Подписка 2019

Профессор Валентина Латышева: Врач не имеет права на ошибку, ученый — на плагиат

18 мая 2016

Автор(ы):
Зинаида Кисина


Фото предоставлено ГГМУ.
Фото предоставлено ГГМУ.
Отметила юбилей ветеран отечественной неврологии и нейрохирургии, заведующая профильной кафедрой Гомельского госмедуниверситета доктор медицинских наук Валентина Яковлевна Латышева.

Да полноте, какие ее годы? Элегантный возраст! Истинная женщина — до кончиков ухоженных ногтей. Прекрасный врач, известный ученый, требовательный педагог. Идет по жизни с высоко поднятой головой, держит спину. Таких испытания не гнут — закаляют.

Талант, трудолюбие, сила духа, оптимизм, широта и щедрость души… Заботливая мать и нежная бабушка — все это о ней. А еще любит скорость — за рулем более 30 лет; может с ветерком, но без лихачества промчаться по улицам родного Гомеля.

Многое в ее характере — от родителей, из семьи. С этого и начался наш разговор.

Справка

Валентина Яковлевна Латышева после окончания
в 1959 году Минского госмединститута работала врачом
в поликлинике станции Саратов-1. В 1963-м окончила
клиническую ординатуру МГМИ. С 1968 по 1995 год
руководила научно-организационным отделом БелНИИ
неврологии, нейрохирургии и физиотерапии. В течение
17 лет — главный внештатный невропатолог Минздрава.
В 1986 году защитила в НИИ неврологии (Москва)
 
докторскую диссертацию «Патогенез и терапия неврологических проявлений 
поясничного остеохондроза (клинико-иммунологические исследования)».
В 1995-м переведена на должность ведущего научного
сотрудника Гомельского филиала НИИ радиационной
медицины, а вскоре избрана профессором кафедры внутренних болезней ГГМИ. 

С апреля 2002 года — заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медреабилитации, психиатрии и наркологии (ныне неврологии и нейрохирургии).

Автор более 350 публикаций, 8 монографий, 20 учебных
пособий, 5 патентов на изобретения.

Издан курс лекций по неврологии и нейрохирургии
для студентов лечебного, медико-диагностического
факультетов и факультета по подготовке специалистов
для зарубежных стран. Под ее руководством защищено
9 кандидатских диссертаций, в т. ч. 4 гражданами Сирии,
Йемена, Республики Шри-Ланка; подготовлено 88 клинических ординаторов, 
49 врачей практического здравоохранения.

Ведет большую общественную работу: член Республиканского правления научно-практического 
общества неврологов; заместитель председателя республиканской комиссии 
по снижению смертности при цереброваскулярных
заболеваниях; член редколлегий журналов «Проблемы
здоровья и экологии», «Неврология и нейрохирургия.
Восточный вариант».

Врач высшей квалификационной категории по неврологии и медреабилитации. 
Отличник здравоохранения Республики Беларусь.

— Валентина Яковлевна, какие детские впечатления хранит память?


— Я коренная гомельчанка; росла в дружной семье, по нынешним меркам многодетной — нас у родителей было трое: старший брат Иван, я и сестричка Надя — она родилась в марте 1941 года. Отец Яков Яковлевич Пушок — большой труженик, работал на заводе бондарем. Отличный мастер, делал бочки для хранения масла. Мама Ульяна Михайловна вела домашнее хозяйство, занималась детьми.

Воспитывали нас в строгости, аккуратности и требовательности. У каждого были обязанности: брат колол дрова (мы жили в доме с печным отоплением), я чуть свет отправлялась занимать очередь за хлебом (давали его по карточкам). Часа через четыре открывали магазин: опоздаешь — уйдешь с пустыми руками. По вечерам отец собирал нас, и мы отчитывались за свои поступки, рассказывали, как выполнили порученную работу.

— Что определило выбор профессии?

— Когда грянула война, мне было 5 лет. Грустные воспоминания. Вместе с другими семьями прятались от оккупантов в лесу. Немцы готовили облаву, мужчин расстреливали; узнав об этом, отец и 15-летний брат ушли к партизанам. А женщин и детей гитлеровцы отправили под конвоем в деревню Старая Белица. Мама везла нас с Надей на подводе. Я крепко держала пятимесячную сестренку и боялась, что уроню на разбитой, в ухабах, дороге.

Мы поселились у сельского фельдшера. Там я впервые увидела анатомический атлас, подолгу разглядывала яркие картинки. Видимо, это был первый звоночек, данный мне судьбой.

В 14 лет я уже твердо решила, что стану врачом. Мне тогда в Москве сделали операцию: хирург удалил на лице огромное родимое пятно, да так искусно, что следа почти не осталось. В 1953 году, окончив среднюю школу, я на отлично сдала экзамены и поступила в Минский мединститут.

— Медицина сильна традициями, преемственностью. Кто для Вас был ориентиром в профессии и в жизни?

