Анкета

Новые подходы к системе госзакупок

03 августа 2018


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
На коллегии Минздрава обсудили вопросы совершенствования системы государственных закупок медицинской техники, изделий медназначения  и лекарственных средств. Медучреждениям предоставят  право самостоятельно закупать  необходимые изделия медназначения, запасные части для ремонта  медтехники стоимостью до 2 000 базовых  величин.
 

Рациональное использование ресурсов

Валерий Малашко, министр здравоохранения.

По итогам полугодия основные показатели работы системы здравоохранения выполнены. Стабилизировались общая смертность и смертность лиц трудоспособного возраста, существенно снизились младенческая и детская смертность. Выполнены все социальные стандарты и основные индикаторы реализации Государственных программ, выросли объемы высокотехнологичной и специализированной помощи (эндопротезирование, кардиохирургия, нейрохирургические вмешательства, количество трансплантаций). 

Продолжено структурное преобразование первичного звена по принципу общей врачебной практики.

Министерством, а в последующем и главными управлениями здравоохранения, комитетом по здравоохранению принимались меры по противодействию коррупции, неоднократно актуализировались коррупционные риски. Заседания комиссий носили неформальный характер, разбирались конкретные случаи, делалось все возможное для максимально открытого проведения конкурсных процедур и т. д.

Но вынужден констатировать, что система здравоохранения пришла к итогам полугодия с рядом резонансных нарушений в сфере закупок медицинских изделий и лекарственных средств, обслуживания медицинской техники, в том числе связанных как с личностными характеристиками наших специалистов, так и с недобросовестностью поставщиков. Ответить на справедливые упреки общества можно только демонстрацией высокого качества помощи на каждом рабочем месте. Сложившаяся ситуация наглядно показывает: если мы не будем анализировать свои проблемы, не будем делать выводы и принимать решения — их придется принимать, выполняя предписания или поручения контролирующих органов. Это касается не только закупок, но и вопросов психологической помощи, организации медицинской помощи в интернатских учреждениях и др. 

К сожалению, ситуация повлияла на отношение общества к системе здравоохранения в целом. Для восстановления доверия к медицинским работникам я требую от руководителей всех уровней сосредоточиться на оказании доступной и качественной медицинской помощи. Современные реалии диктуют нам необходимость доверительных и взаимоуважительных отношений между врачом и пациентом. Нельзя допускать проявления коррупционных рисков, а главное — необходимо исключить подмену оказания гарантированных государством услуг платными услугами.

Государственные закупки должны быть направлены на бесперебойное обеспечение лечебных учреждений необходимой медицинской техникой, расходными материалами, изделиями медицинского назначения. На пациенте не должны отражаться последствия тех проблем, которые могут возникать при проведении той или иной закупки. Эта система должна быть настолько прозрачной, чтобы и контролирующие организации, и население понимали, что государственные ресурсы используются строго по назначению и рационально.

Каждый руководитель в сфере здравоохранения имеет отношение к системе закупок. Вместе мы должны сформировать новые подходы к этой части работы. 

Полномочия расширяются

Вячеслав Шило, заместитель  министра  здравоохранения.

Минздрав отрабатывает пакетным принципом проекты нормативных правовых актов по совершенствованию процедур закупок в медицинской сфере.

Во-первых, это усиление децентрализации закупок, во-вторых, внесение изменений в Указ Президента № 46. Областным, городским и районным исполкомам, организациям здравоохранения будут предоставлены полномочия самостоятельно проводить закупки при строгом контроле за всеми этапами процедуры. Планирование затрат на медтехнику, медикаменты, изделия медназначения должно быть завершено до 1 сентября, чтобы организации здравоохранения получили финансирование под эти закупки.

На уровне организации здравоохранения можно закупать медтехнику, изделия медназначения, запчасти стоимостью до 2 000 базовых величин. Принимайте решение: либо вы занимаетесь этим вопросом сами, либо делегируете УП «Белмедтехника», РУП «Белфармация». Подготовке технического задания должно предшествовать проведение маркетингового исследования, чтобы с учетом его результатов указывать цену в ТЗ.

На данном этапе в Минздраве формируется перечень медтехники, изделий медназначения, которые будут закупаться централизованно. Министерство запланирует для этого средства — оборудование, медицинские изделия гарантированно поступят в организации здравоохранения. Остальное — задача облисполкомов. Они будут принимать решения о централизации на своем уровне либо делегировать организациям здравоохранения закупку для всего региона. Соответственно с планированием средств.

Чтобы упорядочить организацию регистрации медтехники и изделий медназначения, принято решение внести изменения в постановления Совета Министров № 156 и № 1269. 

