Кто защитит ребенка?

08 июня 2017


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Информация, что детей в школу можно будет принимать с пяти лет, переполошила общественность. Министерство образования заверило: насильно никого в школу не отправят. Данные изменения связаны с многочисленными обращениями родителей, которые хотели бы отдавать в школу детей младше шести лет. Ранее для этого требовалось получать разрешение министерства, теперь урегулировать вопрос можно прямо в школе.

Интеллектуально ребенок в 5 лет может быть готов к школе, но готов ли он физиологически и психоэмоционально? К примеру, произвольное внимание, когда человек силой воли концентрируется на чем-то, начинает развиваться с 6 лет. 

Пятилетний ребенок будет очень сильно уставать, что неминуемо приведет к проблемам со здоровьем. Зрительный аппарат окончательно не сформирован, повышенные нагрузки отзовутся заболеваниями глаз. Из-за нагрузки на позвоночник могут развиться сколиоз, патологические кифоз и лордоз.

Как врач и мама четверых детей считаю, что отдавать ребенка в школу даже в 6 лет — это ошибка, а в 5 — тем более. Семилетний возраст первоклашек ранее был научно обоснован детскими психологами, педиатрами, педагогами, физиологами. Мое предложение: зачислять пятилетних детей в школу без согласования с Минобром, но с разрешения комиссии, в составе которой педиатр, психолог, логопед, социальный педагог. А кто еще защитит ребенка? Затратно? Так пусть активные родители и оплачивают работу таких комиссий. 

Научить ребенка бегло читать, считать, складывать дроби, возводить числа в степень, выучить страны и их столицы можно к 5–6 годам, если задаться такой целью. Но вот зачем подгонять социальное развитие? Например, ребенок в 16 лет окончил школу, но не поступил ни в вуз, ни в техникум. Что он должен делать целых два года, если трудоспособный возраст в республике наступает в 18 лет? Ответ напрашивается сам: снизить его до 16 лет официально, без сбора дополнительных документов и разрешений.

Разработано немало тестов для определения готовности малыша к школе (их можно найти в интернете), упомяну только филиппинский. У детей в 5–6 лет обычно происходит полуростовой скачок, заключающийся в удлинении рук и ног. Чтобы узнать, случился ли этот скачок, нужно попросить малыша дотронуться рукой до противоположного уха, проведя ее над головой. Ребенок 4–5 лет не может этого сделать, поскольку руки у него еще короткие. Результат филиппинского теста отражает не просто развитие скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и обрабатывать информацию. Физиологи и гигиенисты установили, что если ребенок начинает посещать школу до того, как произошел полуростовой скачок, это отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь психическом.

Лариса Ванина,
участковый терапевт 
поликлиники № 4 
ЦГБ Новополоцка.



Комментировать


comments powered by HyperComments