Валентина Пашкевич, главный врач станции СМП Бреста: Не нужно превращать скорую в бесплатное такси

11 февраля 2020

Автор(ы):
Виталий Гиль (фото),   Людмила Захарова


Служба скорой помощи Брестской области по итогам 2019 года по многим показателям вышла на первое место среди регионов республики. В том числе область стала единственной, где удалось выполнить целевой  показатель по числу выездов бригад  скорой помощи на тысячу населения,  одной из немногих, где до минимума снижен удельный вес безрезультатных выездов. 

Главный врач станции скорой медицинской помощи Бреста, главный внештатный специалист по скорой помощи ГУЗО Валентина  Пашкевич и ее заместитель Николай Гарин поделились секретами эффективных управленческих решений.


Главный врач станции СМП Бреста Валентина  Пашкевич

Ориентир  на нормативную базу

— Самый главный секрет успешной работы — четко выполнять все нормативные документы, касающиеся службы, — уверена Валентина Пашкевич. — Их не так много: указы Главы государства, постановления Совета Министров, закон «О здравоохранении», постановления и приказы Минздрава.  

Валентина Васильевна руководит службой скорой помощи с 2015 года. Выпускница Хабаровского мединститута в 1994 году приехала для прохождения интернатуры в Брест в больницу скорой медицинской помощи. В 1995-м принята на работу врачом выездной бригады интенсивной терапии. Затем была заведующей подстанцией «Восток», руководителем смены. Словом, до назначения на должность главного врача довелось пройти абсолютно все ступеньки, она досконально знает работу на каждом этапе. Плюс ко всему именно ей довелось заниматься всеми организационными работами при строительстве здания в Заречном микрорайоне, где летом 2018-го открылась подстанция «Юго-Запад». На тот момент пособия по экономике и бухгалтерскому учету стали настольными книгами.

К слову, у заместителя главного врача Николая Гарина также единственная запись о приеме на работу в трудовой книжке — пришел на скорую в 2008 году по распределению, до 2015-го был врачом бригады интенсивной терапии, затем 3 года возглавлял подстанцию «Восток». В 2018-м назначен на нынешнюю должность. 

Проанализировали и оптимизировали

— В декабре 2018 года мы стали самостоятельным учреждением здравоохранения, до этого были филиалом БСМП. Ежедневному анализу решили подвергать все обращения по неотложной помощи, чтобы понять, куда и по каким поводам ездим, — рассказывает Валентина Пашкевич. — В среднем в тот период доходило до 500–600 выездов в сутки. 

Бригады на подстанцию не успевали заезжать, с одного вызова сразу мчались на другой, нагрузка на персонал была сумасшедшая. 

Выяснилось, что довольно большое количество выездов составляет транспортировка пациентов из дома в стационар или из одного медучреждения в другое, причем зачастую по совершенно необоснованным причинам. Нормативная база определяет градацию таких пациентов — они должны иметь сложную патологию и нуждаться в динамическом наблюдении. При этом реальность иногда доходит до абсурда. Например, врач амбулаторного звена при посещении пациента на дому выставляет диагноз «обострение хронического тонзиллита» и вызывает скорую для транспортировки больного в стационар. Или сам пациент, получив в поликлинике направление на плановую госпитализацию, требует, чтобы его доставили в больницу. 

— То есть скорая помощь в таких случаях, по сути, используется в качестве бесплатного такси! Это неправильно, — считает Валентина Пашкевич. — И не только потому, что это элементарное неуважение к службе. Во-первых, в это время другой пациент, который действительно нуждается в неотложной помощи, вынужден ждать. Во-вторых, это непозволительная роскошь для бюджета эксплуатировать автомобили скорой таким образом. Средняя стоимость одного выезда по области рассчитывается каждый квартал, по последним данным, она составила 68 рублей 72 копейки.  

Валентина Пашкевич признается, что было совсем непросто достичь взаимопонимания с администрацией больниц в вопросе транспортировок. Ее главный аргумент оставался неизменным: «В стационарах есть свой санитарный транспорт, и его нужно использовать по назначению. Скорая не обязана выполнять чужие функции. Изучайте нормативную базу». Возразить на такой железный довод оппонентам нечего. 

— Активно действовать в этом направлении мы начали в конце 2018-го.  Сегодня можно говорить о результате. Если раньше у нас доходило до 80 перевозок в день, то сейчас вышли на цифру не более 20, — констатирует главный врач.

