Анкета

Нить Ариадны в реальную жизнь

08 октября 2018

Автор(ы):
Мария Дубровская,   Олеся Лазарева (фото)


В Березовском районном центре коррекционно- развивающего обучения  и реабилитации начала  функционировать  сенсорная комната. Сейчас центр — единственное  учреждение в Беларуси  со столь высоким уровнем оказания ранней комплексной помощи и медицинской реабилитации.

Образовательное  пространство без барьеров

Центр был открыт 1 сентября 2004 года. Директор Галина Жук с гордостью водит гостей по помещениям учреждения. 91 ребенок с особенностями психофизического развития получает здесь коррекционно-педагогическую помощь, еще 25 — специальное образование в четырех классах для детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. Дети-инвалиды обучаются на протяжении 9 лет.






























Заказанный транспорт привозит ребят со всего Березовского района к 7:30 — к завтраку. День насыщен учебой, играми, физкультурой, занятиями со специалистами. В 17:30 автобус развозит воспитанников по домам.

Как отмечает Галина Жук, в последнее время фиксируется рост количества детей с особенностями психофизического развития. Любое нарушение изменяет познавательную деятельность ребенка и сказывается на социальной адаптации. Главная задача сотрудников центра — повысить качество жизни детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, оказывая своевременную квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь.

В команде специалистов учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели, учителя специальных классов, социальный педагог, педиатр, психиатр, инструктор ЛФК, медсестра по массажу и медсестра, которая отвечает за организацию питания детей специальных классов.






























Среди основных задач:

 выявление детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи;
 психолого-медико-педагогическое обследование воспитанников;
 коррекционно-развивающая работа с детьми, которым необходима специальная педагогическая помощь;
 ранняя комплексная помощь малышам с рождения до 3 лет (в т. ч. консультация родителей по обучению и воспитанию детей); 
 обучение и воспитание детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития. 

Все помещения адаптированы под потребности и возможности особенных ребят. Для них организовано безбарьерное образовательное пространство.






























В Березовском районе на учете стоит 1001 один ребенок с особенностями психофизического развития (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, психическими нарушениями). Для получения коррекционно-педагогической помощи все дети проходят диагностическое обследование комиссией, в которую входят специалисты разного профиля. За год обследуют 800–900 человек. Кабинет разделен на две зоны. Специалист обследует ребенка в присутствии его законного представителя, а за непрозрачным с одной стороны стеклом находится комиссия. Сессию записывают с помощью аппаратуры, которая не видна ребенку. Потом записи анализируют и делают заключение.

Дома хорошо,  а в гостях лучше

Медицинский блок — вотчина педиатра, медсестры по массажу, инструктора ЛФК. Врач Галина Буромская вводит в курс дела:

— По программе раннего вмешательства, разработанной Брестским областным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ребенок получает психологическую, логопедическую, медицинскую помощь. Мы берем детей с месячного возраста и до 18 лет. Это не только воспитанники центра, но и инвалиды района. Из них 60 % — малыши до года с задержкой моторного развития и другими диагнозами. В прошлом году у нас побывали 143 ребенка. Стандартный курс длится 3 недели и состоит из 15 занятий. Дети с задержкой моторного развития ходят сюда 2 недели. Обычно хватает 1–2 курсов. Из 96 малышей до 12 месяцев в прошлом году только 12 потребовался третий-четвертый курс реабилитации.

Каждый специальный класс имеет учебную комнату, комнату отдыха, раздаточную для выдачи пищи, санитарную комнату, раздевалку. В классы, расположенные на первом этаже здания, ведет отдельный вход, оборудованный пандусом.

Учитель специального класса Елена Валюшко, показывая обычный кабинет для занятий, рассказывает:

— Уроки в классе для шестерых учеников проходят как в школе. Но программа направлена на подготовку воспитанников к жизни: социальную адаптацию и коммуникацию. Мы должны социализировать детей, научить их взаимодействию с другими людьми.

Для нечитающих детей расписание уроков нарисовано на общей доске. В зависимости от дня недели и времени ученики сами отмечают стрелочкой занятия, запланированные на сегодня. У каждого воспитанника свой стол, где лежат папки с материалами к урокам.

