Жизнь после инсульта

01 ноября 2019


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Каждый четвертый житель планеты в течение жизни переносит инсульт. Заболевание является одной  из основных причин смерти  и инвалидности (около 50 % выживших становятся инвалидами). Пациенты, перенесшие инсульт, часто сталкиваются с физическими, эмоциональными  или когнитивными проблемами.
Инсульт влияет на каждого человека по-разному. Пациенты могут испытывать ряд физических ограничений (сложности  с произнесением слов и речью в целом), проблемы со зрением, нарушения координации, трудности с глотанием, паралич рук, ног и половины тела.


Принятие новой реальности после инсульта (в одну минуту жизнь может радикально измениться) в ряде случаев оказывается очень сложной задачей как для самого пациента, так и для его близких.

Для пациентов после инсульта такие простые ежедневные действия, как пользование туалетом или переворачивание в постели, когда половина тела не подчиняется обычным двигательным командам, становится проблемой. У ряда пациентов разочарование возникает в связи с тем, что они самостоятельно не могут поднять стакан с водой, держать ручку и ею пользоваться, не способны передать свои ощущения и просьбы другим. После инсульта могут также возникнуть дополнительные проблемы — утомляемость, нарушение сна, недержание мочи и кала, ухудшение памяти.

Близким родственникам, проживающим с пациентом, также необходимо принять новое состояние пострадавшего от инсульта и помочь ему адаптироваться в домашних условиях и продолжить реабилитацию, начатую в больнице.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Реабилитационная терапия помогает восстановить большую часть утраченных физических и когнитивных функций. Максимальное восстановление после инсульта происходит в первые 3–6 месяцев, поэтому комплекс реабилитационных мероприятий следует начинать как можно скорее, обычно до того, как пациент покинет больницу.

Мероприятия, направленные на восстановление функций нервной системы в домашних условиях, — важный элемент реабилитации:
  • около 70 % больных, выполняя их, достигают ожидаемых результатов (восстанавливаются настолько, насколько это возможно вообще);
  • в 15–20 % эффективность реабилитации превышает ожидаемую по срокам и функциональным возможностям;
  • отсутствие реабилитации в домашних условиях в 75 % является причиной глубокой инвалидности после инсульта. 
В домашних условиях выделяют пять направлений реабилитационных мероприятий:
  • общие по уходу за пациентом (правильное питание, гигиенические процедуры, уход за кожей и профилактика пролежней);
  • восстановление движений;
  • восстановление памяти;
  • восстановление речи;
  • поддерживающая медикаментозная терапия.
Выделяют четыре этапа домашней реабилитации:
  • поддержание функций, от которых зависит жизнь;
  • обучение элементарным навыкам самообслуживания;
  • обучение общим двигательным, речевым и интеллектуальным навыкам, создание условий для их восстановления (возможность сидеть, передвигаться); 
  • обучение выполнению тонких движений конечностями, профессиональным навыкам, восстановление полноценной речи и других способностей.

ЛФК в домашних условиях

Комплекс упражнений необходимо согласовать со специалистом (врачом ЛФК, реабилитологом).

Плавно наращивать интенсивность нагрузок с учетом фактических возможностей.

Постепенно усложнять технику упражнений: от простого сгибания-разгибания до целенаправленных движений с использованием вспомогательных средств для задействования рук и ног (четки, эспандеры, гимнастическая палка, тренажеры, музыкальные инструменты).

Движения не должны вызывать боль. Если она возникает, необходимо уменьшить нагрузку.

Перед выполнением упражнений подготовить мышцы с помощью массажа, растирания или согревания.

Очень важно избегать переутомления. Лучше всего выполнять гимнастику 2 раза в день по 30 минут.

Следить за дыханием (вдох и выдох синхронно сопровождают определенный цикл упражнения, например при сгибании — вдох, при разгибании — выдох).

Количество циклов каждого упражнения может быть разным: от 2–3 до 10–15 (в зависимости от физических возможностей пациента). 

Освоив более простую гимнастику, не прекращать занятий. Выполнять ее перед новыми упражнениями.

ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ  И КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 

 
Мозг контролирует способность использовать речь. Произношение, прослушивание и понимание речи — сложные когнитивные процессы. Каждый из них зависит от активности определенных зон мозга. Характер нарушения речи связан с локализацией очага инсульта в мозге.

Афазия

Часто приводит к нарушению общения. Выделяют три типа афазии: моторную, сенсорную и глобальную.

