Здравоохранение в цифровом формате

21 августа 2018

Автор(ы):
Евгений Креч (фото)


В столице прошло заседание коллегии Минздрава. Собравшиеся обсудили выполнение мероприятий по информатизации отрасли в 2017 году и первом полугодии 2018-го, ход реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь».


— Президентом поставлена задача по превращению Беларуси в IT-страну, — отметил министр здравоохранения 
Валерий Малашко. — Здравоохранение должно стать важной частью системы цифровой трансформации общества. Построение электронного здравоохранения (e-Health) открывает новые перспективы для развития отрасли. Формируемая система будет касаться каждого пациента из 9,5 миллиона человек, каждого медработника (более 50 тысяч врачей и 120 тысяч среднего медперсонала), в нее будут вовлечены медучреждения независимо от формы собственности. 

Предприняты существенные меры для перехода к электронному здравоохранению. Минздрав разработал и утвердил Концепцию развития системы электронного здравоохранения на период до 2020 года. При подготовке документа учтены мировой опыт, рекомендации ВОЗ и Международного союза электросвязи. Разработан регламент реализации концепции и иные основополагающие документы. 

О выполнении мероприятий по информатизации отрасли в 2017 году и первом полугодии 2018-го рассказал заместитель директора по информационным технологиям РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения (РНПЦ МТ) Сергей Новиков. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ. В настоящее время в отрасли эксплуатируются информационные системы национального уровня, позволяющие изучать долговременные тенденции развития соответствующих заболеваний в республике, получать информацию для принятия оперативных управленческих решений, проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов, научные и эпидемиологические исследования. 

РИАС «КАДРЫ». По поручению Минздрава разработана и внедрена в эксплуатацию республиканская информационно-аналитическая система «Кадры». Внедрение данной системы с созданием полномасштабной базы данных специалистов, работающих в отрасли, имеет исключительное значение и является базисом для обеспечения функционирования системы электронного здравоохранения. Именно РИАС «Кадры» положена в основу формирования единого классификатора системы электронного здравоохранения Республики Беларусь — «Индекса медицинских работников». Посредством данной системы будет осуществляться авторизация (предоставление прав доступа) специалистов при входе в централизованную информационную систему электронного здравоохранения. 

В соответствии с письмом Минздрава был установлен плановый срок повсеместного внедрения РИАС «Кадры» до 31 декабря 2016 года. Однако данная задача не выполнена в полной мере. На 16.07.2018 процент подключения к системе составил от 100 % в Минске, Брестской и Минской областях до 65,2 % по Витебскому региону.

Проведен анализ по ведению личных карточек врачей и среднего медицинского персонала в РИАС «Кадры». Ни в одном регионе эта работа не завершена. Наибольший объем предстоит выполнить кадровым службам Витебской области. 

Для исключения дублирования работы по вводу данных в РИАС «Кадры» и ранее работающих/альтернативных систем автоматизации кадрового учета разработаны программные средства, позволяющие в автоматическом режиме импортировать информацию. 

Внедрение РИАС «Кадры» в частных медицинских центрах и коммерческих фармацевтических сетях — очередная задача на пути формирования единого классификатора медицинских и фармацевтических работников при создании единой информационной системы здравоохранения.

АИС «ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЦЕПТ». Расширение зоны функционирования автоматизированной информационной системы обращения электронных рецептов (АИС ЭР) выполнялось в соответствии с приказами Минздрава (69 АПУ в областных центрах и ряде крупных городов Минской области).

С целью дальнейшего расширения сферы функционирования АИС ЭР издан приказ Минздрава, который охватил еще 126 организаций здравоохранения, в т. ч. РНПЦ и организации республиканского и областного (городского) уровня.

В настоящее время к АИС ЭР подключены все аптеки РУП «Белфармация» и областных ТПРУП «Фармация» (около 1 800 аптек). 

РНПЦ МТ совместно с Национальным центром электронных услуг разработаны программные средства и организационно-методические документы для подключения коммерческих аптечных сетей через интеграционную информационную шину общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС).

Сегодня проводится работа по подключению к АИС ЭР коммерческих аптечных сетей. 

ТЕЛЕМЕДИЦИНА. В республике используются различные технологии телемедицинского консультирования. 