В разновозрастном классе учатся дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Чтобы заинтересовать всех ребят и найти им подходящее занятие, комната разделена на игровую, учебную, коррекционную зоны.

Немало игрового материала, который используется на занятиях, сделано руками педагогов. Например, пособия и локации в кабинете психолога Елены Козека. В помещении проходят консультации для родителей и учителей, коррекционно-развивающая работа, индивидуальные и групповые сессии. С детьми занимаются арт-, песочной, сказкотерапией. Всеми возможными способами выстраивают связи между внутренним миром ребенка и окружающей действительностью.

Кабинет социально-бытовой ориентировки — обычная кухня, оборудованная современной мебелью, со стиральной машиной, микроволновой печью, электрической плитой, чайником, столовой посудой, столом и стульями. Здесь старших воспитанников учат привычным для большинства людей делам: стирать, готовить, обслуживать себя, пользоваться плитой, холодильником.






























Стены центра напоминают то картинную галерею, то сказочный замок: на них растут деревья, светит ярко-желтое солнце, красуется выставка фотографий «Мы — одна семья», где запечатлены моменты занятий педагогов и родителей с детьми. 






























В кабинете психолога Елены Козека проходят консультации для родителей и учителей, коррекционно-развивающая работа, индивидуальные и групповые сессии. С детьми занимаются арт-, песочной, сказкотерапией.

Полезные чудеса комнаты-доктора

Пройдя по украшенным коридорам, попадаем в сенсорную комнату. В ней находятся разного рода предметы-стимулы для оказания комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития. Доказано, что сенсорные упражнения положительно влияют на эмоциональное, социальное и речевое развитие.






























Комната делится на два блока. В релаксационном — мягкие покрытия, пуфы, подушки, приборы, дающие рассеянный свет. Под умиротворяющую музыку все это создает атмосферу безопасности и спокойствия.

Сенсорный уголок «Ручеек» развивает зрительное восприятие, учит концентрировать внимание на движении пузырьков по колонне, помогает расслабиться; вибрации развивают тактильные ощущения, переливы цвета воздействуют на эмоциональное состояние. По словам учителя-дефектолога Елены Жебрун, цветотерапия влияет на настроение и общее самочувствие. 

— Установлено, что желтый цвет активизирует мыслительные процессы, красный повышает работоспособность, голубой способствует релаксации. Существует даже школа цветов. Определенная их комбинация может повысить или понизить кровяное давление. Например, при пониженном давлении нужно смотреть на цвета в таком порядке: голубой, зеленый, желтый, красный. При повышенном — в обратном порядке, — поясняет Елена Жебрун.

«Звездный дождь» — фибероптический островок, уголок уединения со спокойной музыкой. Здесь часто проводят сеансы сказкотерапии, занятия с психологом. Фибероптические нити способствуют эмоциональному расслаблению, формируют представления о цвете, развивают воображение, стимулируют зрительное восприятие. Они меняют цвет, переливаясь в руках.






























Пуфик с гранулами из пенополистирола принимает форму тела, действует подобно точечному массажу.

В активационном блоке — оборудование со светооптическим и звуковым эффектом, массажные мячики, коврики, балансировочная дорожка с тактильными панелями. Все это способствует развитию мелкой моторики, обогащению сенсорного опыта, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов. Например, тактильная панель с декоративными элементами совмещает предметы различных цветов, форм и размеров из дерева, ткани, металла, пластика. Она идеальна для людей с ослабленным зрением.

Светозвуковой столик для рисования песком развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. На нем создают песочные сюжеты, обыгрывают истории, которые помогают ребенку раскрыть внутренний мир, познать себя, рассказать о своих страхах и избавиться от них, снять эмоциональное напряжение.






























В чудо-комнате найти понимание с ребенком гораздо быстрее. Родители активно участвуют в реабилитации: проходят вместе с детьми по волшебной тропе, преодолевают темный тоннель, реконструируют замок. Благодаря такой совместной деятельности эмоциональный контакт налаживается довольно быстро. 

Педагоги разработали и широко используют в работе специальные комплексы занятий для ребят с различными нарушениями развития, программы обучающих лекций для родителей и семинаров для педагогов, работающих в системе специального образования. 

В планах сделать так, чтобы специалисты района приезжали со своими подопечными заниматься в сенсорную комнату. 


Комментировать


comments powered by HyperComments