Этапы развития: от раздробленности до централизации

04 января 2019


Выпуск медицинских сестер при Гомельском окружном отделе здравоохранения (1928 г.).
Выпуск медицинских сестер при Гомельском окружном отделе здравоохранения (1928 г.).
В настоящее время продолжается дискуссия о выборе и реализации модели дальнейшего развития общества. В связи с этим полезно вернуться к послеоктябрьским событиям 1917 года, положившим начало созданию советского варианта белорусской государственности. 

Важнейшая ее составляющая — здравоохранение, которое считается одной из систем жизнеобеспечения нации, — отмечает столетний юбилей. Это хороший повод для оценки пройденного пути.

Первые преобразования. Национализация… 

В связи с объявлением в Смоленске 1 января 1919 года Белорусской ССР было образовано Временное рабоче-крестьянское правительство. Высший орган государственной власти сформировался в ходе национального самоопределения в форме суверенной республики и функционировал с 1 января по 2 февраля 1919 года. Первая сессия ЦИК БССР избрала Малый и Большой Президиумы для осуществления общего руководства и управления отдельными отраслями народного хозяйства. В ходе формирования правительства происходили изменения, связанные с составом и количеством наркоматов.  

В числе первых государственных актов были приняты постановления правительства о деятельности в переходный период декретов РСФСР. При наркоматах с целью более оперативной работы были созданы большие и малые коллегии. 24 января был утвержден руководитель Комиссариата здравоохранения. Им стал партийный работник, учитель Илья Пузырев, направленный на работу в Беларусь Белнацкомом (отдел Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР) из Тамбовской коммунистической секции. В этот же день первый Народный комиссар подписал приказ № 1 об организации и порядке работы комиссариата здравоохранения. 

Однако в дальнейшем в связи с военной угрозой со стороны Польши была образована Литовско-Белорусская республика. Это государственное образование юридически просуществовало до 31 июля 1920 года. В этот временной отрезок хозяйственное и культурное строительство было сорвано в результате польской агрессии, хотя еще до наступления поляков в восточных областях уже стали проводиться первые социалистические преобразования. 

Так, руководствуясь декретом о рабочем контроле СНК РСФСР, вышедшем еще в ноябре 1917 года, местные органы рабочего конт-
роля начали проводить национализацию промышленных и других объектов, в т. ч. здравоохранения. Все частные медико-санитарные учреждения (больницы, амбулатории, лазареты, аптеки и др.) были подвергнуты этому процессу. Еще в 1918 году в ведение Витебского губернского медико-санитарного отдела перешло имущество общины Красного Креста, больницы и учреждения, занимавшиеся вопросами беженцев. Витебскому уездному отделу здравоохранения отдел социального обеспечения и охраны труда передал имущество и медперсонал своих страховых касс. К уздраву отошли амбулатории на фабрике «Двина», заводе «Новки», фабрике «Скина» в местечке Яновичи, медпункты на заводе «Труд» в местечке Оболь.

К концу 1919 года в ведение Гомельского губернского отдела здравоохранения отошли лечебная часть водного транспорта, страховой медицины, медицинских организаций строительных рабочих, медицинская санитарная часть мест заключения. В подчинение губздраву перешла губернская глазная больница доктора Авраама Брука на 30 коек и женский венерический барак на 20 коек. Рогачевскому отделу здравоохранения была передана медико-санитарная часть 36-го военно-дорожного отряда.  

Объединение объектов здравоохранения в Беларуси прошло быстро, хотя самому ведомству еще во время его создания вменялся не диктат в деле собирания медицины, а «объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов, содействие решению медико-санитарных задач». Были созданы многочисленные общественные советы, комиссии, организации, которые выдвигали варианты своего понимания устройства инфраструктуры здравоохранения. Надо полагать, что на это требовалось время, тогда как перед руководителями государства в тот момент стояла первоочередная задача удержать политическую власть. 

…И ликвидация частной практики 

Создание единой сети амбулаторий, увеличение коек в лечебных учреждениях положило начало подготовительным работам по уничтожению частной практики медперсонала. Она объявлялась пережитком капиталистического строя, который надо было ликвидировать. Главным образом на этом этапе дело свелось к борьбе с медицинской частной рекламой. В положении «О цензуре частных медицинских объявлений» медпрактика запрещалась лицам, не имеющим квалификации, не допускались объявления о тайных методах и средствах врачевания, преследовалось применение лекарств, если их изготовление и продажа не были разрешены. 29 января 1919 года Правительство БССР подписало постановление, дублирующее декрет СНК РСФСР «О национализации аптек», в котором указывалось, что владельцы аптек за противодействие национализации, сокрытие и вывоз товара и аптечного имущества предаются революционному суду. 