— Академик, народный врач Беларуси Игнатий Петрович Антонов, долгие годы возглавлявший БелНИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии (я проработала с ним 27 лет); член-корреспондент АМН СССР, заведующий кафедрой нервных и нейрохирургических болезней МГМИ Николай Семенович Мисюк; доцент, а затем профессор этой же кафедры Борис Владимирович Дривотинов — мои путеводители во врачевании и науке.

За создание нового направления в изучении патогенеза и лечении неврологических проявлений остеохондроза позвоночника, клинико-экспериментальное обоснование аутоиммунной концепции патогенеза заболевания Игнатий Антонов, Борис Дривотинов, Арнольд Смеянович, Сергей Беззубик, Георгий Недзведь и я были удостоены в 1994 году Государственной премии в области науки и техники.

А в жизни мои первые наставники — родители, любимые и святые; папа прожил 90 лет, мама — 92 года.

— Нынешние студенты отличаются от тех, которые были четверть века назад, когда вы стали преподавать в Гомельском мединституте?

— С сожалением замечаю, что сегодня они порой менее ответственны и требовательны к себе, чем их предшественники. Но немало и таких, кто, овладевая профессией, серьезно занимается исследованиями. В научном кружке по неврологии более 70 студентов 4–6 курсов. Ребята выступают с докладами, ведут клиническую работу, участвуют в экстренных неврологических дежурствах, получают награды в республиканских конкурсах. Недавно за исследование «Инфаркты мозга у пациентов с сахарным диабетом» диплома 2-й категории удостоен шестикурсник Максим Линков — староста СНК.

— Чему учите будущих врачей?

— Честности в жизни и работе, ответственности перед пациентами. Все мои воспитанники, работавшие над диссертациями, защитились, стали кандидатами медицинских наук; трудятся в Беларуси, Шри-Ланке, Сирии, Йемене.



— Отправляя молодых специалистов в самостоятельное плавание, какие напутствия даете?

— Любить свою страну, профессию, семью.

— Какими принципами руководствуетесь в жизни?

— У меня одно правило: относиться ко всем (коллегам, пациентам) так, как хотела бы, чтобы относились ко мне.

— Вы честолюбивы?

— Да, но не в плане карьеры. Главный двигатель — любовь к делу, самосовершенствование, овладение новейшими достижениями науки, применение их в исследовательской работе и на практике.

— Как относитесь к ошибкам?

— К своим — критически, к чужим — терпимо. Врач не имеет права на ошибку, ученый — на плагиат.

— Какие чувства испытываете, когда понимаете, что больного уже не спасти?

— Искреннее сожаление от того, что возможности медицины и врача небесконечны. Во многих сложных, порой, казалось бы, безнадежных ситуациях помогают профессионализм и Божий промысел.

— Коллеги — сотрудники кафедры и практикующие врачи — отмечают вашу принципиальность, говорят, что отстаиваете свою позицию, невзирая на ранги…

— Платон мне друг, но истина дороже. Точное знание — это высшая, абсолютная ценность, а авторитет — не аргумент. Не могу оставаться беспристрастной, если знаю, что недоработки, упущения, неверные административные решения во вред пациенту.

Так, на совещании по итогам деятельности неврологической службы республики в 2015 году я предложила внести изменения в типовую программу медвузов для студентов 4-го курса по неврологии и нейрохирургии. Пришлось убеждать, что будущему врачу невозможно в полном объеме освоить заболевания и травмы нервной системы за 15 нынешних занятий, их количество надо увеличить. Коснулась еще одного момента: раньше неотложную неврологию изучали на 6-м курсе (4 занятия по 6 часов), а потом из программы исключили. Но молодым специалистам, которые скоро начнут самостоятельную работу, особенно в реанимационном отделении, это крайне необходимо.

— Среди 7 научно-педагогических школ ГГМУ одно из ведущих мест занимает школа Валентины Латышевой. Что она значит для вас?

— Научная школа — это прежде всего ученики. Они как дети — доставляют много хлопот, но и радости тоже.
Приятно сознавать, что есть продолжатели твоего дела. Питомцы разлетелись по свету (на базе кафедры занимаются студенты факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран); работают в родном медуниверситете, в учреждениях здравоохранения Гомельщины и других регионов. 

Среди них — старший преподаватель кафедры военной и экстремальной медицины ГГМУ Андрей Ребко. Он заочно обучается в аспирантуре, готовит кандидатскую диссертацию по оценке последствий легкой ЧМТ у призывников и военнослужащих срочной службы (с коррекцией в условиях войскового звена). Ассистент кафедры внутренних болезней № 3 с курсом медреабилитации Александр Барбарович разрабатывает программу фармакорефлексотерапии и качества жизни пациентов с дорсопатиями, где впервые используется отечественный препарат, выпускаемый Борисовским заводом медпрепаратов.

За прошедшие годы создано целое направление по изучению вертеброгенных заболеваний нервной системы при остеохондрозе позвоночника, травматических повреждениях нервной системы, сосудистых заболеваниях головного мозга, рассеянного склероза.

