на недостаточном уровне (Витебская ОКБ, Минская ОКБ, Могилевская областная больница). Несколько лучше обстоит дело в Брестской областной больнице. А в качестве образца информатизации больничных учреждений областного уровня можно привести Гродненскую ОКБ. 

Наиболее последовательно, комплексно и динамично информатизация осуществлялась в Минске, что позволило изменить технологию работы медучреждений, поднять ее на качественно новый уровень.

Во всех организациях здравоохранения столицы завершилось создание комплексных автоматизированных информационных систем, которые охватывают все аспекты автоматизации лечебно-диагностического процесса и обеспечивают формирование основных разделов электронной медицинской карты амбулаторного и стационарного пациентов; во всех АПО в лабораториях, процедурных кабинетах и травмпунктах внедрена система электронной очереди. На базе двух консультационных центров (1-го и 2-го противотуберкулезных диспансеров) и 33 поликлиник функцио­нирует и постоянно совершенствуется уникальная для стран СНГ и Восточной Европы единая телемедицинская система города по цифровой флюорографии. 

К настоящему моменту в режиме чтения и дублирования проведено более 1,2 млн цифровых рентгенограмм и более 62 тыс. удаленных телемедицинских электронных консультаций. Функционирует аналогичная телемедицинская система по цифровой маммографии на базе консультационного центра (городского онкологического диспансера) и 7 поликлиник. Действует единая корпоративная система комитета здравоохранения Мингорисполкома, в рамках которой решаются задачи организации оперативного внутреннего обмена медицинскими данными на основе применения технологии ЭЦП, обеспечения оперативного информационного взаимодействия в автоматическом режиме с РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и Бюро регистрации несчастных случаев ГУВД Мингорисполкома. 

Расширен спектр оказания электронных услуг населению, в т. ч. интернет-запись на прием к врачу и через инфокиоски, интернет-вызов врача на дом, интернет-заказ выписки из электронной амбулаторной карты.

С 2015 года в системе здравоохранения республики осуществляется реализация проекта по внедрению технологии обращения электронного рецепта.

Значительных успехов в информатизации достигло РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ». Для оптимизации и регулирования потока посетителей в торговых залах аптек внедрен программный комплекс «Автоматизированная система управления очередью». Создана автоматизированная справочная служба в регионах (Брест, Гомель, Гродно), организовано предоставление информации о наличии лексредств и других товаров аптечного ассортимента на различных web-порталах, функционирует интернет-приемная для обращений граждан на сайте pharma.by.

Вместе с тем анализ показал, что в учреждениях здравоохранения республики используется различное программное обеспечение предприятий-разработчиков, которое не соответствует единым требованиям. Разнородность программно-технической базы затрудняет комплексное решение задачи информатизации медучреждений на основе единых стандартов информационного обеспечения. 

Один из приоритетов развития электронного здравоохранения — оперативный обмен медицинскими данными между лечучреждениями. Однако на фоне постоянного роста количества пациентов региональным здравоохранительным структурам все труднее поддерживать взаимодействие между старыми клиническими системами и информационно-технологическими инновациями. Изменить сложившееся положение можно посредством централизованного внедрения современных информационных технологий в деятельность организаций здравоохранения. 

Именно по­этому информатизация здравоохранения Республики Беларусь в 2017–2021 гг. будет базироваться на реализации компонента 1 «Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений» проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» с привлечением займа Всемирного банка.
Создание единой системы электронного здравоохранения имеет большое социальное значение, так как оказывает существенное влияние на повышение доступности и качества медицинского обслуживания населения.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА в части компонента 1 — 
СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ 
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 
(электронного здравоохранения) на основе данных в цифровом формате 
и разработка системы поддержки клинических 
решений, что создаст возможности для своевременного 
и эффективного использования медицинской 
информации для каждого гражданина и, следовательно, 
обеспечит гарантии оказания качественных медуслуг населению.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПОНЕНТА 1:

СОЗДАНИЕ централизованной интегрированной информационной системы здравоохранения для обмена медицинскими данными между организациями здравоохранения на основе центральной информационной платформы, содержащей интегрированные электронные медкарты каждого пациента;

РАЗРАБОТКА процедур и регламентов обмена медицинской информацией между организациями здравоохранения с помощью центральной информационной платформы на базе международных стандартов HL7/FHIR;

РЕАЛИЗАЦИЯ на базе центральной информационной платформы различных сервисов, таких как электронный рецепт, система поддержки принятия врачебных клинических решений, статистический анализ и пр.;

ВВЕДЕНИЕ новых централизованных услуг электронного здравоохранения на базе интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системой и Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системой: личный кабинет пациента с реализацией возможностей доступа к своей медицинской информации, записи на прием к врачу, вызова врача на дом, обратной связи с поликлиникой; доступ заинтересованных ведомств и органов управления к статистико-аналитической информации здравоохранения; автоматизация взаиморасчетов за оказание услуг пациентам, пользующимся льготами, — льготный отпуск лекарств и др.; 

АКТУАЛИЗАЦИЯ законодательных актов в целях обеспечения конфиденциальности данных пациентов и защиты информации, в т. ч. с применением криптографических методов и использованием электронной цифровой подписи;

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ учреждений здравоохранения по согласованным спискам с управлениями здравоохранения (в проекте для этого предусмотрены значительные централизованные средства).

Справочно

В настоящее время многие страны (по последним оценкам ВОЗ, более 60%) разрабатывают и реализуют собственные стратегии в области электронного здравоохранения.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ ВОЗ В 2016 ГОДУ:

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

84% респондентов (38 государств-членов) имеют национальную политику или стратегию по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения, из них 74% (28 государств-членов) сообщили о том, что их политика или стратегия содержит конкретные ссылки на использование электронного здравоохранения или информационно-коммуникационных технологий в поддержку всеобщего охвата услугами здравоохранения.

70% (30 государств-членов) имеют национальную политику или стратегию по ЭЗ, из них 90% (27 государств-членов) сообщили о том, что их политика или стратегия содержит конкретные ссылки на задачи или ключевые элементы всеобщего охвата услугами здравоохранения.

69% государств-членов (31 страна) предоставляют финансовую поддержку нацио­нальной стратегии или политике по электронному здравоохранению.

89% (40 государств-членов) имеют университеты или технические колледжи, в которых проводится обучение студентов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий и электронного здравоохранения; 82% респондентов (37 государств-членов) обеспечивают повышение профессиональной квалификации работников по этим вопросам.

ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДКАРТЫ

59% (27 государств-членов) сообщили о наличии национальной системы электронных медкарт, 69% из них (18 государств) имеют законодательство, регулирующее их использование.

50% (22 государства-члена) сообщили о том, что наиболее существенное препятствие для внедрения национальной системы электронных медкарт — дефицит финансирования.

ТЕЛЕЗДРАВООХРАНЕНИЕ

27% (12 государств-членов) имеют специальную политику или стратегию по телездравоохранению; 36% (16 государств-членов) сообщили о том, что вопросы телездравоохранения отражены в национальной политике или стратегиях электронного здравоохранения.

83% респондентов (38 государств-членов) сообщили об использовании наиболее распространенной программы телездравоохранения в Европейском регионе ВОЗ — телерентгенологии. Вторая по распространенности программа телездравоохранения — дистанционный мониторинг состояния пациента, об использовании которого сообщили 72% (33 государства-члена).



Комментировать


comments powered by HyperComments