Ответственность — на каждом руководителе

31 января 2019

Автор(ы):
Сергей Мицевич (фото)


Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Республики Беларусь:

Проблемы нужно вовремя диагностировать, работать на упреждение, оперативно и грамотно исправлять имеющиеся недостатки. Надеюсь, что сегодняшнее подведение итогов, рассмотрение проблемных вопросов станет для каждого из вас основанием еще более требовательно и самокритично относиться к своей работе, конечным ее результатам. Имеющийся у вас потенциал, приумноженный на огромный вклад со стороны государства в развитие здравоохранения, 
дает все основания рассчитывать на самые высокие результаты. 

Вчера в БелМАПО прошло заседание коллегии Минздрава «Об итогах работы органов и организаций здравоохранения в 2018 году и основных направлениях деятельности на 2019 год». 



Доклад министра здравоохранения Валерия Малашко на коллегии Минздрава «Об итогах работы органов и организаций здравоохранения в 2018 году и основных направлениях деятельности на 2019 год».

Уважаемые коллеги и приглашенные! Для всей отрасли 2018 год был непростым. С одной стороны, достигнуты лучшие медико-демографические и отраслевые показатели. Стабилизирована общая смертность населения. До рекордно низкого уровня — 2,4 промилле — снижена младенческая смертность. Разработано и внедрено более 280 новых методов оказания помощи, выполнено почти 3 тысячи кардиохирургических и более 3 тысяч нейрохирургических вмешательств, более 6 тысяч эндопротезирований тазобедренных и 1,5 тысячи коленных суставов. 

В каждой службе есть прогресс. Несомненным достижением здравоохранения и всей социальной политики стало увеличение ожидаемой продолжительности жизни и, что очень важно, — жителей сельской местности. Сокращается возрастной разрыв между мужчинами и женщинам. Продолжены последовательные шаги по изменению системы здравоохранения.

С другой стороны, год был достаточно тяжелым. Проблемой года стала коррупция. 11 сентября 2018 года на совещании о проблемных вопросах в системе здравоохранения Президентом была поставлена задача: «к началу этого года кардинальным образом исправить ситуацию в отрасли, искоренить коррупционные явления и то, что дает основу для них». С пониманием всей ответственности выполнения поручения проведен комплексный анализ по всем направлениям. Накопившиеся за годы проблемы, в т. ч. по несовершенству нормативно-правовой базы, нашли свое разрешение в Указе Президента и 12 нормативно-правовых актах. 

Антикоррупционная работа поставлена во главу угла в Министерстве, органах управления и в каждом учреждении здравоохранения.

Определен перечень лиц с наибольшими коррупционными рисками. Нормативно урегулированы вопросы конфликта интересов в системе управления, контрольных и надзорных функций.

Вопросы управления коррупционными рисками включены в программы повышения квалификации. В Академии управления при Президенте Республики Беларусь 35 руководителей учреждений прошли обучение по теме «Противодействие коррупции». В 2019 году направим еще 124 руководителя. 

Для незамедлительного принятия управленческих решений работу комиссии по противодействию коррупции в Министерстве здравоохранения возглавлять буду лично я. 

Выводы сделаны, Министерством и управлениями приняты системные меры. Ответственность за работу на местах лежит на каждом из присутствующих здесь руководителей.

На всех уровнях должны выполняться и актуализироваться меры, разработанные на основе Плана мероприятий Совета Министров по совершенствованию организации оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, обращения лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. 

Финансовая дисциплина в организациях, занимающихся фармацевтическим бизнесом, поставками медицинской техники, медизделий, должна обеспечивать прозрачность всех этапов взаимодействия. 

Мы требуем предоставления первых контрактов, исключения аффилированности, четкого обоснования цены и контроля сроков поставки. 

От порядочности поставщиков и понимания стоящих перед отраслью задач в получении качественных и доступных по цене продуктов зависит не только обеспечение системы, но и имидж здравоохранения как одной из составляющих социальной политики государства. 

Ответственность за возникшую ситуацию мы несем в равной степени. Уверен, что каждым сделаны выводы, и подобное в отрасли больше не имеет права повториться. Мнимая корпоративность должна смениться обоснованным и коллегиальным мнением. Это касается не только проведения закупок, но и рассмотрения обращений граждан.

За отчетный год количество обращений в Минздрав превысило 10 тысяч, количество повторных обращений увеличилось в 3 раза. Отмечен рост обращений в Администрацию Президента и Совет Министров. В лидерах Минск, Брестская и Минская области. Подавляющее большинство связано с банальным нарушением этики и деонтологии. 