С первых дней работы Наркомздрав БССР приступил к созданию единой системы управления здравоохранением на местах, сосредоточил внимание медработников и военно-санитарной службы Западного фронта на борьбе с эпидемиями и ликвидации последствий войны.

В результате последующего успешного наступления Красной Армии стал вопрос о повторном объявлении Белорусской Советской Республики. 31 июля 1920 года Военревком Белорусской республики издал «Декларацию об объявлении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», территория которой позже по ряду причин была значительно усечена. Медико-санитарный отдел Военревкома в июле 1920-го был преобразован в отдел здравоохранения Мингубревкома, функционирующий некоторое время еще в составе Литбела. С 1 августа был переименован в отдел здравоохранения Военревкома БССР, а с 10 сентября — в Комиссариат здравоохранения Военревкома БССР. С 17 декабря по решению II съезда Советов БССР преобразован в Народный комиссариат здравоохранения БССР.

Так с момента учреждения БССР реально начала создаваться государственная система здравоохранения во главе с центральным республиканским органом управления медико-санитарным делом — Народным комиссариатом здравоохранения (Наркомздрав). 

Кроме всемерного огосударствления системы здравоохранения предстояло на практике реализовать и другие принципы советской медицины: ведущее профилактическое направление, соединение науки с врачебной практикой, широкое участие населения в оздоровительной работе.
 
Медпомощь — бесплатная и общедоступная? 

В целом исторический опыт развития медицины в предшествующий период показывает, что она, как и во всем мире, развивалась в рамках государственности и обслуживала меньшую часть населения страны. После октября 1917 года последовательное решение задач борьбы с эпидемиями, ликвидация ведомственной раздробленности медицины, создание широкой сети больниц и аптек, преодоление нехватки врачебных кадров, историческая традиция закономерно привели к утверждению государственной системы здравоохранения. Ее основным содержанием являлись централизация управления, государственное финансирование и планирование.  

В первую очередь предстояло ввести и организовать бесплатную и общедоступную медпомощь всему населению страны. Реализация принципа бесплатности решала проблему доступности. Врач-гигиенист Петр Диатроптов вполне определенно выражал свое мнение в 1921 году, что бесплатная помощь является гордостью советской медицины. Он отметил, что «такой подход не нашел применения на Западе и что среди европейцев укрепился взгляд, будто население больше бережет и ценит то, что ему дается не даром». 

В декабре 1921 года был издан декрет о социальном страховании в случае болезни. Согласно этому документу, часть средств, поступающих в фонд социального страхования, передавалась органам здравоохранения на покрытие расходов по медобслуживанию застрахованных.

Широко декларируемый тогда принцип бесплатности играл длительное время пропагандистскую роль, демонстрируя заботу государства о здоровье населения. С экономической точки зрения никаких бесплатных социальных услуг не существовало. Все бесплатные фонды и социальное обеспечение, в т. ч. медицинское, образовывалось за счет прямых недоплат за труд и вычетов из заработной платы в виде налогов. Государство выступало посредником, выполняющим функции перераспределения. Еще одной стороной бесплатности явилось то, что она не способствовала формированию заинтересованности граждан в сохранении своего здоровья.

Доступность медпомощи в то время решалась по-разному для рабочего класса, крестьянства и других категорий населения. Особые льготы в медобеспечении получили рабочие, особенно застрахованные. Свой анализ бесплатности медпомощи провели врачи гомельских лечебных учреждений. Губернская газета писала: «Наплыв рабочих стал так велик, что врачи не в состоянии принять всех. Рабочие амбулатории обходятся очень дорого, учитывая, что лекарства тоже отпускаются бесплатно». На губернской страховой конференции в Витебске также отмечали наличие большого числа случаев «несознательного затягивания болезней» и предлагали учитывать, что «осознание рабочего развилось, и при малейшем заболевании он требует отпуска, причем врач не вправе ему отказать».

После передачи в 1919 году всех бывших больничных касс Наркомздраву рабочая страховая медицина, функционирующая ранее в урезанном виде, перестала существовать. В период нэпа, многоукладности хозяйства, введения социального страхования всех занятых по найму вскрылась необходимость возвращения к страховой медицине. В ноябре 1921 года декретом СНК РСФСР вновь было введено страхование всех лиц наемного труда вместо социального обеспечения всех трудящихся, установленного в годы военного коммунизма. 

Вновь возникшая страховая медицина просуществовала в Беларуси до 1927 года, когда СНК БССР по инициативе Наркомздрава ликвидировал все ее структуры, а выполняемый ими объем работ был передан органам здравоохранения. Так возобладала ошибочная в конечном счете точка зрения о недопустимости параллельного функционирования двух медицин — страховой и советской, из-за чего прекратил существование альтернативный источник финансирования отрасли.

