Реабилитация особенных детей. Витебский опыт.

02 декабря 2019


Фото предоставлены ВГМУ.
Фото предоставлены ВГМУ.
По данным статистики за 2018 год, из более 200 тысяч детей Витебской области  особенности психофизического развития (ОПФР) выявлены у 4 254. Под наблюдением врача-психиатра находится 171 ребенок с расстройствами аутистического спектра.


Социализация и интеграция

Медико-социальная реабилитация детей с опфр является важнейшим этапом лечения, восстановления и возвращения в социум, снижения риска рецидива (адекватное восприятие мира, позитивное отношение к жизни, семье и обществу). Так, для реабилитации детей с психическими и поведенческими расстройствами на базе Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии внедрены транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга и ТЭС-терапия, для лечения и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра используются информационные технологии (интерактивная доска).

С 2016 года Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии совместно с территориальным центром социального обслуживания населения Первомайского района Витебска, областным краеведческим музеем, Витебским государственным музыкальным колледжем им. И. И. Соллертинского, ВГУ им. П. М. Машерова реализуют проект «Особенные дети».

Цель его — создание лучшего будущего для детей с аутизмом и поддержка их родителей, расширение деятельности детского дневного стационара для этой категории пациентов, обмен опытом, установление партнерских связей, освещение и распространение информации о проблеме аутизма среди населения Витебщины. 

В рамках проекта проведены несколько выставок работ людей с расстройствами аутистического спектра: фотовыставка Михаила Трусова «Я вижу мир таким», три выставки графики и фотографии 10-летнего Тадеуша Урбеля с неизменным названием «Калейдоскоп».

Детей с аутизмом не так-то просто научить рисовать «правильно». Их в принципе сложно чему-то учить. Они мало подвержены влиянию других людей — такова их сущность. Это создает огромные проблемы в быту и при общении с людьми, но в творчестве может давать неожиданные преимущества. Им не нужно искать собственный почерк — они изначально уникальны и неповторимы, как неповторим их взгляд на мир.

В ВГМУ прошли две республиканские научно-практические конференции «Паралимпийский спорт в концепции медико-социальной реабилитации и интеграции». По их результатам был организован волонтерский интеграционный проект с возможностью применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социализации детей с ОПФР.

В течение 2019 года на базе семейно-спортивного комплекса «Z-парк» в Витебске работает совместный интеграционный проект сотрудников кафедры медицинской реабилитации и физической культуры и студентов-волонтеров ВГМУ (кураторы Анастасия Коваленко, Ангелина Талатынина, Карина Волчок). За это время более 50 детей с ОПФР (нарушение зрения и слуха, ДЦП, аутизм, синдром Дауна, трудности в обучении, замедленное психическое развитие, тяжелые нарушения речи) стали его активными участниками. 

Результаты: 
  • отмечено улучшение физического здоровья и развития двигательной, сенсорной сфер, преодоление психологических барьеров в коммуникации со сверстниками и взрослыми; 
  • реабилитация при помощи средств и методов адаптивной физической культуры дает возможность поддержать психологическое и физическое состояние детского организма;
  • у родителей складывается позитивный опыт социализации детей (это положительно влияет на развитие детско-родительских отношений).
В сформированном отряде волонтеров есть и постоянные участники, и студенты, только пробующие свои силы (работа в проекте является для них одной из форм практико-ориентированного обучения).

Еще одна форма работы — создание на базе университета реабилитационно-спортивной группы «Вместе». Руководство осуществляют сотрудник кафедры медицинской реабилитации и физической культуры, чемпион Беларуси по мини-футболу категории В1 (незрячие спортсмены) Антон Шмелев, старший преподаватель Александр Маличенко, тренер Республиканского центра по олимпийской подготовке по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта Олег Кириллов. Обучение проходит по принципу «равный обучает равного».

Цель деятельности — практическое содействие в адаптации людей с различными психофизическими особенностями к повседневной жизни, повышение реабилитационного потенциала с помощью физкультуры и спорта, психологическая помощь, социализация через взаимодействие и общение в группе.

Для этого используются различные спортивные игры: подвижные (шоудаун, футбол, гимнастика), интеллектуальные (шашки, шахматы), проводятся уроки пространственного ориентирования (для незрячих в замкнутом пространстве зала), тематические беседы с целью обсуждения реальных трудностей, с которыми сталкиваются участники группы, и поиска наиболее оптимальных решений. Таким образом, только комплексный подход, планомерная и длительная работа дают результат.

Татьяна Оленская, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и физической культуры ВГМУ, кандидат мед. наук, доцент;
Елена Данилова, заведующая детско-подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии;
Вера Астапенко, начальник управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома;
Алла Николаева, заведующая городским отделением гипобарической терапии и бароклиматической адаптации Витебской ГКБ № 1, кандидат мед. наук, доцент;
Алла Валуй, старший преподаватель кафедры медицинской реабилитации и физической культуры ВГМУ, врач-невролог.

Более подробно читайте в газете "Медицинский вестник" №48


Комментировать


comments powered by HyperComments