Кодекс пациента: лишний регламент или спасение от потребительства?

06 марта 2017

Автор(ы):
Евгений Креч (фото),   Елена Клещёнок


Предложение о создании такого документа прозвучало из уст главного научного сотрудника лаборатории сосудов РНПЦ «Кардиология», председателя этической комиссии Белорусской ассоциации врачей, доктора мед. наук, профессора Владимира Крылова во время общественного обсуждения проекта Норм медицинской этики и деонтологии. Специалист считает, что назрела пора законодательно закрепить статус пациента как активного участника лечения и профилактики своих заболеваний, а соответственно — разделять с доктором ответственность за результат. 

Владимир Крылов:
Если культура 
болезни хромает, 
поможет 
законодательный «костыль»

Идея Владимира Крылова вызрела на основе более чем полувекового собственного опыта кардиососудистого хирурга, а также анализа клинического опыта коллег. Сердечно-сосудистые недуги — лидеры по числу смертей. Борьба с ними без активных действий больного невозможна, поскольку большинство таких заболеваний — прямое следствие неправильного образа жизни: курения, отсутствия адекватной физической нагрузки, гиподинамии, несбалансированного питания и т. д. Как показывает практика, до трети кардиологических пациентов демонстрируют низкую приверженность к лечению, воспринимая себя в лучшем случае пассивными объектами усилий специалиста, в худшем — полностью игнорируют врачебные предписания.

— Приходит ко мне не так давно мужчина средних лет с застарелым атеросклерозом, — приводит пример профессор. — Вываливает на стол груду медицинских документов (благо сохранил их!) и в ответ на вопрос, что сюда привело, заявляет: «Читайте! Здесь все написано!» В разговоре выясняется, что рекомендации по изменению образа жизни и исключению факторов риска он не выполнял. Главное — по-прежнему курит. Лекарства принимал только когда сильно прижимало. При таком раскладе он, если повезет, попадет на операционный стол, но, вероятнее всего, из-за быстрого прогрессирования болезни вмешательство будет противопоказано. 

Попытки объяснить, что при такой безалаберности легко сыграть в ящик, к сожалению, чаще всего безуспешны. 

«Доктор! Не учите меня жить, занимайтесь своим делом — лечите! Вам за это деньги платят!» — эту фразу приходится слышать и профессору, и участковому терапевту. Дискуссия нередко заканчивается походом недовольного в администрацию медучреждения и написанием жалобы. Чтобы «замять» инцидент и спасти коллектив от дополнительных проверок и разбирательств, руководство выполняет то, что требует пациент.

В подобных случаях, по убеждению Владимира Крылова, продолжать игру в одни ворота не только бессмысленно, но и губительно — таким образом медицина способствует активному росту потребительского к ней отношения.  

— В Кодексе пациента следовало бы четко разграничить сферы ответственности: с врача нужно спрашивать за качество
диагностики и оказанной медпомощи, с пациента — за тщательное выполнение врачебных рекомендаций, в т. ч. касающихся образа жизни, — говорит профессор. — Кроме того, следует прописать, что человек должен понимать суть своего недуга, правила, позволяющие предотвратить возникновение осложнений, и выполнять их, а также регулярно проходить профилактические и контрольные осмотры. Все это можно назвать общим понятием «культура болезни».

Тот, кто активно помогает доктору, по мнению Крылова, достоин получить поощрение — в виде внепланового инструментального обследования, физиотерапевтических процедур и т. д. Для того, кто забывает о своих обязанностях и игнорирует медицинские советы, часть обследований стоило бы сделать полностью или частично платными.


Поддерживают ли предложение Владимира Крылова другие представители медицинской общественности, в частности парламентарии?

Александр Старовойтов
Не увязнуть бы 
в бумаготворчестве

Член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Александр Старовойтов по специальности акушер-гинеколог, последние 8 лет возглавлял Могилевскую центральную поликлинику. Депутат считает, что создание Кодекса пациента — идея неоднозначная. 

— Сегодня есть документы, в которых прописаны основные обязанности пациента. Так, в ст. 42 Закона «О здравоохранении» говорится о том, что он должен заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его укреплению и восстановлению; выполнять рекомендации медиков, сотрудничать с ними при оказании медпомощи, информировать о ранее выявленных противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медпомощью, а также об изменениях в состоянии здоровья; соблюдать правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения… 

Существуют также правила внутреннего распорядка, которые регламентируют поведение больного в каждом конкретном лечебно-профилактическом учреждении. В совокупности они позволяют врачу, пациенту, администратору иметь представление об обязанностях потребителя медуслуг.

С одной стороны, было бы удобно иметь документ, в котором сконцентрированы все требования — и в плане лечения, и в плане этики взаимоотношений. — С другой, нужно отдавать отчет в том, что это будет очередной регламент. Чем больше нормативки у медработников, тем сложнее им в практической деятельности.

По сути, мы рискуем заняться лишним бумаготворчеством.

Ирина Петрова
Кодекс пациента 
обязателен  
к исполнению

В послужном списке члена Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Национального собрания Ирины Петровой — 8 лет работы в участковом звене, последние 10 лет возглавляет Глусскую ЦРБ им. заслуженного врача БССР А. С. Семёнова. Руководитель считает, что разработка Кодекса пациента могла бы стать своевременным разрешением актуальных проблем в здравоохранении. 