Так, одной из наиболее эксплуатируемых систем офлайн-консультирования является единая телемедицинская система Минска по цифровой флюорографии на базе двух консультационных центров — 1-го и 2-го городских противотуберкулезных диспансеров и городских поликлиник. Функционирует система по цифровой маммографии, которая включает консультативный центр в Минском городском клиническом онкологическом диспансере и 7 городских поликлиник. 

В 2015 году в республике запущена в постоянную эксплуатацию Единая республиканская система телемедицинского консультирования (РСТМК) в режиме офлайн. 

На базе РНПЦ МТ размещен Республиканский телемедицинский сервер. Организации здравоохранения областного и районного (городского) уровней были централизованно оснащены компьютерной техникой для оборудования телемедицинских кабинетов. Обмен информацией идет по защищенным каналам связи. При необходимости врачи могут обсуждать каждый конкретный случай, нуждающийся в консультировании, с помощью общения в режиме онлайн по видеоконференцсвязи. 

Функционирование РСТМК осуществляется в соответствии с приказом Минздрава, которым утвержден список 57 консультирующих организаций здравоохранения республиканского и областного уровня, а также Положением о телемедицинском консультировании в республике.

В настоящее время к РСТМК подключены 210 организаций здравоохранения. За 7 месяцев 2018 года через систему направлено около трех тысяч запросов. 

Сегодня не в полной мере решены такие вопросы, как определение прав и ответственности участников процесса телемедицинского консультирования, пути легитимации консультативных заключений, выполненных с помощью ИКТ, например, с применением электронной цифровой подписи. 

Необходимо предусмотреть новые направления использования телемедицины в республике, которые бы включали самые современные подходы. Речь идет о мобильной медицине (m-health), дистанционной работе с пациентами (самоконтроль, контроль лечения и состояния пациентов, автоматический биометрический контроль), интернет-медицине. Последняя должна получить новый импульс развития как компонент интернета нового поколения, объединяющего с помощью высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы. Это потребует не только соответствующего программно-технического обеспечения, но и нормативного правового регулирования. 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ. В 2017–2018 годах в соответствии с Указом Президента от 04.04.2013 № 157 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» продолжена работа по внедрению в организациях отрасли ведомственных систем электронного документооборота с подключением к системе межведомственного документооборота (СМДО). 

По имеющимся данным, к СМДО подключено 603 организации здравоохранения, что составляет 99 %, при этом в общем объеме документооборота электронный составляет лишь 16,9 %. 

Показатели не обеспечивают выполнение требования Правительства по достижению электронного документооборота до 50 %. Так, по Брестскому ГУЗО подключение организаций составляет 100 %, а отправленных документов 7,8 %. В Витебской и Гомельской областях электронный документооборот превысил 50 %. 

Необходимо неукоснительное исполнение требования Правительства по достижению электронного документооборота до 50 % к концу 2018-го. 

САЙТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Все организации здравоохранения имеют свои сайты, на которых освещается их профессиональная деятельность. 

Около 2/3 всех сайтов разработаны с учетом современных тенденций веб-дизайна, имеют удобные навигационные возможности, достаточно простую структуру и механизмы поиска, используют интерактивные возможности — формы электронного обращения граждан и юридических лиц, для заказа выписки из амбулаторной карты, «Вопрос — ответ», онлайн-заказ талонов, онлайн-анкетирование, голосование. 

Начальникам ГУЗО необходимо регулярно проводить мониторинг сайтов подчиненных организаций для оценки полноты, качества и актуальности информации; организациям здравоохранения активнее участвовать в ежегодном конкурсе «Интернет-премия международной специализированной выставки «ТИБО».

АНАЛИЗ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. С целью оценки состояния материально-технической базы организаций здравоохранения в части локальных вычислительных сетей, медицинского и серверного оборудования, информационных систем, компьютеров, средств защиты информации сотрудниками РНПЦ МТ разработаны опросники, которые дважды (август 2017-го и май 2018-го) рассылались в регионы. 

Анализ представленных материалов позволил установить, что в организациях здравоохранения внедрены медицинские информационные системы (МИС) различных разработчиков. С одной стороны, это привлекательно с точки зрения создания конкурентной среды на рынке, с другой — создает определенные трудности в решении вопросов взаимодействия при формировании единого информационного пространства в отрасли. 

Каждый разработчик реализует собственные подходы, использует различные системные платформы и системы управления базами данных для обеспечения их функционирования. Различные форматы данных имеют различный функционал и степень автоматизации функций, выполняемых медработниками. 

