подписка ерип

Сергей Рубникович: об успехе и мотивации

10 июля 2017


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
В Первом Международном конгрессе по дентальной имплантологии и ежегодной конференции «День высокой стоматологии», прошедших в Минске, участвовала кафедра ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии БелМАПО. Представленные коллективом разработки отличались инновационностью и вызвали у зарубежных коллег большой интерес. Успех ждал и на Республиканской научно-практической конференции «Инновации в практической стоматологии» на базе ВГМУ. Заведующий кафедрой доктор мед. наук, профессор Сергей Рубникович удостоен знака «Отличник здравоохранения Республики Беларусь».

Как вы попали в медицину и почему выбрали стоматологию? 

На мой выбор повлияло мнение родителей: они хотели видеть меня в медицине. Даже дед мечтал, чтобы внук стал стоматологом. Близкого знакомства с будущей профессией — в качестве пациента — не имел. Стомкабинет увидел, когда учился в девятом классе: двоюродная сестра, работавшая в Институте математики НАН Беларуси, обслуживалась в Республиканской стомполиклинике и пригласила меня посмотреть, где обучаются и как практикуют будущие стоматологи. 

Я прошелся по учебным кабинетам, заглянул в зуботехническую и загорелся не на шутку. Последние два года учебы в школе только и думал о поступлении на стомфакультет. 

Кто мотивировал вас профессионально развиваться и неустанно двигаться к цели? 

Если в вас есть стержень, то вы будете стараться все делать максимально хорошо.
Синдром отличника? Возможно. Перед глазами был пример отец — его отношения к работе. Он был председателем колхоза, поднимался в четыре утра, а домой возвращался буквально затемно, особенно во время посевной или уборки. Позже, учась в мединституте, интерес к выбранной профессии подпитывали преподаватели. 

Благодаря Николаю Полонейчику (ныне заведует кафедрой общей стоматологии БГМУ, а тогда был доцентом кафедры ортопедической стоматологии) захотелось заниматься ортопедией, с третьего курса попал в его студенческий научный кружок. Как минимум один день в неделю шлифовали навыки на практике, изготавливали временные коронки, порой работали с пациентами. На четвертом курсе совместно с Николаем Михайловичем подготовил устный доклад для студенческой олимпиады и победил. Первая работа — и сразу успех. Конечно, это вдохновило!

Круг научных интересов формировался под влиянием… 

После окончания мединститута поступил в клиническую ординатуру в БелМАПО (тогда БелГИУВ) на ту же кафедру, где сейчас работаю. Возглавлял ее профессор Александр Артюшкевич, преподавателями были Валерий Шатунов, Светлана Козловская, Лев Спиридонов. Я увидел, как происходит обучение не только студентов, но и врачей. Общение с теми, кто проработал в стоматологии по 30–40 лет, расширяло профессиональный кругозор. Мне повезло: информацию черпал и от преподавателей, и от старших коллег. Распределили преподавателем-ассистентом на кафедру ортопедической стоматологии БГМУ, где в 2001-м защитил кандидатскую диссертацию. 

Крестным отцом в науке стал Никита Фомин, заведующий лабораторией конвективных и волновых процессов Института тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова НАН Беларуси. На ее базе были выполнены экспериментальные исследования на моделях штифтовых конструкций с использованием метода цифровой спекл-фотографии. Это вылилось в новое направление диагностики — при помощи лазерных и оптических методов. Данные легли в основу докторской диссертации.

В ходе работы над ней использовались не только штифтовые конструкции. Заведующая 3-й кафедрой терапевтической стоматологии БГМУ Людмила Дедова, основатель школы периодонтологии в Беларуси, согласилась быть моим консультантом при изучении нового подхода — с помощью спекл-фотографии выявлять невидимые доклинические стадии воспаления периодонта. Это хороший подход к делу превентивности — основе всей медицины и модели ее будущего: если обнаружить заболевание периодонта на начальных этапах, можно купировать его развитие, чтобы оно не перешло в разряд проблем, сложно поддающихся решению. 

Когда-то вашу кандидатскую ВАК признала лучшей за последние десять лет. Докторскую тоже. Помогло ли это в карьере? 

Диплом доктора наук получил в 2012 году, а в 2013-м году меня пригласили заведовать кафедрой ортопедической стоматологии БелМАПО, в 2016-м она преобразована в кафедру ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии. Составляют ее три специальности и три курса: ортопедической стоматологии, ортодонтии по двум направлениям исправления прикуса (у детей и взрослых) и детской стоматологии. Работают 12 преподавателей. У кафедры три базы: в Клинике эстетической стоматологии и 13-й стомполиклинике преподается ортопедическая стоматология, в 4-й ГДКП — ортодонтия и детская стоматология. 

Благодаря сотрудничеству БелМАПО и НАН Беларуси у нас появился электромиограф для оценки активности жевательной мускулатуры. Есть у нас и современный американский аппарат для оценки окклюзии верхней и нижней челюстей. На кафедре внедрен метод лечения с использованием физических факторов, позволяющих восстанавливать активность жевательной мускулатуры. Освоена методика применения ультразвука для улучшения остеоинтеграции при дентальной имплантации. 