Впервые при определении прогноза исхода травмы позвоночника и болевого синдрома использован метод нейросетевого моделирования, или искусственного интеллекта, который функционирует по принципу нервной ткани головного мозга.

Проводится фармакорефлексотерапия грыж межпозвонковых дисков при дискогенных радикулопатиях с выраженным болевым синдромом и компрессионной радикулоишемией, что снизило трудопотери и инвалидность при данной патологии.

— Насыщенная преподавательская, научная и общественная деятельность, многочисленные консультации требуют немало сил и здоровья. Как справляетесь со столь плотным графиком?

— Здоровье и долголетие — от Всевышнего. А вообще-то вернуться бы на 30 лет назад.

— Три самых памятных события в жизни…

— Защита докторской диссертации; окончание внучкой Наташей Гомельского медуниверситета — наша семья получила врачебное продолжение; рождение внука.

— Чьим мнением дорожите?

— Коллег, с которыми работаю на кафедре и в клиниках.

— Что вас больше всего радует?

— Встать поутру здоровой, посмотреть в небо и на солнце с благодарностью за прошедшие годы, за радость, за любовь, которую пронесла через всю жизнь…


Из уст коллег

>> Людмила Копытко, 
заведующая 2-м неврологическим 
отделением Гомельского областного 
клинического госпиталя ИОВ:

— С приходом профессора Латышевой (госпиталь стал базой кафедры неврологии и нейрохирургии ГГМУ в 2005 году) жизнь в наших отделениях забурлила. Валентина Яковлевна передает опыт и знания не только студентам, но и врачам.

У нас из 60 коек 12 кафедральных, где пациентов ведут ассистенты Екатерина Сереброва и Владимир Смирнов. Каждую неделю Валентина Яковлевна со специалистами кафедры и врачами отделения проводит общие обходы, участвует в консилиумах, регулярно консультирует. Она отбирает для лечения больных с самыми сложными, порой редкими случаями (рассеянный склероз, патология периферической нервной системы, амиотрофический боковой склероз, болезнь Паркинсона, наследственная хорея Гентингтона). Для нас это постоянная учеба, повышение профессионального уровня. Наши врачи Елена Власенкова и Елена Скачкова окончили клиническую ординатуру по неврологии, а Оксана Ключинская учится на кафедре неврологии и нейрохирургии ГГМУ.

>> Игорь Костюк, 
заведующий неврологическим 
отделением ГОКБ, главный 
внештатный невролог УЗО Гомельского облисполкома:

— Когда в 1995 году Валентина Яковлевна переехала из столицы в Гомель, в работе областной неврологической службы появилось много нового, интересного, неординарного. 

Я в ту пору был молодым врачом. Когда знал, что моего пациента будет смотреть профессор Латышева, готовился особенно старательно: почти наизусть знал анамнез, историю болезни, проведенные обследования, неврологический статус. Ее мнение часто оказывалось решающим при назначениях.

Валентина Яковлевна возглавила Ассоциацию больных рассеянным склерозом, организовывала не только их лечение, но и необходимую в тот сложный период гуманитарную поддержку. Став руководителем кафедры неврологии и нейрохирургии ГГМУ, она перешла от «консультанта с именем» на уровень профессора, обучающего студентов, клинических ординаторов, практических врачей. Но, несмотря на возросший объем работы, продолжает консультировать пациентов Гомеля и области.

Доктор Латышева — человек с высоким уровнем износостойкости и прочности. Если бы Николай Островский не написал книгу «Как закалялась сталь», это обязательно сделала бы Валентина Яковлевна.

>> Наталья Усова, 
доцент кафедры неврологии 
и нейрохирургии ГГМУ, кандидат 
мед. наук:

— С гордостью называю Валентину Яковлевну своим учителем. Профессионал высочайшего уровня, она обладает удивительным качеством увлекать любимой специальностью студентов и молодых врачей, благодаря чему многие из них выбрали неврологию. Может справиться с самым сложным и, казалось бы, безнадежным делом. Рядом с ней хочется стать лучше и требовательнее к себе.

>> Олег Говрушко, 
заведующий нейрохирургическим 
отделением № 1 ГОКБ, 
главный внештатный нейрохирург 
УЗО Гомельского облисполкома:

— Валентина Латышева — лидер научной и практической неврологии Беларуси. Меня поражают ее работоспособность, неисчерпаемая энергия. Преподает, консультирует, активно участвует в научно-практических конференциях, справляется с массой общественных обязанностей. На любом совещании областного или республиканского уровня она, невзирая на ранги, всегда отстаивает свою точку зрения. Учебные пособия и методические рекомендации по практической неврологии и нейрохирургии, вышедшие под ее руководством, для нас, врачей, — настольные книги.

Наше отделение — нейрохирургическая база кафедры ГГМУ, которой заведует профессор Латышева. Она консультирует самых трудных пациентов. Всегда нахожу с ней компромиссные решения, которые идут на пользу больному. Желаю ей новых научных идей, увлеченных будущей профессией студентов, подольше передавать всем нам огромный опыт.




Комментировать


comments powered by HyperComments