Два рубля и сеть медцентров 

Перед новым здравоохранением встала первостепенная задача восстановления и создания материальной базы отрасли. После войн бюджет мирного времени только начал создаваться, и рассчитывать на полную господдержку не приходилось. В июле 1922 года сокращение медучреждений достигло предельного уровня в Беларуси, и только в конце 1923-го были достигнуты скромные сдвиги в расширении сети медучреждений. 

Нэп и удачно проведенная денежная реформа позволили в 1925–1926 годах сформировать новый бюджет здравоохранения со значительным приростом в сумме 4776,4 тыс. рублей. В итоге на душу населения республики стало приходиться свыше 1 рубля. С этого момента начался относительный рост финансирования отрасли. К 1927 году на одного человека уже приходилось 2 рубля 11 копеек, что позволило более эффективно решать вопросы укрепления материальной базы здравоохранения.

Наряду с больничными учреждениями появились женские и детские консультации, станции скорой помощи, санитарно-эпидемические станции, рентгеновские кабинеты, клинические лаборатории, диспансеры, здравпункты, дома отдыха. Созданная материальная база здравоохранения позволила решить окончательно проблему доступности медпомощи. Для населения республики, как и во всем СССР, обращение к врачу, фельдшеру, в больницу стало обычной нормой поведения в случае болезни.

В результате проведенной работы органам здравоохранения удалось обеспечить функционирование созданной сети лечебно-профилактических учреждений, что сказалось на улучшении медобслуживания. Было положено начало формированию национальной медицинской интеллигенции. 

Стремительно укрепляющаяся материальная база требовала срочного решения кадровой проблемы. В БССР, не имеющей ранее высших центров медобразования, за короткое время удалось открыть два мединститута, институт усовершенствования врачей, наладить развитую сеть медучилищ (35 учреждений против 4 средних школ в 1914 году). Также была создана сеть научных институтов и медцентров, появились собственные научные школы.

Особое внимание — профилактике

Не только здравоохранение, но и все общество, весь госаппарат решали вопросы профилактики, которая включала медицинские, санитарно-технические, гигиенические и другие меры. Важным методом объявлялась диспансеризация. Созданная при лечебном отделе Наркомздрава БССР секция рабочей медицины приняла самое активное участие в диспансеризации и проведении социально-гигиенических исследований здоровья рабочих.  

Значительный вклад в проведение этой работы внесла кафедра социально-гигиенических исследований, созданная в 1924 году на медфакультете БГУ. В 1924–1925 годах в республике были проведены 2 183 обследования, охватившие 79,5 тысячи человек. Рабочие комиссии, функционирующие при отделах здравоохранения, изучали жилищные условия трудящихся. Отчеты этих комиссий показывают исключительную сложность проблемы. В Мозыре, к примеру, собственные дома имели 173 семьи рабочих и служащих, что составляло к их общему числу только 9,5 %.
 
В ходе таких обследований выявлялись недостатки техники безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических условий. Если в эти годы исследования ученых и медработников проводились под флагом выявления и изучения многосторонних связей здоровья рабочих с условиями их труда и быта, то в 1930-е годы эта работа постепенно утрачивала комплексный, социально-гигиенический характер и стала приобретать более прикладное направление, связанное с решением отдельных проблем охраны и гигиены труда.

В ходе деятельности по сокращению всего спектра заболеваний органами здравоохранения были ликвидированы особо опасные инфекционные заболевания оспа и холера. С укреплением материальной базы была создана система учреждений, работающих в сфере охраны материнства и детства. При лечении венерических болезней и туберкулеза все более активно прибегали к диспансеризации, развивалась профилактическая оздоровительная работа. 

История отечественного здравоохранения начального этапа советского периода связана с появлением БССР. Становление здравоохранения проходило в условиях преодоления противоречивых тенденций, вызванных сложностями строительства самого государства. Подтвердилась истина, что здоровье населения определяется не только уровнем здравоохранения, но и главным образом условиями труда и быта людей. При всех имеющихся недостатках отечественное здравоохранение сумело выстоять в годы фашистского нашествия, сохранить здоровье нации, что обеспечило перспективу развития страны в послевоенный период. Динамика процессов в здравоохранении времен становления отрасли в чем-то перекликается с сегодняшним днем. Только теперь преобразования идут в контексте либерализации экономики и перехода к большей самоокупаемости, но при сохранении бюджетной системы финансирования.

(Продолжение темы в следующих номерах «МВ».)

Михаил Абраменко, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГГМУ, кандидат ист. наук.


Комментировать


comments powered by HyperComments