Подписка 2019

Госэкзамен в симуляционной реальности

16 июля 2018


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
На вопросы корреспондента «МВ» ответил начальник Учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ кандидат мед. наук, доцент Виктор Редненко.

? Виктор Валентинович, какова особенность сдачи госэкзамена выпускников в этом году? 

Главной целью организации государственного экзамена для выпускников лечебного факультета была оценка клинических компетенций в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности врача.

Применяемая нами технология носит название «объективный структурированный клинический экзамен» (ОСКЭ), когда сдача проводится в специально оборудованных учебных помещениях — станциях, палатах (больничной, интенсивной терапии), манипуляционной, кабинетах (перевязочном, поликлинического приема), приемном отделении больницы, на месте происшествия.

? Что представляют собой станции? 

Это зависит от организации. Приведу пример практической части экзамена по хирургическим болезням. Все студенты проходят 12 станций, отражающих клинические ситуации, с которыми наиболее часто сталкиваются врачи в процессе работы. Станция № 1 — обследование в приемном отделении: экзаменуемый в роли дежурного врача районной больницы обследует пациента с острой хирургической патологией, который только что доставлен на скорой. Станция № 2 — оформление медицинской документации: истории болезни, листа назначений по пациенту, обследованному на первой станции. Станция № 3 — логическое продолжение предыдущих станций: интерпретация результатов лабораторных и инструментальных исследований, постановка клинического диагноза. Станция № 4 — хирургические манипуляции. Будущие врачи демонстрируют технику наложения и снятия швов, остановку кровотечения в ране путем прошивания и перевязки сосуда и др. 

На станции № 5 врачи скорой помощи спасают пострадавшего на месте происшествия. На станции № 6 демонстрируют навыки скринингового обследования пациентов для выявления онкопатологии на ранних стадиях, включая пальпацию молочных и щитовидной желез, лимфатических узлов, ректальное исследование. Станция № 7 позволяет выявить уровень профессиональных компетенций по урологии. Станция № 8 — полная имитация палаты интенсивной терапии, где дежурный врач районной больницы должен стабилизировать пациента, находящегося в состоянии шока.

На станции № 9 экзаменуемые демонстрируют навыки сердечно-легочной реанимации с проведением дефибрилляции, на станции № 10 — восстановление проходимости дыхательных путей у детей и взрослых, в т. ч. посредством проведения пункционной или хирургической коникотомии, установки лицевой или ларингеальной маски, интубации трахеи.

Важную профессиональную компетенцию демонстрируют экзаменуемые на станции № 11 — в качестве дежурных врачей проводят переливание крови и ее компонентов пациенту. Завершающая станция №  12 — оказание помощи при остром пероральном отравлении, в рамках которой необходимо провести зондовое промывание желудка.

? Каким образом демонстрируются профессиональные навыки на станциях? 

Все профессиональные компетенции условно можно разделить на 3 группы: работа с пациентом, медицинские манипуляции, заполнение медицинской документации. На тех станциях, где необходима коммуникация, задействовали «стандартизированного пациента» — актера, имитирующего состояние по клиническому сценарию. Если нам была необходима реакция на действия врача (например, на станции № 8 «Оказание медицинской помощи при шоках»), в качестве пациента использовался робот с меняющимися жизненными показателями (поведения, физиологических звуков, ЭКГ, пульса, сатурации кислорода, АД, количества углекислого газа в выдыхаемом воздухе, частоты дыхания) в зависимости от оказываемой медпомощи.

Заполнение документации проводилось на бланках, используемых в реальной практике организаций здравоохранения.
Медицинские манипуляции демонстрировались на специальных фантомах, манекенах и тренажерах. Нужно отметить, что многие из них разработаны у нас в центре.

? Как оцениваются действия экзаменуемого? 

На нашем экзамене происходит не оценка ответа на вопрос, а оценка профессиональных действий в определенной клинической ситуации. Более того, экзаменуемому запрещено разговаривать с экзаменатором, что-либо объяснять ему. Экзаменатор оценивает не ответ студента, а его действия (например, порядок и технику проведения обследования пациента или манипуляции) или результат действий (диагноз, правильность назначения лечения и дополнительного обследования, эффективность реанимации или интенсивной терапии).

