Подписка 2019

От Наркомата до Минздрава

18 июня 2009



 
13
14   
15
1966-1987 г.г.
1987-1990 г.г.   
1990-1994 г.г.
16
17
18
1994-1997 г.г.
1997-2001 г.г
2001-2002 г.г.
19
20
21
2002-2005 г.г.
и.о. 2005-2006 г.г.
с 2006г. по настоящее время
 
 
На вес золота в послевоенное время ценились такие люди, как Николай Евсеевич САВЧЕНКО (13-й  по счету глава отрасли), руководивший здравоохранением БССР дольше всех министров — с 1966 по 1987 г.г.
Талант ученого, клинициста особенно ярко проявился в урологии. Каждый рабочий день Николая Евсеевича начинался в 4-й городской клинической больнице Минска, где он работал многие годы, включая период после ухода с поста министра здравоохранения. Его лекции в Минском медицинском институте до сих пор помнят те, кому доводилось их слушать.
В 1967 г. Николай Евсеевич создал кафедру урологии в МГМИ, Белорусский республиканский центр трансплантации почек (1970-й), где в том же году впервые в истории белорусского здравоохранения осуществил пересадку почки.
При Н. Савченко здравоохранение БССР вышло на передовые рубежи в СССР: по развитию материально-технической базы, подготовке и комплектованию медкадрами, показателям здоровья населения и деятельности лечебных учреждений. Вплоть до начала 70-х г.г. отмечалось улучшение основных показателей состояния здоровья населения республики: в частности, комплексный показатель, характеризующий здоровье, — ожидаемая продолжительность жизни — достиг 72,5 года и в тот период был близок к уровню экономически развитых государств мира.
Вместе с тем, постепенно нарастали трудности, связанные с замедлением темпов социально-экономического развития, снижением уровня расходов на здравоохранение по отношению к ВВП, диспропорциями в распределении ресурсов, нерациональным использованием последних.
В частности, в условиях приоритетного развития стационарной медпомощи обеспеченность больничным коечным фондом возросла до уникально высокого уровня — около 140 коек на 10 тыс. населения, но использование его было неэффективным, занятость низкая (в середине 70-х не достигала 300 дней в году).
Это побудило Н. Е. Савченко к организации новой структуры в аппарате Минздрава — отдела (впоследствии управления) мед-эксплуатации, который возглавил талантливый организатор здравоохранения Александр Александрович Зарин. Ему удалось в короткий срок значительно улучшить показатели использования коечного фонда, организовать работу по созданию более стройной системы управления качеством медпомощи; прорабатывались вопросы выделения этапа долечивания (после активного лечения в стационарах), установления взаимосвязи оплаты труда в стационарах с показателями использования коечного фонда и пр.
По сути, это была первая, хотя и робкая, попытка модернизации советской модели здравоохранения. В начале 80-х г.г. отработанные в БССР меры по улучшению эксплуатации больничного коечного фонда распространены на другие регионы Советского Союза.
 