Что касается ремонта оборудования, то организации здравоохранения будут самостоятельно контролировать работоспособность техники. Предлагается до 1 сентября с организациями, которые по договору обслуживают ту или иную медтехнику, разработать регламенты. В каждом крупном учреждении есть заместители, курирующие медтехнику, есть специалисты по медтехнике, которые должны прописать регламенты, сроки действия той или иной запчасти, чтобы планировать закупку на следующий год. Никто не запрещает сегодня проводить конкурсы с поставкой под факт поломки оборудования. Самое главное — научиться планировать. 

Вместе с этим дорогостоящее оборудование и запчасти будут закупаться централизованно, чтобы снизить их стоимость.

Что касается работы УП «Белмедтехника» в целом, то приоритетом останется децентрализация. Нужно поменять работу дочерних предприятий УП «Белмедтехника» по регионам и улучшить преемственность. Надо пересмотреть вопросы, касающиеся наличия на складе в достаточном количестве изделий медназначения, необходимых в повседневной деятельности медучреждений (шприцы, перчатки и др.). Необходимо восстанавливать магазины «Медтехники», чтобы оперативно доставлять товар  в лечебные учреждения.


Многоуровневый маркетинг

Дмитрий Гринько,  начальник отдела регулирования закупок, обращения медицинских изделий и модернизации объектов здравоохранения Минздрава.

Для совершенствования системы государственных закупок медицинской техники, изделий медназначения, лекарственных средств, в том числе с целью профилактики коррупционных проявлений, в Минздраве проведен ряд мероприятий. Обновлены конкурсные и закупочные комиссии, осуществляется ротация специалистов, на каждое заседание комиссий министерства приглашаются в качестве наблюдателей представители силовых структур. Разработана и утверждена Инструкция о порядке планирования и проведения государственных закупок медицинских изделий за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Минздраву. Установлена персональная ответственность всех лиц, участвующих в процедурах закупок медицинских изделий (от разработчиков до лиц, утверждающих результаты закупок).

Для обеспечения максимальной оперативности и прозрачности при проведении процедур закупок увеличена кратность проведения заседаний комиссии по определению первоочередных закупок до двух раз в неделю.

Утвержден комплекс дополнительных мер по профилактике коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок медизделий. Размещаются на сайте в интернете проекты заявок на закупку медизделий, вынесенных на общественное обсуждение. Проведено обновление состава внештатных специалистов. Переработан формуляр медизделий.

Минздрав неоднократно направлял в республиканские органы управления разработанные проекты документов с предложением о внесении необходимых изменений в нормативные правовые акты.

Планируется создать многоуровневую маркетинговую службу. Первый уровень — заказчик (Минздрав, республиканские организации и учреждения здравоохранения регионов), второй уровень — уполномоченный организатор по осуществлению процедур государственных закупок («Белмедтехника»), третий уровень — уполномоченный орган по регистрации (Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении).

При формировании централизованного плана государственных закупок медизделий за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Минздраву, прорабатывается вопрос включения только дорогостоящего медицинского оборудования, с передачей закупок УЗИ, эндоскопических систем и остальных позиций оборудования на местные уровни. В планы будут включены востребованные изделия медицинского назначения, исключаются расходные материалы для санитарной службы, с передачей закупок изделий на местные уровни.

Нужно создать действующий реестр типовых заявок на закупку медицинских изделий, с учетом проведенных закупок в системе предприятий «Белмедтехники» за последние 3 года, форму заявки на закупку медицинских изделий и разместить в открытом доступе в интернете.

Минздрав ввел новый порядок формирования состава конкурсной комиссии «Белмедтехники». Отменено обязательное согласование проведения закупки запасных частей. Вводится уведомительный принцип информирования о поломке оборудования с последующим информированием о результатах проведения закупки и восстановления работоспособности.

Отменен приказ от 12 мая 2010 г. № 481 «О порядке допуска к участию в процедурах государственных закупок». Будет введена административная процедура получения разрешения на участие в процедуре закупки с установкой строгих требований к предоставлению необходимых документов.

В ближайшее время будет принят нормативный правовой акт о расширении полномочий руководителей учреждений здравоохранения для проведения закупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения, организации лечебного процесса, в том числе самостоятельного принятия соответствующих управленческих решений.

Будет продолжена практика ежегодного комплексного анализа структуры закупок медицинских изделий и лекарственных средств, формирования перечня компаний, имеющих наибольший удельный вес в структуре поставок медизделий и лексредств, и списков компаний с признаками аффилированности. Результаты анализа будут размещаться в открытом доступе.

Эти меры позволят сделать более прозрачными все этапы проведения процедур закупок и искоренить коррупционные проявления.

 
Елена Богдан:    Имидж системы  здравоохранения зависит от качества труда каждого медработника

Об итогах работы органов и организаций здравоохранения в первом полугодии 2018 года доложила начальник  Главного управления организации медпомощи и экспертизы Минздрава Елена Богдан.