Золотым стандартом является отсутствие экзаменатора на станции — наблюдение осуществляется через стекло односторонней прозрачности или по видеокамерам. 

? Профессиональная деятельность врача невозможна без помощи специалистов разных направлений, среднего медперсонала. Как учитываются эти аспекты? 

Да, важна командная работа. В процессе обучения начиная с четвертого курса на базе нашего центра проводятся командные тренинги с распределением ролей (врачи-терапевты, хирурги, реаниматологи, медицинские и операционные сестры, санитары и т. д.). Но экзамен — оценка индивидуальных профессиональных компетенций. 

Учитывая это, мы впервые в нынешнем году ввели новое действующее лицо — конфедерата, симулированного коллеги. Конфедерат на станции «Оказание помощи при шоке» исполнял роль квалифицированной медсестры. Студент дает указания о выполнении необходимых манипуляций, указывает лекарственные средства, дозу, порядок, путь введения и т. д. Конфедерат не проявляет инициативы и выполняет указания экзаменуемого (даже в случае, если в них нет необходимости). Кстати, роль конфедерата на этой станции у нас исполняла медсестра с десятилетним стажем работы.

? Как оцениваете профессиональные компетенции? 

Объективность аттестации — важнейший аспект учебного процесса. Одна из причин внедрения технологии ОСКЭ — потребность повышения объективности оценки практических компетенций. Это достигается с помощью комплекса факторов. Во-первых, большое количество (12) оцениваемых профессиональных компетенций, включающих десятки практических навыков. Во-вторых, придерживаемся принципа «все сдают всё», а не отвечают на случайный вопрос в билете. В-третьих, используем такие инструменты оценки, как чек-листы и рейтинговые шкалы. В-четвертых, применяем аппаратные средства оценки, встроенные в симуляторы роботов-пациентов и медицинской техники. В-пятых, оцениваем не только знания, а именно профессиональные компетенции, включающие интеграцию когнитивных, психомоторных и эмоциональных навыков. В-шестых, документируем процесс проведения экзамена — храним информацию о каждом студенте в базе данных.

? Насколько сложно организовать проведение такого экзамена? 

Наибольшие трудности связаны с методическим обеспечением — разработкой клинических задач, чек-листов, рейтинговых шкал, паспортов станций, чтобы учтено было все, начиная с роботов и заканчивая контейнерами для утилизации медицинских отходов. Немало времени и сил затрачено на подготовку стандартизированных пациентов 
и конфедератов.

Вызвала определенную сложность организация самого экзамена. Кроме времени работы на станциях необходимо было определить время перемещения между ними, сбора сведений со станций и внесения их в базу данных, выставление оценок. Временные интервалы были выверены до секунды. Чтобы обеспечить параллельное движение студентов при прохождении цепочки из 12 станций, а также бесперебойную работу на каждой станции, был подготовлен звуковой файл с записью голосовых команд, автоматически транслирующихся на каждой станции и в коридоре. Впервые применялась онлайн-регистрация студентов, после экзамена каждый мог не только ознакомиться с общей оценкой, но и узнать результаты работы по отдельным станциям.

? Планируются ли какие-либо изменения при проведении госэкзаменов? 

Думаю, в ближайшие годы станет возможным переход этапа сдачи практических навыков на методику ОСКЭ. Актуальны разработка общереспубликанского положения по ОСКЭ и стандартизированным пациентам, совершенствование нормативных документов по учету учебной нагрузки экзаменаторов при проведении ОСКЭ, порядка оплаты труда стандартизированных пациентов, межвузовская интеграция по созданию единых методик выполнения практических навыков (эталонов), паспортов станций, методик оценки.

Все это позволит повыситьпрактикоориентированность обучения и уровень профессиональных компетенций выпускников медвузов.


Алексей Мишурный, Витебск.


Комментировать


comments powered by HyperComments