— ВОЗ давно провозгласила, что здоровье человека только на 10% зависит от уровня медпомощи, на 20% — от условий окружающей среды, на столько же — от наследственности и на 50% — от образа жизни самого человека. Но почему этого разделения не прослеживается в нашей повседневной работе? — размышляет Ирина Петрова. 

Труд медиков оценивается исходя из показателей смертности, рождаемости, запущенного рака, охвата диспансеризацией. От этих и других индикаторов зависит личный авторитет врача, престиж больницы и зарплата, в конце концов. Участковые терапевты по нескольку раз звонят человеку с просьбой пройти диспансеризацию, а тот не является. Причину недостаточного охвата скринингом часто усматривают в нехватке усердия представителей службы, их призывают усилить профилактическую работу. Выходит, мы должны действовать вопреки воле пациента, навязывать ему свои представления о ЗОЖ и профилактике заболеваний. Но обследование нужно самому человеку, а не его врачу!

По мнению Ирины Петровой, Кодекс пациента должен быть не просто рекомендацией (например, памяткой посетителю медучреждения), а полноценным документом, обязательным к исполнению всеми, кто пользуется услугами в сфере здоровья.

— Рискую получить упрек в категоричности, но скажу: если человек, который каждый год болеет гриппом, отказывается от вакцинации, справедливо в следующий раз отказать ему в выписке больничного. Другой злоупотребляет алкоголем, но не хочет лечиться у нарколога, а потом попадает в больницу с панкреатитом. При существующей очереди на плановое вмешательство его правильнее «подвинуть», сначала прооперировать того, кто не оказывал противодействия медработникам.

Ирина Петрова за введение обязательной маркировки амбулаторных карт и историй болезни, фиксирующей комплаентность. На ее взгляд, данная мера частично сняла бы ответственность с врачей за результаты терапии.

Дмитрий Шевцов
Подзаконный акт создать 
не помешает

Депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель Белорусской ассоциации врачей, бывший главврач 34-й городской поликлиники Минска Дмитрий Шевцов одобряет идею о разработке Кодекса пациента. 

— В законе как основополагающем документе страны прописаны общие положения, — аргументирует он. — У любого человека может возникнуть вопрос: а что значит принимать меры по сохранению своего здоровья? Делать каждый день гимнастику? Правильно питаться? Или достаточно при возникновении каких-то симптомов своевременно обращаться к врачу? В подзаконном документе хотелось бы конкретизации, деталей, разъяснений.

Одна из важнейших норм, которые, по мнению Дмитрия Шевцова, следовало бы закрепить, — прохождение ежегодных профилактических осмотров. Вторая — при выявлении факторов риска развития заболеваний принять меры по их исключению путем изменения образа жизни. 

— На Западе, если доктор выявляет риски, а пациент ничего не меняет в жизни, на следующий год его выплаты по страховке возрастают на 10–15%, а в дальнейшем — на добрую половину. Логика простая: зачем страховой компании брать на себя ответственность за человека, который своим поведением заведомо ввергает ее в большие затраты? Для западного здравоохранения очевидно: прежний образ жизни и невнимание к себе со стороны больного влекут прямой рост затрат на медицинскую помощь. Через 5 лет нерадивому сердечнику потребуется шунтирование или другая сложная высокотехнологичная операция. 

Там, где финансовые издержки берет на себя государство, ситуация иная: часть пациентов хорошо помнят о своих правах, но забывают об обязанностях, особенно когда дело касается профилактики. Пример тому — диспансеризация. Ежегодный профилактический скрининг в поликлинике для них как билеты в театр, закупленные профсоюзом. Из 10 заказавших 2–3 человека гарантированно на спектакль не придут: или лень, или найдутся более важные дела. А вот когда за билеты человек заплатит сам, он пойдет на постановку и в снегопад, и в гололед. 

Поэтому, по убеждению Шевцова, право проходить профилактические осмотры лучше сделать обязанностью и закрепить это на законодательном уровне. Тогда раннее выявление заболеваний перестанет быть головной болью лишь работников здравоохранения.

Все парламентарии отмечают, что 
инициировать создание документа могут не только медики, 
но и представители общественных организаций, в т. ч. 
пациентских. 
А обсуждение такого проекта непременно 
должно проводиться широкой общественностью.

Опыт

Членами Общества православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) разработан Кодекс пациента, который можно использовать в качестве памятки для пациентов-христиан. Он содержит 10 основных положений — своеобразных «заповедей» больного.

1 Пациент признает, что любое заболевание нарушает его жизнедеятельность, но не лишает достоинства и нравственных качеств.

2 Пациент считается со сложностью и величием медицинского знания и ценит врачей, им владеющих.

3 Пациент признает, что врач выполняет гуманную миссию облегчения человеческих страданий, сохранения и спасения жизни.

4 Пациент должен стремиться доброжелательно относиться к врачу и вправе ожидать встречное уважение, внимание и доброжелательность.

5 Пациент признает отсутствие полноценных профессиональных знаний  в области медицины, несмотря на свой культурно-образовательный уровень.

6 Пациент понимает, что врач не обязан выполнять любую его волю и имеет право на собственную профессиональную позицию.

7 Пациент признает, что принимает от врача прежде всего помощь, и с уважением относится к его труду.

8 Пациент понимает, что возможности современной медицины не безграничны, несмотря на достижения медицинской науки.
 
9 Пациент должен вести себя разумно, постигать суть лечения и выполнять медицинские предписания.

10  Пациент должен быть активным соучастником лечения, в полной мере разделяя с врачом ответственность за свое здоровье. 





Комментировать


comments powered by HyperComments