В 1987–1990 г.г. Минздрав БССР возглавлял Владимир Сергеевич УЛАЩИК (14) (сейчас руководит Институтом физиологии НАН Беларуси).
Работа Владимира Сергеевича выпала на сложное время. Авария на ЧАЭС значительно ухудшила экологическую ситуацию в республике. При содействии российских специалистов проводилась работа по минимизации последствий. В 1988 г. создан НИИ радиационной медицины с филиалами в Гомеле (1989 г.) и Могилеве (1990 г.).
Несмотря на все мероприятия, наблюдался рост распространенности патологии щитовидной железы, болезней крови и крове-творных органов. Чернобыльская трагедия обострила проблему укомплектованности и оснащенности сельских медучреждений, прежде всего, на загрязненных территориях.
В то же время удалось решить важные проблемы: разукрупнение терапевтических и педиатрических участков в поликлиниках, открытие первых диагностических центров, повышение категорийности НИИ, обновление материально-технической базы сельского здравоохранения, введение хозрасчетного механизма в здравоохранении, расширение сети санаторно-курортных учреждений...
Василий Степанович КАЗАКОВ (15) стал первым министром здравоохранения Республики Беларусь. Работал в должности в 1990–1994 г.г., ранее заведовал отделом здравоохранения Могилевского облисполкома, был главврачом санатория-профилактория.
Государственная независимость обусловила необходимость раз-работать собственную норматив-но-правовую базу. В это время подготовлен и принят пакет важнейших нормативно-правовых актов, главным из которых стал Закон «О здравоохранении» (18 июня 1993 г.).
В 90-е г.г. деятельность здравоохранения республики осуществлялась при неполной правовой базе, в условиях недостаточного и неритмичного финансирования, отрасль нуждалась в обновлении материально-технической базы. Резкое ухудшение экономической ситуации привело ряд стран, образовавшихся после распада СССР, к депопуляции, ухудшению состояния здоровья населения. В Беларуси в 1989–1994 г.г. смертность и общая заболеваемость возросли более чем на четверть, и в то же время на 28% снизилась рождаемость; резко возросла заболеваемость социально опасными болезнями. Ухудшение финансирования заставило интенсифицировать меры по экономии ресурсов; в частности, в начале 90-х г.г. коечный фонд сокращен на 13%.
В начале 90-х годов в Беларуси продолжилась активная поддержка проводившегося в трех регионах России эксперимента по внедрению нового хозяйственного механизма. В Свислочском и Узденском районах была сделана попытка перехода на внутрисистемные арендные отношения с заключением договоров с райисполкомами. В этот период в республике вводилась система внешних взаиморасчетов при направлении больных из районов в областные больницы; внедрялись бригадные формы организации труда, прорабатывались вопросы фондодержания на уровне поликлиник; впервые начала отрабатываться система управления по отклонениям от доводимых моделей конечных результатов деятельности.
В целом система здравоохранения республики в этот период выстояла. В отличие от других стран СНГ, в Беларуси не было значительного снижения доступности медпомощи.
 
Инесса Михайловна ДРОБЫШЕВСКАЯ (16) — министр здравоохранения в 1994–1997 г.г. (ранее — главврач Гомельского областного онкодиспансера, депутат Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва. Государственная деятельность во многом помогла Инессе Михайловне в руководстве здравоохранением.
Но в «лихие» 90-е добиться высоких результатов было крайне сложно. Постоянным был дефицит средств. В 1995 г. финансирование лечебных учреждений было обеспечено не более чем на 60% от необходимого уровня. Случались задержки с зарплатой.
Одно из самых больных мест — обеспечение лечебных учреждений лекарствами. Минздрав принял решение: для насыщения рынка необходимыми лексредствами разрешить функционирование коммерческих аптек. В соответствии с приказом Минздрава № 10 в 1995 г. реорганизована система лекобеспечения учреждений здравоохранения и населения республики. Утверждены перечни лекарств и категорий лиц, имеющих право на бесплатное и льготное пользование медикаментами.
 
Игорь Борисович ЗЕЛЕНКЕВИЧ (17) был министром здравоохранения в 1997–2001 г.г. (ранее — начальник управления здравоохранения Мингорисполкома).
В годы работы И. Зеленкевича концептуально закреплено профилактическое направление развития отечественного здравоохранения, а приоритетом стала первичная медпомощь. В этих целях определен статус врача общей практики, открыты кафедры и клиническая ординатура подготовки врача общей практики. В связи с концентрацией специалистов в столице в 2000–2001 г.г. принято решение о проведении реструктуризации высшего медобразования: открыты факультеты — стоматологии в Витебском, медико-профилактический в Гомельском госмедуниверситетах. Подготовлена отраслевая программа развития сестринской службы. Важным событием стало открытие современного детского онкогематологического центра, начат эксперимент по изменению финансирования на одного жителя.
В 1998–2000 г.г. выполнялись 10 научно-технических госпрограмм по здравоохранению.
 
Владислав Алексеевич ОСТАПЕНКО (18) — министр здравоохранения в 2001–2002 г.г. (ранее — директор НИИ радиационной медицины и эндокринологии).
К 2002 г. смертность достигла наибольшего уровня — 14,8 на 1000 населения, а уровень рождаемости (так же, как и в Украине, России) на протяжении ряда лет был наиболее низким в мире.
В то же время постепенно улучшается финансовое обеспечение здравоохранения, показателей деятельности организаций отрасли. В 2001–2002 г.г. проведен эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в Витебской области (отработана методика бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на жителя).
 
