подписка ерип

Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов: Реабилитация, которая работает круглосуточно

04 января 2017


Фотографии предоставлены Республиканским реабилитационным центром для детей-инвалидов.
Фотографии предоставлены Республиканским реабилитационным центром для детей-инвалидов.
Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов — первое реабилитационное учреждение, которое успешно функционирует в системе Министерства труда и социальной защиты. Спроектировано по образцу европейских заведений подобного типа, построено в 2000 году. Здесь восстанавливаются и укрепляются дети-инвалиды от 3 до 18 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. С 3 января — очередной заезд. К приему детей тщательно готовится весь персонал: врачи, воспитатели, педагоги. Прибудут и те, кто уже бывал здесь, и новички.

Директор Людмила Кондрашова не устает повторять, что центр уникален. Об особенностях его работы она рассказывает читателям «Медицинского вестника».

— Людмила Николаевна, в чем особенность центра? 

— Вместе с коллегами решаем основную задачу реабилитации — интегрируем ребенка в общество и адаптируем. Мы не выделяем медицинские или социально-педагогические приоритеты — в центре проводится комплексная реабилитация.

С каждым ребенком на протяжении месяца работает команда врачей, педагогов, воспитателей, психолог, специалисты по физической реабилитации. 



Схема восстановления расписывается по часам и рассчитана на весь день. Медицинские процедуры дети получают обычно с утра. Уже в 7:30 можно пройти теплолечение, после — занятия в школе, затем электростимуляция, ванны, массаж, ЛФК. 

Перед кабинетами физиолечения в нашем центре никогда нет сутолоки и очередей. Каждый приходит в назначенное ему время. Причем реабилитация работает круглосуточно. За полтора-два месяца пациент получает около 60 процедур.

Вечером с детьми в группах по рекомендациям врачей занимаются воспитатели. Если обнаружен сколиоз — строго следят за осанкой. Нужно разрабатывать правую кисть — заинтересуют занятиями на специальных приспособлениях для развития мелкой моторики рук. 



Кроме этого, работают логопед-дефектолог и психолог.

— А как обстоят дела с уроками в центре? 

— Занятия в нашей средней школе проводятся по общеобразовательной программе и по специальным программам обучения в соответствии с заключениями сотрудников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Приходят учителя и ведут уроки по языкам, математике, истории, химии и другим предметам. 

Кроме этого, наши воспитанники посещают театры, музеи, библиотеку…

— Некоторые родители считают, что детям с нарушениями здоровья в первую очередь нужна именно медицинская помощь. На каком уровне она оказывается в центре? 

— Конечно, мы не можем обеспечить специализированное медицинское обслуживание для тяжелых пациентов, как в реабилитационных центрах системы Министерства здравоохранения. Но у нас детей не только «развлекают», как некоторые ошибочно полагают.

Я сама веду прием пациентов как педиатр, и точно знаю, волшебной таблетки нет ни от одной болезни, тем более от нарушений функций опорно-двигательного аппарата. 

Шестерых детей мы подняли с колясок в течение полугода — во многом благодаря занятиям на тренажерах. Родители, которые побывали у нас хотя бы раз, начинают понимать: нужны ежедневные усилия, чтобы добиться даже минимального улучшения. Многие приезжают к нам за программой занятий.

У любого ребенка в первые годы жизни закладывается фундамент психофизического развития, и важную роль играет активный двигательный режим, соответствующий особенностям детского организма.

— Вы изучаете опыт реабилитации за рубежом. Удалось ли выбрать какую-то определенную программу? 

— Я считаю, что нельзя ограничиваться или только физической, медицинской реабилитацией, или исключительно социально-педагогической адаптацией. Это подтверждает и практика иностранных центров, которую мы с коллегами анализируем. Каждому ребенку нужна многосторонняя комплексная помощь, учитывающая нюансы его развития. 

Постоянно подключаем новые направления. Работает много кружков: рукоделия, пошива игрушки, изобразительного искусства, бисероплетения и другие. 

Совсем недавно занялись профориентацией. Детям 10–16 лет при заезде предлагаем пройти тест, чтобы выяснить, в какой сфере смогут реализовать себя. Открылся профориентационный кабинет, куда приходят проводить мастер-классы люди, талантливые в своей профессии. Демонстрируют азы парикмахерского искусства, компьютерного дизайна, фотографирования. Даем детям навыки закройщика, приемщика обуви. 

Мы начали узнавать, какие заведения готовы обучать детей с инвалидностью доступным профессиям. И предоставляем воспитанникам информацию, которая может помочь их становлению. 

Семь наших детей в этом году поступили в музыкальное училище. Некоторых приняли в колледж связи. Девочки смогли заняться модельным бизнесом. Есть те, кто начал работать в общественных объединениях.

— Трудно ли попасть в центр? 

— Сложности могут возникнуть у мам и детей, которые хотят вместе жить в нашей гостинице: она рассчитана лишь на 41 место. Но мы предлагаем и другие виды пребывания: например, дневной стационар — ребенок после реабилитационных мероприятий вечером возвращается домой. Еще вариант — соцсопровождение, когда в гостинице проживают только мамы, а дети остаются на ночь в группе. Ребят постарше некоторые отправляют в центр одних, они живут в группе. Минчане часто приезжают к нам только на определенную процедуру.

— Как часто ребенок может обращаться сюда за помощью? 

— Каждый вправе провести у нас месяц-полтора до трех раз на протяжении года. Многие так и делают. Списываются, созваниваются друг с другом и приезжают повторно. У нас уже образовались целые «команды», которые прибывают в одно время. Но новичкам приоритет.

В начале января очередной заезд — более 120 ребят, из них 15–20 новеньких. В последнее время «первичных» пациентов становится все меньше. 

Комитеты по труду и соцзащите присылают списки несовершеннолетних, вновь признанных инвалидами, — всем обязательно посылаем письмо с информацией о нашем центре. Данные отправляем и в областные управления здравоохранения.

Сегодня в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов состоят 2 400 детей с инвалидностью, среди которых 472 — минчане. Всего за время работы центра курс реабилитации здесь прошли более 15 000 мальчиков и девочек. В ушедшем году у нас побывали 1 260 человек из всех регионов страны. 

Анна Лагун, Минск.




Комментировать


comments powered by HyperComments