Подписка 2019

Экзамен сдан. Экзамен продолжается

03 декабря 2018

Автор(ы):
Евгений Креч,   Елена Гордей


Заведующему кафедрой эпидемиологии БГМУ Григорию Чистенко сегодня исполняется 70 лет!

Григорий Чистенко  гордится, что в его трудовой книжке значится единственное место работы. Прямо со студенческой скамьи его пригласили на должность ассистента кафедры эпидемиологии МГМИ. Спустя одиннадцать лет возглавив ее, он стал самым молодым среди  заведующих кафедрами эпидемиологии в СССР.

Многие специалисты санэпидслужбы, которые сегодня работают в практическом здравоохранении, рады называть профессора своим учителем. За 44 года, которые он преподает на кафедре, Григорий Чистенко дал путевку в жизнь тысячам выпускников.

Справка. Григорий Николаевич Чистенко родился в селе Рогинцы Роменского  района Сумской области 29 ноября 1948 года.

В 1974-м с отличием окончил санитарно-гигиенический факультет МГМИ и стал  ассистентом кафедры эпидемиологии, в 1985-м ее возглавил.

В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме сальмонеллезов, в 1995-м — докторскую по теме паразитарных заболеваний в Беларуси, а спустя  два года получил ученое звание профессора. Под его руководством были защищены   8 кандидатских диссертаций.

Автор около 500 научных и учебных публикаций.

Награжден почетными знаками «Отличник здравоохранения» и «Отличник образования», почетными грамотами Верховного Совета БССР и Республики Беларусь, Благодарностью Президента Республики Беларусь, медалью «За трудовые заслуги».

Руководитель  делится опытом

Григорий Николаевич, вы сами из Украины, как оказались в Беларуси?

После окончания Ахтырского медучилища в 1968 году был распределен фельдшером в деревню Ивот, расположенную недалеко от города Шостка, знаменитого на весь Советский Союз фабрикой по выпуску фото- и кинопленки. За дело взялся со всей горячностью, которая присуща молодым, но здесь меня ждало первое разочарование. Сельчане из-за занятости обращаются к врачу за помощью, как правило, поздно, когда болезнь уже запущена. Сколько ни прилагай усилий — результат от лечения нулевой.

Приходит как-то ко мне пациент с язвой желудка, начинаю ему советовать специальную диету. Он на меня с укором смотрит: «Сынок, я только что с косьбы, какая манная каша? Мне нужен кусок сала, чтобы силы были работать». Это при язвенной-то болезни! И так за что ни возьмись. Поэтому во мне еще тогда засела мысль о роли профилактики — убедился, что надо не следствиями заниматься, а причинами.

Поскольку медучилище окончил с отличием, в вуз мог поступать на льготных условиях — нужно было сдать на пять баллов единственный экзамен по химии. Я написал письма в несколько мединститутов. Мне пришли ответы из Киева, Харькова, Одессы, Минска. Выбрал МГМИ. Во-первых, хотелось посмотреть столицу Беларуси, во-вторых, вместе с письмом мне прислали газету «Советский медик». А там статья — в этот год на санитарно-гигиенический факультет объявлен набор в сто человек. Подумал, что, я в эту сотню не войду? 

Экзамен у меня принимал светило науки — заведующий кафедрой общей химии Вадим Александрович Бандарин. Он внимательно выслушал мои ответы по билету, поинтересовался, что я окончил, и со словами «учись дальше» поставил пятерку — этого оказалось достаточно, чтобы стать студентом первого курса МГМИ. После его окончания меня распределили на кафедру эпидемиологии.

Вы уже столько лет ее возглавляете — назовите ваше главное достижение как руководителя.

Мне удалось сформировать замечательный коллектив, неравнодушный и доброжелательный. Я щепетильно отношусь к подбору кадров, потому что на кафедре работают всего 12 преподавателей, 4 лаборанта, и важно, чтобы в таком небольшом коллективе люди ладили друг с другом. Все мои сотрудники талантливые и ответственные, в случае непредвиденных обстоятельств всегда готовы подменить друг друга.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы вы взяли его на работу?

