
Фото из личного архива О. Голдыцкого.
Лучшим врачом-хирургом по итогам прошлого года признан заведующий 1-м урологическим отделением Витебской областной клинической больницы Олег Голдыцкий.В медицину люди приходят по-разному. Две четверки в аттестате (по алгебре и геометрии) не позволили Олегу Голдыцкому получить золотую медаль и на льготных условиях поступить в технический вуз. Родители посоветовали подать документы в Витебский мединститут. Юноша подумал: «Почему бы и нет?» Немаловажную роль сыграло то, что в областном центре жил дедушка — там Олег родился и рос до перевода отца по работе в Полоцк. Вступительные экзамены прошли без сучка, без задоринки.
И с учебой не было проблем. На третьем курсе решил, что нет в медицине более мужской профессии, чем хирург.
— Не скажу, что влюбился в эту дисциплину, — вспоминает Олег Сергеевич. — Относился без фанатизма, но оперировать, конечно, нравилось.
Ну а олимпийское спокойствие у операционного стола дорогого стоит.
Окончив медвуз и пройдя на базе витебских клиник субординатуру, выпускник Голдыцкий распределился в Полоцк хирургом, там же прошел интернатуру.
О вмешательствах на мочеполовом тракте молодой специалист тогда не задумывался. Торакальные и абдоминальные операции казались куда интереснее.
— В интернатуре меня начали усиленно «обрабатывать» старшие товарищи, — рассказывает доктор Голдыцкий. — Приезжал даже известный ученый, заведующий курсом урологии ВГМИ Иван Шеин. Я отказывался трижды. Но передумал, прислушавшись к словам заведующего отделением хирургии Полоцкой больницы Александра Паруля: «Олег, иди, пока приглашают, за урологией большое будущее. Эта работа тебе явно придется по душе». Повлияло и мнение врача-уролога Владимира Абрамчика.
Забегая вперед, отмечу, что мэтры как в воду глядели. За 30 лет произошел качественный скачок. Если раньше открытым доступом проводилось 100 % вмешательств, 10 лет назад — 8–9 %, то сейчас в отделении ВОКБ, которым заведует Олег Сергеевич, всего 4,5–5 %. Лапаротомические методы освобождают место малоинвазивным операциям.
Готовил молодого уролога Иван Шеин. После получения специализации доктор Голдыцкий отработал 3 года в Полоцке, затем вернулся в Витебск. Начал трудиться в медсанчасти телезавода «Витязь», ею руководил тогда Валерий Некрасов.
— Его и заведующего отделением урологии Полоцкой больницы Владимира Примака считаю своими наставниками, — продолжает Олег Сергеевич. — Они обучили меня не только тонкостям профессии, но и общению с пациентами.
После визита министра здравоохранения СССР Евгения Чазова главврач Некрасов загорелся идеей приобрести литотриптер (оборудование для дробления камней в почках). К реализации плана подключил Олега Голдыцкого. Методику работы осваивали в Москве и Днепропетровске (где имелся опыт работы на литотриптерах). Спустя год доктора Голдыцкого назначили заведующим отделением дистанционной литотрипсии.
— И сразу столкнулись с осложнениями, — вспоминает доктор. — Осколки раздробленных камней формировали «дорожку» в мочеточнике, которая часто вызывала обструкцию, острый калькулезный пиелонефрит. Помогла эндоскопическая служба.
При помощи контактной литотрипсии проникали в мочеточник, крупные образования измельчали ультразвуком, мелкие извлекали при помощи петли. Освоили метод проникновения в почку через прокол. Была создана рентгенэндоскопическая служба, ее методики стали превалировать в лечении мочекаменной болезни.
Сейчас урологическая служба ВОКБ оснащена современной эндоскопической стойкой, новым оборудованием. Хотя лапароскопической стойки еще нет, выручает сотрудничество с хирургами других отделений. Малоинвазивные операции на мочеполовом тракте проходят с участием урологов, лапароскопически стали проводить нефрэктомию и пластику гидронефрозов. Сотрудники прошли стажировку в РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н. Н. Александрова и теперь выполняют биопсии, верификацию диагнозов, определяют стадию заболевания.
Беда мужчин пожилого возраста — гиперплазия простаты. В отделении имеется оборудование для трансуретральной резекции через мочеиспускательный канал. Метод позволяет выписать пациента через 2–3 дня.
Первую трансуретральную резекцию (золотой стандарт в лечении аденомы) врач-уролог Голдыцкий выполнил еще в 1993 году. На сегодняшний день на счету Олега Сергеевича свыше двух тысяч таких вмешательств. Обучил этому сложному делу молодых сотрудников.
— У молодых все как-то быстрее и ловчее получается. Может, страха перед операцией меньше? Или моторика рук и скорость мышления повыше?
Сейчас в отделениисовместно с рентгенэндоваскулярными хирургами опробовалиновый для Беларусиметод лечения аденомыпри помощи эмболизации кровеносных сосудов. Опухользамедляет рост, иногда становится меньше.
Немаловажное обстоятельство: если пациент в дальнейшем все же оперируется, кровотечение не столь велико.
Не забывают урологи и о консервативном лечении аденомы. С появлением блокаторов альфа-адренорецепторов и ингибиторов 5-альфа-редуктазы многие пациенты обходятся без оперативного вмешательства. Тем не менее хирургическая активность в отделении 75–80 %, на 60 койках за I квартал пролечились 618 человек (109 % к плану)...
Супруга Олега Сергеевича Ольга Феликсовна — врач-офтальмолог. Сын Сергей пошел по стопам отца — он ассистент кафедры госпитальной хирургии с курсами урологии и детской хирургии ВГМУ.
Комментировать



