Взгляд хирурга на последипломное образование

09 декабря 2019

Автор(ы):
Виталий Гиль (фото),   Татьяна Арант


Медицинское образование — функция системы здравоохранения. Любые изменения, проведенные в отрыве от изменений в основной отрасли, обречены на провал, считает заведующий кафедрой хирургических болезней № 1 с курсом сердечно-сосудистой хирургии ГГМУ доктор мед. наук, профессор Алексей Лызиков. Предлагаем его взгляд на причины системной  демотивации к получению последипломного образования  и варианты выхода из сложившейся ситуации.

О карьерном росте  и клинической ординатуре
 

Существующая в Беларуси система здравоохранения — остатки советского наследия. В СССР функционировала система, созданная Николаем Семашко на основании этапов медицинской эвакуации. Под нее и было построено последипломное образование. Несмотря на очевидные недостатки — строгую иерархию, организационную громоздкость, такая система позволяла относительно быстро и беспроблемно восполнять потери в первичном звене.

Как в любой военной структуре, крайне важно было строго соблюдать принципы карьерного роста: либо интернатура и медленное продвижение из-за необходимости прохождения всех ступеней, либо ускорение за счет получения дополнительного последипломного образования.

В СССР стать заведующим отделением районной больницы мог кто угодно при условии, что он врач районной больницы. Возглавить отделение в областной больнице тоже мог кто угодно при условии, что он заведующий отделением районной больницы, и т. д.

В 1955-м приказом Минздрава СССР было утверждено Положение о клинической ординатуре. Основной ее задачей являлась подготовка квалифицированных врачей-специалистов для самостоятельной работы в районных или городских (областных) больницах, т. е. заведующих отделениями. Все было предельно просто: хочешь ускорить продвижение по служебной лестнице — поступай в клинординатуру.

Сейчас эти принципы нарушены: карьерный рост происходит по субъективным критериям независимо от уровня образования. В лучшем случае защита диссертации следует за назначением на должность. Отсутствие четких критериев становится причиной системной демотивации к получению последипломного образования, приводит к снижению количества и качества диссертаций, оттоку кадров.

В клиническую ординатуру поступают преимущественно те, кто собирается уехать из страны. У нас окончание ординатуры напрямую не влияет на размер зарплаты и статус врача, не гарантирует карьерного роста. В случае с сотрудниками кафедр ситуация еще хуже, поскольку имеет место финансовая демотивация. Ассистент, защитивший кандидатскую диссертацию, получает доплату за ученую степень, а его коллега без ученой степени — сравнимую по размеру компенсацию за «неостепененность».

Более подробно читайте в газете "Медицинский вестник" №49