У него должны гореть глаза, когда говоришь с ним о преподавании. Также важны профессиональные качества: педагогический талант, умение находить общий язык со студентами и коллегами.

Какой стиль управления вам ближе?

Раньше был авторитарным руководителем, сейчас стал «памяркоўным». Помню, как бывший министр здравоохранения Николай Савченко на одной из встреч говорил: «Сегодня в зале сидят заведующие кафедрами, они, конечно, не пираты, но держать в руках их необходимо». Так вот, мои сотрудники тоже не пираты, но контролировать их надо, чтобы все работало как часы. При этом считаю, что самое важное — добрые взаимоотношения с людьми.

Поделитесь опытом, как завоевать авторитет у студентов.

Кафедра выполняет три функции: учебную, научную и воспитательную. Учебный процесс в Советском Союзе был неразрывно связан с воспитанием, и я считаю, что это достоинство советской системы образования. Знания, безусловно, важны, но человеком со злым сердцем они могут быть использованы во вред. А воспитать из студента хорошего специалиста можно своим примером добросовестного отношения к труду.

Как работа изменила вас?

С годами стал терпимее к чужим недостаткам. Гармонии можно достичь только тогда, когда каждый будет видеть в другом человека и понимать, что мы приходим в этот мир творить добро.

Руководитель моей докторской диссертации, которого я бесконечно уважаю, имевший непререкаемый авторитет в науке, член-корреспондент НАН Беларуси Ян Леонович Бекиш был строгим преподавателем. Когда он заходил в аудиторию, то после начала лекции опоздавшим студентам вход был закрыт. Вначале это расценивалось как излишняя строгость, но потом все стало на свои места: никто не задерживался, потому что все видели, каким требовательным был профессор к себе. В дальнейшем многие с благодарностью вспоминали его науку, как быть пунктуальным.

Я это к чему — предъявляя требования к другим, надо самому отвечать этим требованиям. Вообще же нужно стремиться к налаживанию со студентами взаимопонимания и доброго отношения. Тогда результаты и в учебе, и в дисциплине будут лучше.

Покой нам только снится…
 
В двух словах о последних новостях кафедры.

В этом году мы расширились, был сдан корпус фармацевтического факультета, и наши коллеги съехали, освободив несколько комнат. Теперь у нас есть новые преподавательские и собственный компьютерный класс.

Знаете, для кого были придуманы компьютеры? Для эпидемиологов. Потому что наша наука тесно связана с переработкой информации, только так можем устанавливать причинно-следственные связи возникновения болезней.

Мы тесно сотрудничаем с практическими учреждениями. В центрах гигиены и эпидемиологии проходят занятия для студентов шестого курса. Принят новый учебный план, согласно которому практика по эпидемиологии и гигиене будет идти 10 недель, а не неделю, как раньше.

Готовится к печати учебник «Эпидемиология» в двух томах. Надеюсь, он увидит свет в следующем году.

Говорят, когда одни заболевания удается одолеть, на их место приходят новые…

Победить бактерии невозможно, если одни уходят, то эта ниша тут же занимается другими. Но кто может убедительно доказать (впрочем, так же как и опровергнуть), что, например, ВИЧ пришел на смену натуральной оспе? Новые инфекции периодически возникают, но вместе с этим растут возможности для их диагностики. Метод полимеразной цепной реакции перевернул современную молекулярную биологию. Раньше считалось удачей, если удавалось установить возбудителя инфекции. Сегодня этим никого не удивишь — геном микроба уже можно разложить по нуклеотидным последовательностям и доказать, откуда он появился.

Сейчас вернулись заболевания, которые ранее считались побежденными, недавно были зафиксированы случаи заболеваемостью корью, например…

Думаю, что пройдет какое-то время и те, кто участвовал в профилактике этой инфекции, будут оценены по достоинству. С 2003–2004 годов на территории Беларуси прекращена циркуляция местных вирусов кори. Кто мог об этом подумать лет 30 назад? Все случаи теперь завозные, но дальше заболевание не распространяется. Потому что Беларусь во все времена ответственно подходила к иммунопрофилактике и прививками были охвачены почти все.