Людмила Андреевна ПОСТОЯЛКО (19) — министр здравоохранения в 2002–2005 г.г. (ранее — главврач Брестской детской областной больницы, первый зам. министра).
Период с 2002 г. характеризуется значительными изменениями в развитии отрасли. Постепенно стали улучшаться медико-демографические процессы, проведен начальный этап реструктуризации отрасли и ее технической модернизации, внедряются методы программно-целевого планирования. Реализована система соцстандартов в здравоохранении, развивается система управления качеством медпомощи, основанная на стандартизации медтехнологий.
Наиболее весомые элементы начальной реструктуризации отрасли — сокращение почти шестой части коечного фонда, формирование республиканского высокотехнологичного уровня оказания медпомощи (представленного в основном сетью РНПЦ), интеграция в систему Минздрава наиболее крупной из ведомственных медслужб — БелЖД, объединение здравоохранения отдельных городов и одноименных районов, развитие общей врачебной практики и медико-социальной помощи в сельской местности, службы медреабилитации, дневных стационаров в поликлиниках.
В многогранной работе по технической модернизации системы здравоохранения особо следует выделить переоснащение оперблоков и реанимационных отделений.
 
Виктор Петрович РУДЕНКО (20) исполнял обязанности министра здравоохранения с 27 декабря 2005 г. по май 2006 г. (ранее — председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома, зам. министра).
Продолжилась активная реализация госпрограмм по развитию специализированной медпомощи и возрождению села, созданию больниц сестринского ухода, сокращению коек... Утверждены номенклатуры организаций здравоохранения и должностей. Создан РНПЦ неврологии и нейрохирургии, открыт детский кардиохирургический центр.


 
 
с 2006г. по настоящее время
 
Василий Иванович ЖАРКО заступил на пост министра здравоохранения 5 мая 2006 г. (ранее — зам. начальника управления здравоохранения Брестского обл-исполкома, заместитель главврача Брестской областной детской больницы, гендиректор УП «Белпрофсоюзкурорт», и. о. Генерального секретаря Белорусского общества Красного Креста).
Основные направления развития здравоохранения в 2003–2007 г.г. регламентированы Концепцией развития здравоохранения, одобренной Совмином и разработанной с учетом результатов эксперимента по совершенствованию механизма хозяйствования в Витебской области.
Принят комплекс мер по улучшению доступности и качества первичной медпомощи и усилению профилактической направленности. В поликлиниках создаются центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, организована двухсменная работа дневных стационаров.
Состоялся первый Съезд врачей амбулаторной практики. Увеличилась доля средств на финансирование АПУ в структуре расходов на здравоохранение (2008 г. — 31,4%). План на 2009 г. — 35%.
Проведены широкомасштабные мероприятия по диспансеризации. Осмотрено 98,8% взрослого населения. Ранее не регистрировавшиеся заболевания выявлены почти у половины.
Обеспечен существенный рост объемов оказания высокотехнологичной медпомощи. Важнейшее достижение отрасли — успешное выполнение трансплантаций печени (2008 г.), сердца (2009 г.).
Смертность населения в 2002–2008 г.г. снизилась с 14,8 до 13,9 на 1000 населения, а рождаемость возросла с 8,9 до 11,1 на 1000 населения. Ожидаемая продолжительность жизни в 2007 г. впервые за многие годы превысила 70 лет. В 2008 г. отмечено наибольшее за ряд лет снижение естественной убыли (до 2,8%).
Успешно реализуется комплекс программ по охране здоровья населения, включая Национальную программу дембезопасности, Президентскую программу «Дети Беларуси», Госпрограммы возрождения и развития села, развития здравоохранения, «Туберкулез», профилактики ВИЧ-инфекции, по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма и др.
...В текущий период наиболее важные задачи и направления деятельности связаны со снижением смертности населения (в первую очередь — трудоспособного возраста от внешних причин и болезней системы кровообращения), рациональным использованием и экономией ресурсов (включая дальнейшую реструктуризацию системы оказания медпомощи); приоритетным развитием амбула-торно-поликлинической помощи, оптимизацией структуры и функций больниц с учетом мирового опыта; совершенствованием методов программно-целевого планирования, продолжением роста объ-емов социально значимых видов высокотехнологичной медпомощи, повышением эффективности мер по формированию здорового образа жизни, развитием компьютерных информационных технологий.
За 90 лет белорусской медицине пришлось многое изведать: репрессии, войну, нехватку кад-ров, элементарного оборудования и средств. Сегодня у нас есть все основания гордиться нашими учеными, организаторами здравоохранения, медработниками, поколение за поколением прокладывавших путь к современным медицинским достижениям.



Комментировать


comments powered by HyperComments