Этический кодекс нужен пациентам

20 марта 2017


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Отзыв читателя на публикацию «Кодекс пациента: лишняя регламентация или спасение от потребительства?» («МВ» № 9 от 2 марта 2017 года).

Корень конфликта — в деонтологии

С интересом прочитал предложение председателя этической комиссии Белорусской ассоциации врачей (в создании которой я принимал активное участие) профессора Владимира Крылова о необходимости разработки «Кодекса пациента», а также мнения депутатов на сей счет. Считаю, что идея Владимира Петровича архиактуальна, ведь речь идет о передовой здравоохранения — амбулаторно-поликлинической помощи. 

Основная масса жалоб на медобслуживание лежит в плоскости деонтологии: это погрешности межличностной коммуникации пациента и врача, взаимное непонимание друг друга, а порой и недоверие врачебным заключениям и рекомендациям. И если не разбираться в истоках и причинах конфликтов, ограничиваясь формальными предписаниями, как должны вести себя врач и пациент (пусть даже и в виде таких основополагающих документов, как Закон «О здравоохранении»), то проблема не только не решится, но и усугубится. 

Что изменилось за последние десятилетия в сфере медобслуживания? 
  • Значительно повысились технологичность и специализация врачебной помощи (следовательно, и стоимость), усилилась регламентация протоколами обследования и лечения. Это порождает узость терапевтических вмешательств. 
  • Внимание врачей сместилось с субъективной картины болезни (жалобы, анамнез) к показателям объективных лабораторных и инструментальных исследований с заложенным риском технологических ошибок. Формируются конкурентные отношения между врачами за престижных пациентов. 
  • Усугубилась перегрузка врачей общей практики, повысились объем контролируемых показателей их деятельности и ответственность. Дополнительные наборы студентов в медуниверситеты республики не решили до конца проблему дефицита кадров в поликлиниках. Врач остается юридически незащищенным от грубости, а порой и откровенного хамства пациента. 
  • Изменилась психология больных в сторону потребительского отношения к здравоохранению. Повысилось само­мнение пациентов, потребляющих интернет-информацию по медицинской тематике, формирующей искаженные представления и стремление конт­ролировать и корректировать врачебные назначения. При этом отмечается снижение уровня знаний анатомо-физиологических характеристик организма человека и понимания сущности болезней.
  • Нарастает лекарственная зависимость с развитием полипрагмазии (одновременное назначение более 3–5 лекарств) и осложнений фармакотерапии. 
  • Наблюдается рост невротических и стресс-индуцированных расстройств с формированием психосоматической патологии. Не понимая истоков своих страданий, пациенты настойчиво ищут соматическую патологию и требуют от врачей избавления от нее. 
  • Изменилось отношение к врачу как представителю медицинской профессии. Наблюдается явная тенденция к переходу от патерналистского характера врачебной деятельности (доверие доктору как отцу родному) к консультативному и все настойчивее — как к сфере обслуживания. Отсюда претензии. Культура поведения в медучреждении становится несбыточным пожеланием. 
Отделяем зерна от плевел 

Далеко не любая соматическая симптоматика указывает на наличие болезни у конкретного человека. Стресс-индуцированные и невротические расстройства (конфликты в семье, коллективе, быту, завышенная самооценка с нереализованными амбициями), проявляющиеся функциональными нарушениями и симптомами со стороны внутренних органов (канализация стресса), расцениваются пациентом как свидетельство наличия болезни. Он настойчиво требует от врача избавления от страданий — лекарственными препаратами. При этом указания на необходимость изменения образа жизни и работы над собой воспринимаются как посягательство на личность. Медучреждения становятся ареной борьбы двух картин мира.

Встает вопрос о переформатировании целей и задач медпомощи населению и коммуникаций «врач — пациент». Очевидно, это многоплановая проблема, требующая юридических регламентаций, административной реорганизации, разработки этического кодекса как для врача, так и для пациента.  Юридическая защита врача (медработника), с моей точки зрения, должна осуществляться на основании дополнительно принятых законов, соответствующих юридических кодексов.

Юридические предписания пациентам, по-видимому, преждевременны (не настолько криминализировано наше общество).