Недопустимо некачественное поверхностное рассмотрение обращений на местах! На эти случаи обещаю жесткую реакцию с информированием органов исполнительной власти. 

Пациент сегодня изменился. Доступность медицинской информации привела к возрастанию требований к условиям, объемам и к качеству оказания медуслуг.

Ежедневно в Интернете и социальных сетях обсуждаются случаи оказания медицинской помощи. Чаще медицинские работники ограничиваются молчанием. Единицы берут на себя смелость высказываться в поддержку своих коллег и системы в целом. Реалии таковы, что здесь формируется мнение наиболее активного населения, что прослеживается в социологических опросах разного уровня. Мы должны научиться работать с социальными сетями.

Поручаю проводить постоянный анализ обращений граждан, обеспечить немедленное реагирование и решение поднимаемых гражданами проблем. 

И как пример — давняя нерешенная, в первую очередь органами исполнительной власти, проблема: жители Минского района недовольны вопросом доступности медицинской помощи и в своих коллективных обращениях просят закрепить их за учреждениями города. 

Уважаемые заместители председателей по социальной сфере Минского городского и областного исполкомов, пришло время совместным распоряжением двух исполкомов решить этот вопрос.

Мы открыли реанимации и родильные дома для посещений. Ввели вопросы этики в программы подготовки студентов. 

Открыли курс биоэтики в БелМАПО. Требую от каждого медицинского работника уважительного и заботливого отношения к пациентам и их родственникам.

Наша общая задача создать должные условия для оказания качественной медицинской помощи в каждом учреждении. 

Медицина высоких технологий, особенно в онкологии, нейрохирургии, кардиохирургии, неразрывно связана с работой «тяжелого» оборудования. Его длительный простой — это одна из проблем, которую пришлось решать в отчетном году. В ходе анализа выявлены дефекты на местах, отсутствие плановой работы по замене и планированию финансовых средств, несвоевременная подача заявок. На уровне Минздрава и «Белмедтехники» — излишняя нормативная зарегулированность и длительность проведения процедур закупок. 

«Белмедтехнике» необходимо обеспечить преемственность и согласованность в работе между сервисантами, заказчиками, поставщиками.

Уважаемые руководители, для оперативного решения проблем расширены ваши полномочия на местах. Увеличен базовый порог для самостоятельного проведения процедуры закупок без привлечения организатора.

Еще раз обращаю внимание на основные коррупционные риски — подготовка технических заданий и проведение экспертизы, своевременность заключения контракта и оплаты, и, на что неоднократно обращал внимание наш Президент, — исключение посредничества.

И здесь нет мелочей. Это все составляющие качества медицинской помощи от укомплектования профессиональными кадрами до условий пребывания пациента.

Модернизируя систему управления в отрасли, мы приняли решение по созданию вертикали контроля качества медицинской помощи. В 2018 году создан республиканский уровень контроля качества. 

Персональной ответственностью региональных руководителей в текущем году является создание областного и городского (для Минска) уровня на базе МРЭК! Мы должны выстроить систему, организовав работу и в тысячекоечном РНПЦ, и в стокоечной центральной районной больнице.

Планов мероприятий и комплексов мер мы разработали достаточно, бумажная работа и отчеты занимают много времени. Но, вспоминая слова Президента во время визита в Оршу, что «любить надо свою страну. И любовь должна выражаться не в болтовне и словах, а в делах», могу с уверенностью сказать: в 2018 году, несмотря на все сложности, система работала стабильно. Мы сохранили лидирующие позиции Беларуси в мировых рейтингах.

Индекс человеческого развития включает важнейшие показатели системы здравоохранения, благодаря чему в 2018 году Беларусь вошла в группу стран с самым высоким уровнем человеческого развития.

Выполнены основные целевые показатели деятельности здравоохранения и социальные стандарты в области здравоохранения, достигнуты основные индикаторы государственных программ. Выполняются Цели устойчивого развития.

Уважаемые заместители председателей по социальной сфере облисполкомов и Мингорисполкома! То, что основным координатором-заказчиком программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» является здравоохранение, никоим образом не снимает обязанность и ответственность за ее выполнение с других ведомств. Прошу от вас координации по межведомственному взаимодействию, направленному на поддержку семей с детьми, антиалкогольную политику, внедрение по всей стране в Год малой родины инициативы «Здоровые города и поселки». 