ГОСПРОГРАММЫ. В нынешнем году системой здравоохранения продолжена реализация комплекса мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы, Государственной программы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016–2020 годы. В первом полугодии полностью реализованы мероприятия Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года.

Продолжено внедрение института врача общей практики в учреждениях здравоохранения первичного звена с организацией комплексной работы по схеме «врач — помощник врача — медицинская сестра».

За первое полугодие в республике выполнено на 3,4 % больше кардиохирургических и рентгенэндоваскулярных операций, чем за аналогичный период прошлого года. Количество эндопротезирований тазобедренных и коленных суставов превысило запланированный уровень на 4,6 % и 10,1 % соответственно.

По результатам научных исследований утверждено более 80 новых методов оказания медпомощи.

Высокими темпами развиваются информационные технологии, увеличивается количество врачей, имеющих возможность выписки электронного рецепта.

ДЕМОГРАФИЯ. Республика Беларусь — страна с высоким индексом человеческого развития. У нас достойный уровень развития медицины и сверхдоступность всех видов медицинской помощи. Это позволяет успешно оказывать экстренную и неотложную помощь. Более низкая ожидаемая продолжительность жизни в сравнении с развитыми странами связана с высокой смертностью мужчин и недостаточной работой с факторами риска развития неинфекционных заболеваний.

Изменить ситуацию с НИЗ возможно только при активном участии врачей первичного звена. Каждый из них должен это понимать.

Для предупреждения преждевременной смертности населения трудоспособного возраста показателен пример Гомельской центральной городской поликлиники. В Гомеле медработники при поддержке руководителей предприятий и организаций реализуют проект по выявлению и коррекции факторов риска, контролируют АД и прием гипотензивных препаратов. В случае отказа от приема назначенных препаратов работников с повышенным АД временно отстраняют от работы. Этот опыт необходимо внедрить во всех регионах.

В показателе смертности по-прежнему обращает на себя внимание высокий удельный вес во всех возрастах потерь от внешних причин (в трудоспособном возрасте — каждый четвертый). Тема должна звучать в СМИ, на каждом демографическом совете.

Снижение смертности населения, и прежде всего в трудоспособном возрасте, должно стать общей задачей, особенно в ситуации, когда рождаемость снижается.

Минздрав достиг соглашения с Министерством труда и социальной защиты в отношении опеки недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан. Внесены изменения и дополнения в статью 143 Кодекса о браке и семье, постановление Совмина от 28.10.1999 № 1676 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь». Согласно им после решения суда все функции опеки (поиск опекуна, имущественные вопросы) будут находиться в компетенции органов по труду, занятости и социальной защите.

Задачи Здравоохранения:
  • выявление, 
  • подготовка необходимых  материалов в суд,
  • меры по помещению  в соответствующие организации  здравоохранения;
Социальной защиты:
  • поиск и предоставление опекуна,
  • имущественные и другие вопросы,
  • контроль выполнения опекунами возложенных на них обязанностей,
  • выполнение иных функций по отмене установленной над этими лицами опеки или попечительства. 
ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Минздрав и органы управления здравоохранения в регионах принимают меры, направленные на повышение престижа медицинского работника, защиту его прав, освобождение от непрофильной нагрузки. Руководителям всех уровней необходимо сконцентрировать усилия на оказании доступной и качественной медпомощи, установлении доверительных и уважительных отношений между врачом и пациентом, а также недопущении случаев, когда гарантированная государством медпомощь подменяется платными услугами. От качества труда каждого медработника зависит имидж системы здравоохранения.

Начата работа по защите прав медицинских работников. Сегодня видна роль общества анестезиологов-реаниматологов, ассоциации хирургов, общественного объединения «Репродуктивное здоровье». В медучреждениях проводится страхование специалистов, чья профессиональная деятельность связана с высоким риском осложнений. Внедряются типовые информированные согласия на медицинское вмешательство.

На 2019 год запланировано внесение изменений и дополнений в Закон «О здравоохранении». Предложения по электронному здравоохранению, роли профессиональных медицинских ассоциаций, контролируемому лечению, предабортному консультированию, защите прав медработников необходимо представить до 1 октября, после чего начать общественное обсуждение проблемных вопросов.

Беларусь заявила о своей приверженности к осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Каждая из реализуемых в стране целей устойчивого развития влияет на здоровье и благополучие человека. Это основа всех межведомственных мероприятий, прежде всего по внедрению инициативы «Здоровые города и поселки», которая уже реализуется в 40 населенных пунктах страны.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. Требуется завершить подготовку нормативно-правовых актов по созданию вертикали контроля качества медпомощи, укомплектовать отдел в РНПЦ медэкспертизы и реабилитации и начать подготовку специалистов на местах (см. табл. «Структура системы контроля качества оказания медпомощи»).

АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ. По итогам полугодия все показатели службы охраны здоровья матери и ребенка выполнены. Случаев материнской смертности не зарегистрировано, достигнута рекордно низкая младенческая смертность — 2,3 ‰ (за аналогичный период прошлого года — 2,9 ‰).

Международный эксперт по перинатальной помощи Гельмюс Шюпшинскас дал в целом высокую оценку разноуровневой системе оказания медпомощи матерям и детям.
Для совершенствования перинатальной помощи предстоит решить ряд задач. Прежде всего необходимо завершить разработку клинических протоколов в неонатологии, регламента посещения родственниками молодых мам в роддомах. Требуется провести анализ выполнения приказа по антибиотикорезистентности в акушерских стационарах, принять меры по исключению необоснованного назначения антибактериальных и других лекарственных средств, излишнего использования дезинфектантов.

СТРАТЕГИЯ ПО ВИЧ. Беларусь взяла на себя обязательства по выполнению стратегии ЮНЭЙДС «90-90-90», направленной на борьбу с ВИЧ-инфекцией. Согласно документу, к 2020 году 90 % людей, живущих с ВИЧ, должны знать о своем статусе; 90 % людей, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, должны постоянно получать антиретровирусную терапию; у 90 % людей, получающих антиретровирусную терапию, должна наблюдаться вирусная супрессия. По итогам полугодия в республике эти цифры 78 — 55,6 — 33,8.

Антиретровирусной терапией охвачены 97 % беременных, 97,2 % новорожденных, 60 % осужденных, 64 % людей с ВИЧ и туберкулезом. Благодаря отечественному производству и своевременным поставкам по линии Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией перебоев с обеспечением лекарственными препаратами не возникает. Проведенная работа, в т. ч. с патентным пулом, позволила снизить стоимость лечения пациента препаратами первой линии более чем в 5 раз по сравнению с 2017 годом. Но проблема приверженности к лечению по-прежнему актуальна. По оценочным данным, в республике 75 % людей знают о своем ВИЧ-статусе. В Гомельской области обследование на ВИЧ включено в перечень обязательных.

ФТИЗИАТРИЯ. В результате проведения пилотного проекта по совершенствованию финансирования фтизиатрической службы Брестской области заболеваемость всеми формами туберкулеза уменьшилась на 14,5 %, общая смертность снизилась на 29,4 %, в трудоспособном возрасте на 50 %. Эффективность лечения впервые выявленного туберкулеза составила 90,1 %.

В области перепрофилировано 81,5 % коечного фонда, количество пациентов, пролеченных в стационаре, уменьшилось на 49,7 %. Отмечено снижение удельного веса больных туберкулезом легких с множественной и широкой лекарственной устойчивостью.

Новый подход к финансированию фтизиатрической службы планируется внедрить во всех регионах республики.



ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТЬ. В первом полугодии 2018 года в рамках Государственной программы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016–2020 годы выпуск фармпродукции осуществлялся по 12 наименованиям (произведено продукции на сумму около 2,2 млн рублей, реализовано на 1,9 млн рублей). Условная экономия валюты от импортозамещения превысила 935 тысяч долларов США.

Прямые иностранные инвестиции в фармпромышленности достигли 23,2 млн долларов США (план — 10 млн долларов). Рентабельность продаж в промышленности — 16,5 %. Затраты на производство и реализацию продукции уменьшились на 1,6 %. Доля отечественных лекарственных средств в стоимостном выражении составила 52 % при задании 47 %. Удельный вес экспорта лексредств в общем объеме производства — 27,5 %.


ЭКСПОРТ УСЛУГ. Экспорт образовательных и медицинских услуг за январь-май нынешнего года достиг 19,7 млн долларов США. Темп роста 106,2 % при плане 102,1 %.
Экспорт медуслуг организациями государственной и негосударственной формы собственности составил за 5 месяцев этого года 17,8 млн долларов США (за аналогичный период 2017-го — 14,7 млн долларов). Положительная динамика по экспорту медуслуг отмечается во всех регионах.


ПРОФИЛАКТИКА. Активно ведется поиск новых форм работы по профилактике неинфекционных заболеваний. Борьба с факторами риска должна начинаться с детства. РНПЦ «Кардиология» и БГПУ им. Максима Танка реализуют проект «Вместе к здоровью нации». Проводятся мероприятия, направленные на детей дошкольного и школьного возраста, студентов и преподавателей. Подобные проекты должны быть реализованы во всех университетах и колледжах медицинского и педагогического профиля, поскольку профилактика — основа увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 81–82 лет, как в других развитых странах.







Комментировать


comments powered by HyperComments