По этой теме мы сотрудничаем со специалистами из БНТУ. В частности, метод улучшения приживаемости имплантатов, который был заявлен на Международном конгрессе по дентальной имплантологии и признан не имеющим аналогов в мировой практике, разработан при консультативной поддержке заведующего кафедрой конструирования и производства приборов БНТУ Владимира Минчени. Методика, позволяющая существенно сократить время реабилитации, уже внедрена в практику. Более того, в сотрудничестве со специалистами БНТУ выпущен и сам аппарат, прошедший апробацию на разных клинических базах.

Успех дентальной имплантации зависит от того, насколько имплантат «уживется» с костной тканью. Наш метод позволяет добиться максимального сцепления, то есть наилучшего приживления при минимальных затратах. Инновационность методики заключается в том, что ее можно использовать в любом стоматологическом кабинете: Минздрав уже утвердил инструкцию по ее применению. 

Кафедре, безусловно, есть чем гордиться. Какие новые направления осваиваете? 

Специализируясь на ортопедии, мы стремимся максимально улучшить качество жизни пациентов, которым выполняется протезирование. Ориентируясь еще и на детскую стоматологию, серьезно работаем над вопросами профилактики. 

Наша кафедра единственная в Беларуси, практикующая междисциплинарный подход. Занимаемся также лечением височно-нижнечелюстного сустава (разработана модель индивидуальной шины для протезирования), освоением цифровых технологий (по этому направлению запланированы диссертационные исследования наших учеников). 

Сотрудничаем с Институтом порошковой металлургии, где создается 3D-принтер для изготовления протезов из титана. 
Одно из новейших направлений в стоматологии у нас и за рубежом — клеточные технологии. Мы первыми в Беларуси стали осваивать методики получения материалов из стволовых клеток для лечения пациентов. 

Совместно с Институтом биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, центром «Клеточные технологии» и заведующим лабораторией молекулярной биологии клетки академиком Игорем Волотовским разработали трансплантат на основе коллагенового геля со стволовыми клетками, провели экспериментальные исследования на животных, получили доказательства эффективности его применения при рецессии десны и уменьшении объема ткани. 

Теперь переходим к этапу клинического применения: берем у пациента жировую ткань, выращиваем клетки и используем их при заболеваниях периодонта. Это достаточно перспективное направление: чем изготавливать искусственные материалы, лучше вырастить натуральные из аутоткани. За клеточными технологиями в стоматологии будущее. На эту тему наши ученики выполняют диссертационные исследования. 

Каким представляется будущее кафедры? 

Развитие кафедры мне видится параллельно с развитием педагогических подходов и научных стратегий, применяемых в БелМАПО. До 2020 года академия планирует создать симуляционный центр для отработки мануальных навыков на 3D-муляжах и приборах. Эту амбициозную цель ректора Михаила Герасименко мы полностью поддерживаем. Не могу не отметить, что наша кафедра считается одной из лучших по внебюджетной деятельности и в деле реализации экспортно-ориентированных обучающих программ, — это заслуга большой команды единомышленников во главе с ректором, который вкладывает в работу всю душу. 

У нас обучаются сорок клинических ординаторов: двадцать белорусских и двадцать зарубежных (из Ирана, Палестины, Грузии, Туркменистана, России, Ливана и Сирии). Как правило, каждый месяц проходят стажировку 2–3 иностранных стоматолога из ближнего и дальнего зарубежья. 

Одна из последних новинок — специальный курс совместного обучения врача-стоматолога-ортопеда и зубного техника. 
Кроме того, мы проводим выездные мастер-классы по дентальной имплантологии для врачей-стоматологов областных центров.

Как восстанавливаете душевные силы? 

В кругу семьи. Моя жена всегда готова выслушать и поддержать. Люблю выезжать на охоту или рыбалку в родные места — на Браславщину. Не так часто это получается, но выходные, проведенные на природе, надолго восстанавливают душевное равновесие. 

Светлана Вотинова
Минск.

Давид Давитадзе
клинический ординатор второго 
года обучения, Грузия

Здесь я получаю огромный опыт, с первого дня включился в активную практическую работу. Мне интересны и ортопедия, и имплантология, и лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава. По окончании обучения в ординатуре планирую пойти в аспирантуру.





Нуратдин Розметов,
врач, проходящий трехмесячное
обучение по дентальной 
имплантологии, Туркменистан

Давно планировал освоить основы имплантологии. На таком уровне, как в Беларуси, у нас этого не сделать. Я доволен, что приехал.





Севда Мамедова
преподаватель университета, 
прибывшая на месячную 
стажировку по дентальной 
имплантологии, кандидат 
мед. наук, Азербайджан 

Люблю совершенствоваться в практической и педагогической деятельности, поэтому поставила перед собой задачу получить дополнительное образование в Беларуси. 

Когда-то в БелГИУВ проходили курсы усовершенствования врачей мои дядя и тетя. Их дальнейшая работа доказала высокий уровень обучения. Жаль, что время стажировки подходит к концу. 




Комментировать


comments powered by HyperComments