Современные условия ставят задачи, которых не было еще 8–10 лет назад. Рост качества жизни и благосостояния, как и в развитых странах, привел к увеличению возраста матери при рождении первого ребенка до 28,6 года, а при рождении последующих детей до 32 лет! Это значительно осложнило течение беременности и родов и создает высокие риски материнских потерь. Благодаря высокому профессионализму, организационно выстроенной службе и использованию высоких технологий удалось спасти более 20 женщин. В каждом тяжелом случае необходимо выстроить доверительные отношения и полное своевременное информирование родственников. 

Не снимается с повестки дня тема предабортного консультирования. Мерами психологической поддержки удалось помочь каждой пятой женщине принять решение сохранить ребенка.

С согласия правительства мы ускорим подготовку нормативных актов для проведения первого ЭКО на бюджетной основе. 

Польза очевидна — более тысячи рождений в год! Планируется использовать экономию бюджетных средств при проведении госзакупок.

Для повышения доступности и эффективности вовлечем в эту работу коммерческие центры, что будет одним из первых примеров государственно-частного партнерства. 

В целом развитие частного бизнеса ориентирует нас на изменение подходов к сотрудничеству. Необходимо детально отработать вопросы государственного заказа и частно-государственного партнерства на законодательном уровне. 

Уважаемые представители медицинского бизнеса! Мы либерализировали законодательство, но обращаю внимание на персональную ответственность за качество предоставляемых медицинских услуг.

Уважаемые коллеги! При историческом минимуме младенческой смертности в современных медико-демографических условиях проблема рождения здорового ребенка как никогда актуальна!

Недопустимо и является грубым нарушением направление беременных женщин на диагностические обследования на платной основе. 

Остается задачей органов исполнительной власти на местах приведение материально-технической базы в надлежащее состояние. 

Недопустимы ситуации, которые мы выявляли на совместных с облисполкомами коллегиях, факты неудовлетворительного содержания родильных и других отделений в Гомельской области — Хойники, Лельчицы. Слишком долго ведутся работы в Могилевской больнице скорой медицинской помощи.

Минздрав свои обязательства выполняет. Благодаря совместному проекту Минздрава и Банка реконструкции и развития, одобренному Президентом, в эквиваленте 1 миллиона долларов США для Гомельской областной детской больницы в 2018 году начата комплексная программа переоснащения родильных домов 3–2 уровней. В 2019 году будут оснащены учреждения Брестской и Могилевской областей. 

Организаторам здравоохранения, в целом педиатрической службе — остается на особом контроле выполнение поручения 
Президента по изменению организационно-штатной структуры детских областных больниц для обеспечения максимальной доступности вне зависимости от места проживания. 

В структуре смертности рост по таким причинам, как болезни системы кровообращения, показывает объективную ситуацию. 

На этом фоне стоит задача по улучшению состояния здоровья и продолжительности активной жизни пожилого населения.

Необоснованно высоким сохраняется уровень смертности по причине старости в Минской, Брестской, Витебской, Гомельской областях. 

Обращаю внимание на продолжение последовательной работы по достоверному кодированию причин смерти, тем более что по отчетам об эффективности диспансеризации здоровых людей старших возрастных групп менее 1%. 

Совместно с местной властью необходимо продолжить работу по внедрению новых форм социального обслуживания пожилых людей. Это особенно важно в преддверии 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

Уважаемые заместители председателей облисполкомов и Мингорисполкома! Прошу взять на особый контроль приведение в соответствие материально-технической базы профильных госпиталей для обеспечения лечебного процесса, создания безбарьерной среды и комфортных условий пребывания наших ветеранов.

Совместно с социальной службой помогите решить бытовые вопросы. Забота системы здравоохранения — это одно из основных проявлений заботы государства! Поэтому от лечебной сети требую завершить проведение диспансеризации ветеранов и приравненных к ним лиц до 15 апреля!

Остается задачей масштабирование на все регионы мероприятий по «Активному долголетию». 

Мониторинги показывают качественное изменение проведения диспансеризации. Мы видели хороший опыт работы с целевыми группами мужчин (для которых выше угроза преждевременной смертности) на крупных предприятиях Гомеля. 

Результаты системной работы первичного звена по контролю артериальной гипертензии в Брестской области — единственном из регионов республики — привели к снижению общей смертности и смертности в трудоспособном возрасте. 