Важна и политическая обстановка в стране, в других государствах, где идут войны, остро стоит проблема беженцев — нет возможности заниматься профилактической работой. Отсюда рост заболеваемости. Например, корь должна была быть ликвидирована в Европе еще к 2007 году, но эти сроки постоянно отодвигаются. Так что чтобы справиться с инфекцией, нужно прежде всего, чтобы был мир.

К слову, несколько лет без отрыва от основной работы я был временным советником Европейского регионального бюро ВОЗ по иммунопрофилактике. Мы проводили курсы для эпидемиологов в Азербайджане, Армении, Туркменистане, Кыргызстане. Благодаря этому дважды удалось побывать в Дании — в Копенгагене, где находится штаб-квартира ЕРБ ВОЗ, и в Париже.

Надежный тыл

Какого жизненного  принципа придерживаетесь?

Жить честно и быть в ладу с собой. А еще… Когда-то в Советском Союзе вышел фильм «Инопланетянка»: по сюжету на Землю прилетает группа гуманоидов. Одна из них задает вопрос землянину: «Какой у вас главный закон на планете?» Тот пожимает плечами: «Нет такого». «А у нас — делать добро для других». Сегодня эта фраза звучит немного наивно, но она мне близка.

В профессии вы состоялись, а как в семье сложилось?

Сын Сергей работает в IT-сфере, живет в Москве. Старшая внучка Елизавета сейчас болеет сценой, занимается в театральном кружке. Младшая, пятилетняя Александра, только познает окружающий мир. Жена Татьяна Михайловна — это моя опора, которая обеспечивает тот самый пресловутый тыл. Ведь если на душе неспокойно, то и хорошие научные идеи в голову не приходят. Супруга всю жизнь проработала учительницей начальных классов, так что меня она понимает как никто другой.

Есть люди, которым вы  хотели бы сказать спасибо?

Благодарен за жизненную позицию моему учителю — основателю кафедры эпидемиологии МГМИ и ее первому заведующему профессору Николаю Лебедеву. Фельдшером прошел он финскую войну и Великую Отечественную, был ранен, с полным правом мог сказать: «Я никогда никуда не опоздал». На встречи профессор всегда приходил заранее. Помню его наставление: «Никогда не договаривайся со студентами — подведут». И всегда договаривался, потому что они его очень уважали. А если ребята плохо отвечали на экзамене, ругал не их, а преподавателя.

Конечно же, признателен своим ректорам — профессору Александру Ключареву, Алексею Кубарко, Павлу Беспальчуку и нынешнему ректору Анатолию Сикорскому. Вуз немыслим без деканов. Многое почерпнул у деканов моих студенческих лет — Владимира Сенчука, Михаила Зубрицкого, Петра Новикова, Леонида Каскевича. Искренние слова благодарности деканам моего преподавательского периода — профессору Иосифу Романовскому, Араму Аветисову, Юрию Горбичу и нынешнему декану Андрею Гиндюку за поддержку. Когда чувствуешь, что вышестоящее начальство тебе доверяет, хочется горы свернуть.
 
 
Из уст коллег


Ирина Вальчук, заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе,  кандидат мед. наук, доцент:

«Григорий Николаевич — человек с большой буквы. Он не только мой учитель в науке и профессии,  но и в жизни. Его отеческие советы помогали мне и в семье, и на работе.

Он научил меня дисциплинированности и ответственности. Помню, как работала над кандидатской диссертацией, к тому времени у меня уже была семья и двое маленьких детей. Было тяжело, руки иногда опускались, но Григорий Николаевич всегда был рядом, поддерживал. «Надо довести дело до конца, — говорил он. — Даже не столько ради кафедры, а ради себя самой, чтобы ты себя уважала».

Когда стала заместителем по учебной работе, однажды он заметил, как я отмахнулась от сотрудника, который хотел у меня что-то спросить, была в тот момент слишком занята. Григорий Николаевич вызвал меня к себе в кабинет и сделал замечание, объяснил, что моя работа заключается не только в том, чтобы составить расписание и т. д., но и уделить внимание всем, кто приходит ко мне за помощью.  Я должна, как он говорит, приветить каждого — это значит выслушать, создать благожелательную обстановку, проявить уважение независимо от статуса посетителя.