Когда выезд бригады можно заменить консультацией?

Брестская служба скорой помощи одной из первых среди регионов воплотила прописанное постановлением Минздрава № 101 от 29.12.2018 создание круглосуточного консультативного поста. Документом предусмотрено введение штатных должностей «врач скорой медицинской помощи консультативного поста» и организация таких постов на станции СМП с количеством вызовов 100 тысяч и более в год. 

Валентина Пашкевич:

«Скажу откровенно: поначалу было не совсем понятно, чем будут заниматься эти специалисты. Но постановление Минздрава вышло — и его нужно выполнять. 9 января 2019 года мы пересмотрели штатное расписание и организовали консультативный пост. Предполагалось, что врачи-консультанты помогут справляться с потоком обращений и консультировать пациентов в несложных случаях, тем самым сокращая число необоснованных выездов бригад. Сегодня уже можно совершенно точно сказать: результат превзошел самые смелые ожидания».

В штатное расписание введены 4,5 ставки врачей консультативного поста. 

— Двое специалистов поочередно дежурят с 8:00 до 20:00 два дня через два, — уточняет Николай Гарин. — В ночное время консультации осуществляют врачи-руководители смены подстанции «Юго-Запад», совмещая эту функцию со своими основными обязанностями и получая за это дополнительную плату. 

На должность врачей консультативного поста назначили специалистов с большим опытом в практической медицине и умением терпеливо разговаривать с людьми. Игорь Максимов — в прошлом военный врач, много лет возглавлял терапевтическое отделение госпиталя, затем руководил лечебным отделом ГУЗО. У Марии Ильченко 30 лет стажа в выездной бригаде скорой помощи.

Для консультаций выделен телефонный номер (8-0162) 25-96-18. За год многие пациенты уже успели выучить его наизусть и звонят напрямую. Но основная часть звонков поступает на 103 к диспетчерам. 


Диспетчеры круглосуточно принимают вызовы.

— Все звонки условно можно разделить на две группы: по экстренным и по неотложным показаниям, — поясняет диспетчер Лина Молодцова. — И если в первом случае нам нужно свести разговор к минимуму и отправить бригаду как можно быстрее, то во втором уточняем у человека, что его беспокоит в данный момент, есть ли хронические заболевания, какие препараты принимает. Нередко состояние ухудшается из-за бесконтрольного приема лекарств, особенно при повышении давления. Бывает, что человек звонит и говорит, что запутался в дозировках, давление упало или, наоборот, не может снизить. Или звонят с жалобой на высокую температуру без других симптомов. В таких случаях мы даем телефон врача-консультанта. Если человек пожилой и не может записать — передаем звонок нашему врачу, и он сам перезванивает.

Врач-консультант  слушает…



Поговорить с дежурившим Игорем Максимовым оказалось непросто: телефон не умолкал, звонки шли один за другим. Прислушиваемся к диалогу. Пожилой человек жалуется на плохое самочувствие и спрашивает, что ему принять. Специалист уточняет: когда были у врача, что он назначил? Выясняется, что пациент всего два дня назад выписался из стационара. Игорь Александрович напоминает об эпикризе, где должны быть рекомендации. После некоторых поисков нужный документ все же находится. Там указан список препаратов и рекомендации, хотя пациент сетует, что при выписке ему никто ничего не пояснил.  

Едва специалист положил трубку, раздается новый звонок. Взволнованная мама сбивчиво рассказывает, что двухлетний сын сделал несколько глотков жидкости из баночки для мыльных пузырей. Врач рекомендует обильное питье и впредь стараться следить за ребенком. Если бы жидкость оказалась не такой безобидной, то последствия могли бы быть трагическими.

Очередной звонок: диспетчер переадресовала на консультативный пост женщину с жалобой на боль в животе, выяснив, что у той первый день менструации. По словам специалиста, редкое дежурство проходит без консультаций по данной причине. Еще один весьма распространенный повод вызова скорой — «плохое самочувствие», которое является следствием похмельного синдрома. Некоторые граждане без зазрения совести набирают 103 с жалобой «никак не могу заснуть» и требованием «пусть скорая приедет сделать укол». 