По итогам года более 64 % врачей первичного звена работают врачами общей практики. Изменен социальный стандарт и увеличено время на прием. Проводится оснащение рабочих мест за счет централизованных закупок. Меняется самосознание участкового врача и руководителя учреждения! 

К сожалению, скорость перехода к врачу общей практики в регионах разная. 

Хочу поблагодарить управления здравоохранения Брестского (76,5 %), Гомельского (71 %) и Гродненского (74 %) облисполкомов за перевыполнение целевого показателя. 

Обращаюсь к начальникам управлений и председателю комитета по здравоохранению — задача поставлена программой социально-экономического развития. В этом году мы должны выйти на 80 %! Все реконструируемые и строящиеся поликлиники должны создавать условия для работы врача общей практики и его команды!

Обращаю внимание главного управления Минздрава, во-первых, назрела необходимость пересмотра в 1 квартале 2019 года 96-го постановления, в связи с внедрением системы общей врачебной практики. Обладая более широкими компетенциями, он должен взять на себя всю работу со здоровым и больным пациентом.

Во-вторых, в связи с внедрением электронного здравоохранения поручаю оптимизировать посещения пациентом поликлиник по поводу продления и закрытия больничных листов, дистанционной выписки электронных рецептов, справок, результатов анализов. 

Напоминаю, уже значительно сокращен перечень обследований при направлении на МРЭК.

Пилот по личному кабинету пациента — это площадка для информационного взаимодействия врача и современного пациента в рамках E-Health.

Уважаемые коллеги! При поддержке Всемирного банка продолжены мероприятия по созданию центральной платформы электронного здравоохранения. Выполнена задача по развитию электронного рецепта — в декабре размещен на центральной платформе и уже стал рабочим инструментом в частных учреждениях и аптеках всех форм собственности. 

С участием кафедр наших университетов и БелМАПО разрабатываются стартапы и мобильные приложения для различных групп пациентов, позволяющие отслеживать состояние здоровья и наладить коммуникацию врача и пациента. 

РНПЦ медицинских технологий обеспечить предметное руководство региональных и республиканских учреждений по информатизации и своевременную подготовку нормативно-правовой базы. Поручаю разработать концепцию центра сопровождения и обслуживания центральной платформы с надлежащей системой безопасности и различными уровнями допуска специалистов к работе в ней.

Обращаю внимание начальников управлений, председателя комитета, руководителей республиканских учреждений, что РНПЦ медицинских технологий наделено функцией головной организации по электронному здравоохранению. И все ваши действия в области информационных технологий необходимо согласовывать, ресурсы должны быть использованы рационально, учитывая перспективу развития E-Health.

Совместно с управлением кадровой политики необходимо под потребность системы принять меры по направлению и закреплению в наших учреждениях специалистов информационных технологий.

Уважаемые коллеги! Врач общей практики наделен значительными полномочиями по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями. Ваша задача — выстроить работу, исключающую хождения пациента по кабинетам. Все это составляющие «нового лица» амбулаторно-поликлинической службы.

Выстраивание нового типа взаимоотношений во многом решит проект «Заботливая поликлиника», который в 2018 году стартовал с поликлиник г. Минска. Его цель — создать максимально благоприятные условия для решения максимально возможного количества проблем пациента в максимально короткие сроки. 

Мы раздвигаем границы районов и областей, ставя во главу угла потребности человека, четкие алгоритмы и «дорожные карты» оказания ему необходимой помощи. 

По инициативе Министерства изменен норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи. Это повысило доступность для жителей сельской местности и малонаселенных районов. Подготовлены совместные приказы по оказанию помощи на сопредельных территориях. 

Завершим реорганизацию республиканского центра экстренной медицинской помощи, который будет оперативным органом реагирования на сложные ситуации, центром телемедицинского консультирования и организационно-методической помощи. С уверенностью могу сказать, что выстроена разноуровневая вертикаль оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с Концепцией развития межрегиональных центров выстраивается «горизонталь» с учетом «золотого» часа. 

Сегодня мы уже говорим о 70 км доступности, исключая границы административных территорий.

Тем более что правильность изменения системы финансирования отрасли подтверждена результатами пилотного проекта Брестской области по внедрению новой модели финансирования фтизиатрической службы.

Уважаемые заместители по социальной сфере — задача 2019 года изменение организационной структуры оказания помощи пациентам фтизиатрического профиля! Высвобождающиеся ресурсы должны быть перенаправлены для другие цели здравоохранения. 