Профессор точно такой же:  как бы ни был занят, отложит всю работу в сторону, внимательно  выслушает человека и попытается  ему помочь.»

Инесса Раевская, старший  преподаватель кафедры,  председатель профбюро медико-профилактического факультета:

«С Григорием Николаевичем впервые познакомились 2 августа 1968 года. Хорошо помню эту дату, потому что в этот день мы сдавали вступительный экзамен по химии. Еще стоя у двери аудитории, где шли испытания, я обратила внимание на этого высокого парня, который поразил меня своей серьезностью.

Учились мы в разных группах, но сталкивались по общественной работе. Он был секретарем комсомольской организации санитарно-гигиенического факультета, а я профоргом группы. Первый руководитель кафедры эпидемиологии Николай Лебедев присмотрелся к перспективному студенту-отличнику и  попросил, чтобы его распределили к нему ассистентом.

Серьезность и целеустремленность были присущи Григорию Николаевичу всегда. А еще восхищала его работоспособность — он трудился над кандидатской, а потом над докторской диссертацией без отрыва от работы, по ночам.

Надо отметить, у нас на кафедре все очень ответственные. На моей памяти не было ни одного случая, чтобы сорвалась лекция или практическое занятие. В случае форс-мажора ты знаешь, что тебе на выручку придут коллеги. И это тоже в какой-то степени заслуга профессора.»

Тамара Гузовская, доцент кафедры, кандидат мед. наук:

«Профессионализм, безусловно, очень важен, но чем старше становишься, тем больше начинаешь ценить человеческие качества. Не кривя душой, говорю, что Григорий Николаевич — хороший человек. Что я вкладываю в это понятие? Во-первых, он всегда готов прийти на помощь, не преследуя корыстных целей. Во-вторых, справедливый. В-третьих, умеет слушать и слышать людей, что особенно ценно для руководителя. Последнее слово остается за ним, но каждый из нас знает, что может без опаски высказать ему свою точку зрения, — это дает возможность оставаться честным.

Григорий Николаевич мудро относится к подбору кадров и чаще всего предпочтение отдает человеческим качествам. Профессор много делает, чтобы мы были одной командой. Приветствуется неформальное общение — мы ходим в театры, на выставки, выезжаем на природу. Не забываем наших ветеранов труда. Поддерживаем отношения с бывшими коллегами. Помню, профессор как-то сказал: «Каждый человек важен для кафедры, но вместе с тем кафедра важна для каждого из нас». Со временем понимаешь глубину мысли. У нас были тяжелые периоды, но мы все испытания выдержали достойно и каждый из нас проявил в трудной ситуации свои лучшие качества. Это объединило людей и сделало ближе. И мы неоднократно занимали призовые позиции в рейтинге нашего университета. Если кто-то из сотрудников от нас уходил, заведующий отпускал его с миром. Всегда говорил: «Надо прощаться так, чтобы потом можно было здороваться».»

Майя Бандацкая, заместитель заведующего кафедрой по научно-исследовательской работе, кандидат мед. наук:

«То, что у меня есть право назвать Григория Николаевича своим учителем, для меня большая честь и ответственность, я счастлива, что работаю  в этом коллективе.

Помню его еще по студенческим временам как одного из лучших лекторов, которого мы слушали, затаив дыхание. Тогда мне казалось, что это человек очень строгий и серьезный. Но когда после окончания института пришла к нему проситься в аспирантуру, то мнение о нем радикально изменила — меня встретили настолько доброжелательно, что уже спустя полчаса после общения с Григорием Николаевичем я почувствовала себя на своем месте.

Говорят, если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят люди, послушай, что он говорит о других. Григорий Николаевич никогда ничего плохого ни о ком не сказал. У него подход такой: если ему не понравилось исполнение работы, он никогда не критикует, скорее сам все переделает как посчитает нужным.

Кроме того, он очень тактичный человек, который умеет найти такие слова, что любое недовольство гасится на корню.»


Комментировать


comments powered by HyperComments