подписка ерип

Врач — пациент: есть конфликт?

02 августа 2017

Автор(ы):
Татьяна Сивец (фото)


Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».
Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».
Отношения, складывающиеся между пациентом и врачом, насыщены эмоциями: болью, надеждой, а порой отчаянием. Естественно, возникают конфликты. 

Елена Коян, заведующая 
амбулаторным отделением 
пограничных состояний № 1 
Городского клинического психиатрического 
диспансера Минска.

Как врач участвует в выздоровлении? Вроде бы ответ очевиден. Однако здесь много моментов. Прежде всего — осознание соответствия своей работы интересам пациента, мотивация на позитивное общение. Доктор информирует о диагнозе, методах лечения, побочных эффектах и т. д., выбирает стиль общения исходя из возраста, интеллекта, состояния пациента. Ему нужны адекватные оценка ситуации и самооценка, умение подавлять в себе негатив.

Пациент, кроме собственных интересов, должен быть мотивирован на позитив. Требуются доверие к доктору и объективный взгляд на происходящее. Отрицательные эмоции, как и медработнику, ему нужно уметь гасить…

Почему врач раздражается? Пациент не выполняет предписания, приходит на прием только для того, чтобы пожаловаться, ведет себя как потребитель, не доверяет, обесценивает всю проделанную работу. В лечебный процесс порой вмешиваются третьи лица. Наконец, специалист просто пребывает в стрессе или не признает, что ему не хватает знаний и возможностей…

Что делать доктору в конфликтных ситуациях? Нужно смириться, что иногда столкновения не избежать. Всегда находятся люди, приходящие поскандалить. В таких обстоятельствах сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации. Если пациент не следует вашим рекомендациям, выясните, как он относится к своему заболеванию, насколько серьезно настроен на лечение, доверяет ли вам и вашим назначениям.

Когда единственное, с чем приходит человек, — жалобы, выслушайте его и напомните, что в лечении нужно двигаться дальше. Некоторые люди испытывают сильную потребность быть услышанными и жалуются, чтобы удостовериться, что их понимают.

Один из сложных моментов в работе врача — признать, что он не всесилен.

Невозможно помочь тому, кто отрицает свои проблемы, или вылечить пациента в терминальной стадии. Нужно осознавать границу между возможностями и ограничениями. Мы все имеем предел компетенции — озвучивая это больному, даем ему возможность сделать выбор. Иногда наш негативный настрой по отношению к конкретному человеку не позволяет испытывать к нему сострадание. Если доктор понимает это, он может порекомендовать пациенту другого врача. 

При обращении на прием больной тревожится за здоровье: боится неизвестности, тяжело заболеть, есть и страх смерти… И нам стоит потратить чуть больше времени и выяснить, что его волнует, а затем в доступной форме все ему объяснить. Хорошо, когда в конце приема человек говорит, что все понял.

Какие фразы вызывают агрессию у пациентов? Например, «А что вы хотели? У вас возраст!» Эти слова воспринимаются как пренебрежительное отношение — и человек начинает распаляться. Лучше сказать: «К сожалению, с возрастом происходят разные изменения…» и т. д. Первое, что увидит пациент, — это сожаление, участливое отношение.

Иногда мы перегружаем посетителей информацией и, возможно, своими страхами. Порой спешим поставить диагноз по отдельным симптомам и сказать о неблагоприятном прогнозе вместо того, чтобы удостовериться в правильности своих выводов. Понятно, что врач может быть обеспокоен состоянием больного, но пациент боится больше. 

Кто-то занимается самолечением, заявляя, что лучше знает, как поступать. Правда, всегда есть «но». Для чего он пришел к специалисту? Человек знает все о себе, а врач знает все о болезни. Эти знания можно объединить.

В потоке пациентов с их страхами, болью, агрессией доктору порой трудно осознать, что происходит с ним самим. Незаметно он погружается в стресс или оказывается на пороге эмоционального выгорания. Врачу, как и любому человеку, нужна поддержка.



Комментировать


comments powered by HyperComments