Особое внимание и особые требования были и остаются к здравоохранению г. Минска. Руководству комитета по здравоохранению необходимо завершить построение организационной вертикали разноуровневого оказания высокотехнологичной помощи с учетом кадрового потенциала и материально-технического обеспечения. Четко нормативно закрепить за учреждениями, такими как, например, Минский научно-практический центр, наиболее тяжелые контингенты пациентов, перенаправив потоки более легких пациентов в другие специализированные отделения…

Уважаемые коллегии! С учетом увеличения ожидаемой продолжительности жизни мы констатируем, что при росте онкологической заболеваемости стабилизирована смертность. Это достигнуто благодаря выстроенной и оснащенной современным оборудованием за последние годы онкологической службе. Дальнейшим резервом повышения эффективности  являются скрининги. 

Результаты 2018 года показывают высокую эффективность — на ранних стадиях выявлен колоректальный рак в 64 % случаев, рак предстательной железы в 79 % и рак молочной железы в 90 %. Однако темпы внедрения скрининговых программ недостаточные! Аксиома — позднее выявление ведет к значительным затратам на лечение. Мы используем любую возможность помочь пациентам. В 2018 году приняты новые клинические протоколы лечения онкологических заболеваний, расширен почти на 25 % объем и перечень закупаемых таргетных лекарственных средств. 

Потребность в таргетных препаратах постоянно растет. Соответственно, ежегодно растет и сумма затраченных средств. 
Здравоохранение республики меняется. Внедряются новые организационные формы. Сегодня на уровне каждого межрайонного центра должны быть разработаны по аналогии с г. Оршей концепции развития здравоохранения. Это рациональное использование всех видов ресурсов. 

Уважаемые коллеги! Позвольте поблагодарить Главу государства за понимание проблем и повышение оплаты труда медицинским работникам. По итогам года среднее увеличение составило 19 %! Особое внимание уделялось повышению заработной платы низкооплачиваемых работников. Как и обещали на прошлой итоговой коллегии, на 100 % тарифного оклада повышена заработная плата медицинским физикам, химикам, биологам, участвующим в высокотехнологичной помощи. 

Существенной прибавкой к заработной плате стали внебюджетные средства — до 9 % в республиканских организациях и до 7 % в областных учреждениях (от фонда оплаты труда). 

Вместе с тем недопустима подмена медицинских услуг, гарантированных государством, оказанием платной медицинской помощи. Минздравом показатель платных услуг не доводится уже несколько лет! 

Мы поддерживаем развитие добровольного медицинского страхования. Но темпы его недостаточные, несмотря на восьмипроцентный прирост в отчетном году. Дальнейшие резервы роста заработной платы также и в экспорте. 

Профессия возвращается в число наиболее престижных. Свидетельство тому — высокие конкурсы и баллы в медицинские университеты и колледжи.

В республике сложилась уникальная на постсоветском пространстве система медицинского образования. Она выполнила свои задачи, и мы достигли уровня достаточной укомплектованности. Сегодня без ущерба для практического звена можно изменить подготовку, начиная со специалистов, выполняющих высокие технологии. Пора перейти с 4 месяцев первичной специалзации на очно-заочную форму подготовки в клинической ординатуре продолжительностью 2–3 года на базе симуляционныхи центров и с использованием возможностей РНПЦ.

По моему мнению, следующим шагом должно стать лицензирование каждого специалиста. И мне хочется, чтобы эта дискуссия стартовала в медицинской среде и на страницах профессиональных изданий. 

В полной мере не выстроена работа с резервом руководящих кадров. Подготовка будущих руководителей должна начинаться заблаговременно. Назначаться на должности будут специалисты, имеющие подготовку не только по организации здравоохранения, но и по экономике, трудовому законодательству и т. д.

Требование Президента — ротация управленческих кадров. Эта работа в отрасли стартовала в отчетном году. 

Уважаемые заместители председателей облисполкомов, Минздрав свои функции исполняет! Закрепление кадров в учреждениях — это задача местных органов власти. 

Мы обязаны преодолеть утечку в зарубежные клиники лучших молодых кадров. Управлению кадровой политики Минздрава поручаю выработать механизмы направления в длительные зарубежные стажировки с гарантией возвращения на свое рабочее место и перспективой роста. 

Уважаемые руководители РНПЦ! Вашей задачей является не только научная и медицинская деятельность, но и подготовка кадров и сопровождение работы межрегиональных центров. 