В связи с предстоящим созданием централизованной информационной системы здравоохранения, главным компонентом которой будет Центральная программная платформа (ЦПП), предстоит разработка и опубликование требований к МИС с учетом создания в стране центральной информационной системы здравоохранения и аудит всех имеющихся на рынке МИС с целью установления их соответствия выработанным требованиям. 

Анализ хода подключения организаций здравоохранения к волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) РУП «Белтелеком» по состоянию на 30.07.2018 выявило, что из 191 организации здравоохранения, включенной в проект Всемирного банка по созданию электронного здравоохранения Республики Беларусь, подключены 77 организаций здравоохранения (40,3 %). В рамках действующего соглашения о сотрудничестве Минздрава и Министерства связи и информатизации разработаны перечни организаций здравоохранения, подключенных по ВОЛС и к которым планируется строительство ВОЛС в 2018 году. Данные перечни учреждений разработаны для всех регионов. 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Проведенный мониторинг информатизации организаций здравоохранения в очередной раз выявил кадровые проблемы в данной сфере. Среди основных дефицит IТ-специалистов для обеспечения рабочего процесса сопровождения функционирования информационных систем (медицинских, электронного документооборота и др.) и недостаточная подготовка врачей и среднего медперсонала в части работы с медицинскими информационными системами.

О СОСТОЯНИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ «ФАРМАЦИЯ». Предприятиями системы «Фармация» поэтапно проводятся мероприятия по созданию единой корпоративной программной среды, которая позволит собирать, обрабатывать, систематизировать, визуализировать, анализировать, накапливать и предоставлять информацию о работе всех подразделений предприятий. 

Реализованы проекты «Аптечный склад» — 100 % автоматизация в регионах, «Белорусская аптека» — автоматизация от 96 % (Гомельская область) до 100% в остальных регионах. Внедрены программы «Бухгалтерский учет», «Управление персоналом. Заработная плата», «Справочная аптек», «Электронный документооборот». Инвестиции предприятий системы «Фармация» в закупку и модернизацию компьютерного оборудования, закупку программного обеспечения и услуги связи за 2017 год составили 
4,5 млн бел. рублей.  

О ходе реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» доложил руководитель отдела управления проектом РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Андрей Кобель. 

25 ноября 2016 года подписано Соглашение о займе (проект «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития, которое ратифицировано Законом Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития». Срок реализации: 
до 31 мая 2022 года. 

Цель проекта — содействие повышению отдельных аспектов качества медицинской помощи в Республике Беларусь. Проект сформирован таким образом, чтобы оказать поддержку всей системе здравоохранения страны в целом и включаемых в нее элементов в виде конкретных учреждений. 

Мероприятия проекта предусматривают создание в республике электронного здравоохранения, качественно новой системы практикоориентированной подготовки медицинских кадров, условий для рождения и развития детей, а также оказание медицинской помощи, отвечающей самым современным международным требованиям. 

Проект состоит из четырех взаимосвязанных компонентов. 

КОМПОНЕНТ 1. Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений. 

Цель в создании централизованной информационной системы здравоохранения и внедрении электронных услуг здравоохранения, включая единую интегрированную электронную карту пациента, личный кабинет пациента, систему поддержки клинических решений, аналитическую систему поддержки управленческих решений, систему оценки качества оказания медицинской помощи. Это уникальная возможность для дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Беларусь и неотъемлемая часть цифровой трансформации страны. 

КОМПОНЕНТ 2. Повышение уровня компетенции работников здравоохранения по ведению неинфекционных заболеваний. 

Основная цель — повышение эффективности приобретения практических навыков специалистами с высшим и средним специальным медицинским образованием путем внедрения симуляционных технологий. 

КОМПОНЕНТ 3. Модернизация отделения неонатальной помощи РНПЦ «Мать и дитя». 

Предусматривает повышение качества диагностики и лечения заболеваний, доношенных и недоношенных новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении, с тяжелыми перинатальными, наследственными и врожденными заболеваниями. 

КОМПОНЕНТ 4. Управление, мониторинг и оценка проекта. 

Цель: обеспечение надлежащей поддержки реализации мероприятий проекта. 

P.S. Содокладчиком выступил координатор первого компонента «Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений» проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» Владимир Лапицкий.


Комментировать


comments powered by HyperComments