Все краски серые в аутистическом спектре

08 мая 2018

Автор(ы):
Дмитрий Патыко


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
За работу «Разработка новых методов оказания медицинской помощи при расстройствах аутистического спектра» премия Года науки в номинации «Лучшая научная работа молодых ученых» присуждена специалистам РНПЦ психического здоровья — психиатру-наркологу 18-го наркологического отделения Сергею Марчуку и научному сотруднику отдела психических и поведенческих расстройств Ольге Захаревич.

В состав мультидисциплинарной бригады, выполняющей комплекс исследований, кроме победителей конкурса входят и другие специалисты РНПЦ психического здоровья — заместитель директора по научной работе Татьяна Докукина, ведущий научный сотрудник отдела наркологии Инесса Григорьева, заведующая психоневрологическим отделением для детей РНПЦ оториноларингологии Светлана Гребень, лаборант отдела психических и поведенческих расстройств Александр Мартыненко.

— В Беларуси, по последним статистическим данным, в 2017 году распространенность расстройства аутистического спектра (РАС) составила 6 случаев на 10 000 детей, что далеко от реальности, — отмечает Сергей Марчук. — На начало 2017 года зарегистрировано 1 118 детей с такой патологией. Это свидетельствует о том, что, во-первых, европейскими стандартами предусмотрен более широкий диагностический критерий, а во-вторых, у нас такие ребята во многих случаях остаются вне поля зрения детского психиатра, способного поставить правильный диагноз. Обнаружив неладное в поведении ребенка, родители сначала ведут его к терапевту, педиатру, детскому неврологу. И только в 1 из 10 случаев отправляются к детскому психиатру. Поэтому одна из основных наших задач — информирование специалистов и родителей о признаках РАС. 

Изучение РАС мы развернули с 2010 года. К этому времени исследовали примерно 400 детей с аутистическими расстройствами, создали электронную базу данных, разработали методы диагностики и реабилитации. До этого в структуре медицинской и психолого-педагогической помощи детям с аутизмом не было обоснованных научными исследованиями стандартизированных методик, позволяющих проводить обследования речи. Теперь они есть. 

Новый диагностический инструментарий для аутичных детей от 3 до 7 лет позволяет проводить количественную оценку нарушений речевого развития при РАС (построен с учетом этапов нормального речевого онтогенеза, особенностей психической сферы). Кроме того, мы адаптировали анкету-опросник TEACCH-PEP, которая определяет виды деятельности, коммуникацию, поведение, навыки работы по дому детей младшего дошкольного возраста, а также Денверский скрининг-тест нервно-психического развития (DDST) для исследования детей до 6 лет и методику CARS, которая за рубежом широко используется как диагностический метод в стационарных и амбулаторных условиях. Наладили работу с родителями таких детей на информационных семинарах. Взаимодействие с МБОО «Дети. Аутизм. Родители» позволило расширить рамки оказываемой семьям помощи и повысить информированность населения о проблеме аутизма.

— Результаты использования методик работы с детьми-аутистами бывают поразительными, — подключается к разговору Инесса Григорьева. — После проведения физиологических исследований, нейропсихологической диагностики, тестирования и дифференцирования речевого расстройства наши специалисты выстраивают маршруты психокоррекции — и на глазах изумленных родителей ребенок, который до этого момента произносил, например, единственное слово, вдруг начинает говорить осмысленные фразы. От этого прорыва в восторге и сами дети, которые с удовольствием затем смотрят видеозапись и воспроизводят свой успех. У них повышается самооценка, а дальнейшее обучение у логопеда, владеющего методикой диагностики и коррекции речевого нарушения, приносит впечатляющие результаты.

В перспективе исследователи рассчитывают добиться еще более выраженных терапевтических эффектов, так как появились изыскания, которые говорят об особой структуре мозга детей с РАС, о роли системы зеркальных нейронов, о биохимических и генетических нарушениях, исправление которых можно включить в многофакторную терапию. Кроме того, члены мультидисциплинарной бригады написали программу «Выход из аутичного коридора» — предусматривается работа с различными зонами головного мозга, усиление их функций путем комбинированного воздействия словом, а также прикосновением к определенным точкам на теле.

В ходе исследования микроэлементного статуса аутичных детей ученые РНПЦ психического здоровья установили, что у каждого обследованного наблюдался дисэлементоз по содержанию цинка и меди (либо в сторону дефицита, либо избыточного содержания). Это наблюдение в перспективе можно использовать в диагностике и реабилитации.

— Выявленные отклонения от нормы связаны с нарушением функции белка металлотионеина, выполняющего ряд важных функций в организме, — поясняет Татьяна Докукина. — Он защищает от токсичного действия тяжелых металлов и активных форм кислорода, поддерживает гомеостаз цинка и меди, оказывает влияние на функционирование иммунной системы, участвует в развитии нейронов мозга, предотвращает возникновение кишечных инфекций, способствует развитию эмоциональной сферы и социализации. Поэтому логично было предположить, что дефицит металлотионеина может привести к проблем в развитии ребенка. Наиболее вероятно существуют генетические нарушения, которые не манифестируются, пока система не испытывает перегрузку. Это может быть вызвано вакцинами, бактериальной или вирусной инфекцией и т. д. Неблагоприятное воздействие среды во внутриутробном и грудном периоде или в раннем детстве может нарушить систему металлотионеина, результатом чего станет замедленное или приостановленное развитие нейронов и возможное начало аутизма.

Совместно с Институтом биоорганической химии НАН Беларуси было проведено молекулярно- генетическое исследование детей с аутистическими расстройствами (см. статью «Человека дождя подвел ген МТ-3» в «МВ» № 9 от 02.03.2017). 

Важные результаты принесли также фармакогенетические исследования — дали возможность формулировать рекомендации по выбору лексредства и его дозировки для каждого конкретного пациента, иногда определять тактику ведения аутичных детей.

Cегодня остаются актуальными дальнейшая лечебно-реабилитационная работа и социальное ведение пациентов с аутистическими расстройствами в возрасте 18 лет и старше.


Комментировать


comments powered by HyperComments