Задачей РНПЦ остается разработка новых практико-ориентированных технологий, активное международное сотрудничество, участие в мультицентровых клинических испытаниях и экспорт услуг. 

Коллеги! Внедряя высокие технологии, нельзя забывать о простом человеке — все наши разработки должны быть доступны каждому жителю нашей страны. Нужно пересмотреть порядок направления пациентов с учетом развития межрегиональных центров и внедрения новых, даже уникальных технологий в РНПЦ. Необходимо выработать оптимально минимальные сроки ожидания высокотехнологичной помощи. На эндопротезирование суставов, стентирование, установку электрокардиостимуляторов и другие вмешательства длительная очередность недопустима. Тем более что в стране имеются возможности для массового производства необходимых изделий медицинского назначения, медицинской техники и фармакологическыло поручено взять под жесткий контроль оборот лекарственных средств. Обращаю внимание частного фармацевтического бизнеса, поставщиков лекарственных средств зарубежного производства — цена на медикаменты должна оставаться доступной для человека и не превышать стоимость в сопредельных странах. 

Во исполнение Указа Президента № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства» включены в Государственный реестр цены на 31 международное непатентованное название и на 103 торговых наименования. Цена снижена от 5 % до 60 %. В развитие Указа в пилотном проекте поручаю перенести его нормы на формулярный перечень лекарственных средств и аналогично сформировать подходы к перечню медицинских изделий и медицинской техники.

На фоне развития собственного производства мы столкнулись с проблемой ухода от регистрации импортных лекарственных средств и вынуждены для обеспечения лечебного процесса закупать незарегистрированные.

Управлению фарминспекции и лекарственного обеспечения поручаю завершить подготовку нормативных актов по упрощению порядка регистрации лекарственных средств с учетом преквалификации ВОЗ и по присоединению фармацевтического инспектората к программе сотрудничества по фармацевтическим инспекциям (PIC/S). В закупке лекарственных средств — исключить необоснованных посредников и максимально перейти на прямые контракты с производителем или его официальным дистрибьютором. Данные подходы подтвердили свою эффективность в странах ЕС на протяжении более десятилетнего периода. 

Информирую, что в Минздраве приняты меры по устранению конфликта интересов, обусловленного концентрацией в одном ведомстве полномочий, связанных с оборотом лекарственных средств и медицинских изделий. Функции контроля и надзора перераспределены среди заместителей министра. Изменены качественные подходы в работе Центра экспертиз и санитарной службы. 

Уважаемые коллеги! Еще один экзамен нам предстоит сдать в этом году. Вся система здравоохранения должна быть готова к проведению Вторых Европейских игр. Спортивное мероприятие такого масштаба наша страна принимает впервые. 
Подкомитету по здравоохранению и антидопинговому обеспечению, аппарату Минздрава, комитету по здравоохранению Мингорисполкома необходимо своевременно исполнять все поручения. 

Открытие РНПЦ спорта должно вывести на новый уровень спортивную медицину, а созданные клинические группы — помочь тренерскому составу в достижении высоких результатов.

Наша главная цель — увеличение продолжительности активной жизни наших граждан! 



Подчеркиваю: работа в 2019 году будет ориентирована на потребности пациента. Приоритеты сформулированы и связаны с профилактикой и первичным здравоохранением, развитием высокотехнологичных видов медицинской помощи и персонализации, построением электронного здравоохранения, завершением формирования вертикали качества, внедрением новых экономических и организационных подходов в управлении системой. 

Значимым событием текущего года является 100-летие здравоохранения Республики Беларусь. Мы гордимся тем, что сделано для народа белорусским здравоохранением. 

Хочу поблагодарить каждого за вклад в построение одной из лучших в мире систем здравоохранения. Прошу Белорусский республиканский союз работников здравоохранения, чтобы ни один из наших учителей, ветеранов, заслуженных и уважаемых людей в юбилейный год не был оставлен без внимания.

Выражаю признательность за результативное сотрудничество международным организациям: ВОЗ, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Красному Кресту, Глобальному фонду, Всемирному банку, представителям общественных ассоциаций и пациентских групп. 

В первом полугодии мы должны завершить формирование общественного совета при Министерстве здравоохранения. 

В текущем году каждый из нас должен проявить деловую активность и инициативу. От преданности своему делу зависит жизнь, здоровье и благополучие белорусского народа.



Комментировать


comments powered by HyperComments