Сотрудничество Форум регионов: продуктивная встреча двух стран

18 октября 2018

Автор(ы):
Юлия Бородун


Межрегиональное сотрудничество по целому ряду отраслей обсудили в Могилеве участники V Форума регионов Беларуси и России.


В ходе работы секции «Цифровая экономика: сотрудничество регионов, состояние и перспективы» министр здравоохранения Валерий Малашко отметил, что Беларусь, как и многие страны, вступила на путь цифровой трансформации экономики. 

— Здесь Министерство здравоохранения заняло лидирующие позиции. Мы идем путем создания Национальной системы электронного здравоохранения, рассматривая это не как фрагментарный процесс, а как создание полномасштабной системы, которая затронет каждого гражданина страны, каждого врача и каждого управленца, ориентируясь на каждого пациента (а это 9,5 миллиона человек), на каждого специалиста (более 50 тысяч врачей и свыше 120 тысяч средних медицинских работников), на все учреждения, оказывающие медицинскую помощь населению независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, — обратил внимание министр. — В эпоху глобализации мы движемся к стиранию границ, тем более между добрыми соседями. Именно поэтому мы рассматриваем электронное здравоохранение не только как часть цифровой экономики страны, но и как часть системы электронного здравоохранения соседних стран.

Выступая на секции, Валерий Малашко рассказал, что уже сегодня реализуются некоторые элементы электронного здравоохранения в рамках международного сотрудничества: предоставление услуг телемедицинского консультирования, в т. ч. непосредственно во время выполнения операций; дистанционное обучение медработников; обмен данными о донорах органов и тканей; обмен медицинской информацией при назначении пенсий по инвалидности.

— Мы приступили к реализации основной части электронного здравоохранения — созданию центральной программной платформы, которая будет выполнять следующие основные задачи: формирование ядра централизованной информационной системы здравоохранения; создание единого информационного архива пациентов на основе интегрированной электронной медицинской карты; обеспечение функционирования системы поддержки принятия клинических решений; обеспечение межведомственного взаимодействия; обеспечение пациенту доступа к медицинским данным в рамках личного кабинета пациента; расширение перечня электронных услуг, оказываемых в сфере здравоохранения, — пояснил глава ведомства.

Валерий Малашко предложил включить в резолюцию секции предложения Минздрава Беларуси о разработке межгосударственной стратегии цифровой трансформации здравоохранения Союзного государства Беларуси и России до 2030 года. 

На секции, посвященной теме унификации и гармонизации законодательств, выступил генеральный директор Управляющей компании холдинга «Белфармпром» Валерий Шевчук. 

Он отметил, что деятельность общего рынка лексредств и медицинских изделий осуществляется в соответствии с международными договорами. В системе нормативного регулирования единого фармацевтического рынка ЕАЭС в качестве документов второго уровня приняты правила надлежащей практики GLP, GCP, GMP, GDP, надлежащая практика фармаконадзора (GVP). За пределами общего регулирования на уровне ЕАЭС в соответствии с базовым соглашением осталась надлежащая аптечная практика. Сертификат GMP ЕАЭС является обязательным при регистрации лекарств, подтверждении регистрации, приведении регистрационного досье в соответствие с требованиями ЕАЭС. 

До 31 декабря 2020 года при прохождении регистрации лекарственных средств в соответствии с национальными правилами стран — участниц ЕАЭС действует механизм взаимного признания результатов инспектирования на соответствие правилам надлежащей производственной практики. Однако распространяется это взаимное признание только на препараты, произведенные в странах ЕАЭС, т. е. регистрации зарубежных лексредств такое взаимное признание не касается.

— Создание эффективной информационной системы в рамках Союза в области обращения лекарственных средств, которая позволит взаимодействовать странам — участницам ЕАЭС, — один из приоритетов в настоящее время, — уверен гендиректор холдинга.

Формирование общего регуляторного пространства в долгосрочном аспекте повлияет на изменение объема и структуры рынка. 

— Анализ, базирующийся на текущем состоянии рынков, показал, что если бы все обозначенные факторы в полной мере начали действовать уже сегодня, то перераспределением товарных потоков могла бы быть затронута значительная часть рынка, — сказал Валерий Шевчук. — Вместе с тем до настоящего времени не утверждена Фармакопея Евразийского экономического союза (в стадии согласования подготовка первого тома с общими фармакопейными статьями и требованиями), отсутствуют программные решения для формирования регистрационных досье на лекарственные средства, не внедрена информационная электронная система между регуляторными ведомствами стран ЕАЭС, отсутствуют некоторые утвержденные классификаторы (по состоянию на 01.10.2018), не актуализированы требования к маркировке лекарственных средств.

Резюмируя, руководитель холдинга отметил: несмотря на то, что в рамках единых процедур в ЕАЭС предусмотрены переходные периоды, в реальности фармацевтические компании стран-участниц еще в течение ряда лет будут существовать в условиях сложившегося национального законодательства. В связи с этим начало действия единых правил является формальным и большинство текущих проблем фармацевтической промышленности не решает.

ДЕЛЕГАЦИЯ МИНЗДРАВА ПРОВЕЛА ПЕРЕГОВОРЫ с представителями ряда регионов России. Обсудили актуальные вопросы экономики здравоохранения. Прошли встречи с делегациями Удмуртии, Самарской, Брянской областей. 

На переговорах речь шла о поставках медицинской техники, изделий медназначения, лексредств. 

— Мы также предлагаем организацию совместных предприятий, — отметил министр здравоохранения. 

Переговоры с представителями Удмуртии прошли на двух площадках — в Могилеве и Минске. Представители Российского региона побывали в Минздраве на встрече с Валерием Малашко, посетили ряд фармпредприятий страны, рассмотрели вопросы сотрудничества в области оказания высокоспециализированной медпомощи в Беларуси, расширения кооперации в сфере производства лексредств, медицинской техники и изделий медназначения. 

Россия заинтересована в недорогих белорусских лекарствах, и министр предложил представителям регионов рассмотреть возможности кооперации по данному вопросу. 

— Мы предлагаем линейку лекарственных препаратов, которая носит социальный характер. Большой процент лекарств, выпускаемых в нашей стране, имеет стоимость менее 4 Br. Именно недорогие социально значимые лекарственные препараты должны быть очень интересны Российской Федерации, — уверен министр.

На встрече обсудили проблемы, возникающие при регистрации лекарственных средств на территории двух государств, вопросы проведения последующей дистрибьюции, возможности заключения договоров на контрактное производство и др. 

— Подобные форумы содействуют укреплению экономических и дружественных связей между двумя республиками, — уверен Валерий Малашко. 



Комментировать


comments powered by HyperComments