Административные правила поведения пациентов медучреждений должны разрабатываться самими организациями, утверждаться региональными руководителями органов здравоохранения и быть доступными вниманию пациентов. Могут быть предусмотрены и штрафные санкции при нарушении внутреннего регламента. А вот создание «Этического кодекса пациента», предназначенного задать моральный тренд поведению человека, определить рамки его притязаний к врачу на основании самоконтроля (совести и ответственности) насущно необходимо. Понятно, что это не поможет всем вести себя культурно, однако станет основой и ориентиром при разборе этическими комиссиями жалоб пациентов и, надеюсь, позволит снизить их количество.

Следует выделить три основных вида претензий: 
  • к качеству диагностики и лечения, повлекшим нарушение здоровья или смертельный исход — рассматриваются в судебных органах;
  • к организации приема врача (времени, месту, условиям) — разбираются администрацией медицинского учреждения;
  • к качеству оказания диагностических и лечебных услуг, форме общения — прерогатива профессиональных и этических комиссий медучреждений и общественных профессиональных организаций.
Больной — человек, страдающий острым заболеванием или обострением хронического и нуждающийся в неотложной медпомощи. Ответственность за результаты его лечения преимущественно на враче. Человек с хроническими декомпенсированными заболеваниями — инвалид, компенсированными — пациент с дефицитом здоровья.

Пациент — страдающий хроническим заболеванием, повторно или постоянно обращающийся к врачу за консультативной помощью. Ответственность за течение болезни в одинаковой степени на враче и пациенте. 

Клиент — тот, кто получает услуги в лечебном учреждении по обеспечению социальных льгот (рецепты, справки на санаторно-курортное лечение, контро­льное обследование). Ответственность за динамику состояния преимущественно на клиенте.

При возникновении конфликтной ситуации между врачом и пациентом последний позиционирует себя как больного, ссылается на клятву Гиппократа, которую не читал, требует наказать доктора за ее невыполнение.

Хотя сам Гиппократ утверждал, что не возьмется лечить безнадежного, чтобы не дискредитировать медицину.


«Этический кодекс пациента» должен содержать определение — кто является пациентом, права и обязанности посетителя мед­учреждения, правила поведения во время консультирования, ответственность за результаты лечения и состояние здоровья в зависимости от соблюдения врачебных назначений, предписаний, рекомендаций. 

Необходимо обозначить основные формы взаимодействия пациента и врача по уровню сложности и ответственности:
  • обращение для постановки диагноза и назначения лечения с определением методов его контроля;
  • обращение для получения разъяснений результатов обследования, диагноза и прогноза, уточнения проводимого лечения;
  • обращение за советом о необходимости и целесообразности обследования или лечения;
  • обращение для выписки рецептурного бланка или медицинских справок, больничного листка.
Пациент должен самостоятельно определить цель посещения, подготовить и иметь при себе медицинские документы предыдущих обследований и лечения, продумать и изложить собственные жалобы, вопросы к врачу.

Заповеди пациента (можно включить в кодекс)

Медицина — область человеческих знаний и возможностей. Врачи не боги, ошибки случаются, успех лечения не гарантирован. 
2 Лечение — это таинство. Успех его определяется искусством врача и волей Бога. Разделяй с врачом как успех лечения, так и неудачу.
Врач, как и учитель, предназначен тебе судьбой. Хороший доктор придет, когда ты созреешь как пациент и будешь готов его принять.
4 Врач потратил много сил, времени и здоровья, накапливая медицинские знания и приобретая опыт, на основании которых стремится помочь. Не уважая врача и его знаний, ты лишаешь себя его целебной помощи.
5 Основные причины твоих проблем со здоровьем: судьба (карма, она же генетика), образ жизни, деструктивные (злые) мысли.  
6 Врач и его действия — зеркало твоей сути и твоего поведения. 
7 Врач — носитель тех знаний, которых тебе недостает. К встрече с врачом готовь свой ум, как свое сердце к встрече с Богом.  Общение с врачом — основа понимания причин твоего страдания и путь к избавлению от болезни.
8 Навязывание врачу своего видения собственных проблем — твое нежелание расстаться с ними. Оскорбил врача — разрушил путь к выздоровлению.
9 Врачебную ошибку оставь на совести врача, врачебную халатность воспринимай как роковое событие. Врачебное предписание выполняй, но и свой разум не теряй. 
10 Нельзя оздоровить тело, не исцелив душу. Покаявшись в грехах своих, с уважением обратись к врачу и благодарно прими его рекомендации. 

Анатолий Близнюк
врач-терапевт высшей квалификационной категории, 
кандидат мед. наук, Минск.


Комментировать


comments powered by HyperComments