А следующую пациентку Игорь Александрович сразу узнает по голосу и обращается по имени и отчеству. Пожилая женщина докладывает свой уровень давления, пульс, рассказывает, что сегодня перенервничала, советуется, сколько капель успокоительного принять. Раньше эта одинокая бабушка звонила диспетчерам на 103, отвлекая их от работы и зачастую настаивая на выезде скорой. Теперь напрямую набирает консультантов. И таких «постоянных клиентов» не один десяток. 
…и дает рекомендации

— Функция врача консультативного поста не состоит в том, чтобы назначать лечение, — акцентирует внимание Игорь Максимов. — Лечение может назначить только доктор, который осматривает больного, обследует и анализирует результаты обследований. Но если человеку прописана медикаментозная терапия, часть препаратов может иметь пометку «при ухудшении самочувствия». И когда человек сомневается в целесообразности приема того или иного препарата, дозировке, то мы разъясняем.

Врач-консультант находится в постоянном контакте с руководителем смены по приему и передаче вызовов — их рабочие места расположены в одном кабинете. При необходимости они оперативно проводят консилиум и решают, нужно ли отправить к пациенту бригаду скорой. 


Врач консультативного поста Игорь Максимов и руководитель смены по приему и передаче вызовов Валерий Захарченко.

— Но таких случаев всего 2 % от общего количества консультаций, — уточняет руководитель смены Валерий Захарченко. Кстати, он тоже в прошлом военный врач.

Арифметика больших чисел
 

По итогам 2019 года в службу скорой помощи по Брестской области поступило 446 593 телефонных звонка. Количество выездов бригад скорой помощи — 383 031. Для сравнения: в 2018 году эти цифры составили 457 278 и 400 160.



— Всего за год мы смогли добиться существенного снижения такого показателя, как количество выездов бригад скорой на тысячу населения. В 2018 году он в среднем по области составлял 289. По итогам 2019-го вышли на 277,5. Это отличный результат, — считает Валентина Пашкевич. 

Удельный вес «неотложки» (выездов по состояниям, не угрожающим жизни пациента) удалось снизить с 82 % до 69,7 % всех обслуженных вызовов. Основную роль, по мнению 

Валентины Васильевны, сыграла именно организация работы консультативного поста.

Валентина Пашкевич:

«Двое сотрудников за месяц осуществляют 1 800–2 000 индивидуальных консультаций. Даже если предположить, что часть из них могла бы завершиться выездом бригад скорой помощи, то по итогу это ведет к солидной экономии бюджетных средств. Напомню, стоимость одного выезда бригады почти 70 рублей. Но самое главное — снижение необоснованных выездов в целом повышает доступность и качество скорой медицинской помощи населению. Все-таки основная наша функция — безупречное обеспечение экстренных вызовов, когда речь идет о сохранении жизни пациента. В таких случаях бригада должна быть отправлена в течение четырех минут, в кратчайшие сроки выполнить необходимый алгоритм действий на догоспитальном этапе или реанимировать пациента, стабилизировать его состояние и доставить в стационар».

Игорь Максимов:

«Решение Минздрава по введению консультативных постов на скорой весьма разумное. Если за смену уменьшим число выездов хотя бы на 10, то снижение бюджетной нагрузки составит почти 700 рублей в день. И это только в масштабах нашей станции. Если представить результат за год, тем более в пределах всей страны, получится огромная сумма». 

Неожиданный бонус

Помимо снижения выездов по необоснованным поводам и значительной экономии бюджетных средств введение консультативного поста отразилось и на количестве письменных обращений граждан.

— Число письменных обращений существенно уменьшилось, — отмечает Валентина  Пашкевич. — Более того, раньше в их структуре преобладали жалобы в основном пожилых людей на то, что скорая не хочет к ним ехать. Теперь они же вместо жалоб пишут благодарности. За год из 41 письменного обращения — 28 благодарностей, несколько писем касаются советов «как улучшить работу». На мой взгляд, это хороший индикатор удовлетворенности населения качеством оказываемой нами медицинской помощи. Кроме того, очень много звонков с благодарностями поступает именно в адрес врачей-консультантов.

Коллектив станции СМП Бреста не останавливается на достигнутом, продолжая вести разъяснительную работу как среди населения, так и среди медработников стационарных и поликлинических организаций по обоснованности вызова скорой, способам оказания первой медицинской помощи.











Комментировать


comments powered by HyperComments