Пациенты с моторной афазией понимают, что хотят сказать, но с трудом произносят это. Они не могут найти правильные слова или не способны произнести необходимые словосочетания. Они могут выбирать неподходящие слова или пропускать их, не осознавая этого.

Пациенты с сенсорной афазией плохо понимают обращенную к ним речь. Они могут не осознавать, в каком порядке использовать слова.

Пациенты с глобальной афазией не способны произносить название предметов, повторять фразы или выполнять просьбы. Им очень тяжело понимать речь других людей.

Дизартрия

Нарушается контроль мышц лица, языка и рта. Пациенты с дизартрией точно знают, что они хотят сказать, но их речь замедленная. Она звучит невнятно, произносится приглушенным, хриплым голосом с носовым оттенком.

Апраксия речи

Влияет на умение говорить. У пациентов наблюдается нарушение взаимосвязи между фразами и работой речевого аппарата. Апраксия речи может влиять не только на возможность произносить слова, но также на чтение и письмо. 

Афазия, дизартрия и апраксия возникают не из-за снижения интеллекта, а вследствие инсульта в областях мозга, отвечающих за речь.
 
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И НАВЫКОВ

Различные зоны головного мозга контролируют определенные типы мышления. В зависимости от того, в какой зоне мозга произошел инсульт, возникают нарушения определенного типа мышления.

У пациентов, переживших инсульт, могут появиться проблемы с памятью. Они могут запоминать информацию только на короткий промежуток времени. Могут забыть о том, принимали ли они лекарства. Нередки проблемы с восприятием новой информации: необходимо многократно повторить, чтобы они ее восприняли. Пациент может также путать детали событий. 

Могут нарушаться процессы планирования, воплощения идеи в жизнь и принятия решений. Так, могут возникать проблемы с использованием освоенных навыков при смене места. Например, в больнице пациент мог без посторонней помощи переместиться из инвалидной коляски на кровать. Но при возвращении домой он может быть не в состоянии выполнить ту же задачу. 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Эмоциональное и физическое здоровье пациентов, перенесших инсульт, неразделимы. Почти половина из них борется с депрессией, что связано с имеющимся неврологическим дефицитом. Депрессия в значительной степени замедляет восстановление. Поэтому каждый врач, работающий с таким пациентом, и члены семьи должны адекватно оценивать эмоциональное  и когнитивное состояние человека. 

Во время госпитализации больного осматривает логопед на предмет когнитивных функций и лечащий врач — на признаки депрессии и тревоги. Пациентам, членам их семей и лицам, осуществляющим уход, необходимо отслеживать симптомы депрессии. При ее появлении требуется своевременное назначение антидепрессантов.

Помощь  для самообслуживания

Если у пациента сложности с передвижением, выполнением определенных действий, поможет специальное оборудование. 

Трость. Многие, кто перенес инсульт, используют трость при ходьбе. Для людей с нарушением равновесия доступны специальные трости с тремя или четырьмя «ногами».

Ходунки. Обеспечивают большую поддержку, чем трость. Имеется несколько вариантов дизайна.

Ортопедические приспособления для голеностопного сустава (фиксаторы). Помогают ходить, удерживая лодыжку и стопу в правильном положении, обеспечивают поддержку для коленного сустава.

Инвалидное кресло. Инвалидные коляски бывают разных конструкций. Могут быть настроены в соответствии с потребностями и способностями пациента. 

Полезные мелочи. Поручни, нескользящие коврики, липучки на одежде и пр.

Вспомогательные устройства. Поручни в ванной. Скамья для перемещения. Стул для душа. Приспособление для надевания носков. Таблетница.

Советы родственникам
 
  1. Громко произносите вместе фразу: «Никогда не сдавайся!»
  2. Поощряйте выполнение ежедневных упражнений программы реабилитации в домашних условиях. Регулярные движения — лучшее средство восстановления после инсульта.
  3. Не делайте слишком многое вместо того, кто перенес инсульт. Если видите, что ваш близкий пытается что-то сделать, помогайте ему только в том случае, если он попросит вас о помощи или если это действительно ему необходимо. Он должен самостоятельно делать то, что ему по силам. Не мешайте его восстановлению, будучи слишком властным. 
  4. Сохраняйте веру в восстановление. Важно, чтобы пациент и его близкие понимали, что восстановление не является линейным. Иногда человек делает два шага вперед и один назад. Это нормально, пока общий двигательный паттерн улучшается.
  5. Подумайте о помощнике. Огромная ответственность по уходу за родственником, перенесшим инсульт, может быстро привести к выгоранию. Если вы взяли на себя слишком много, попросите других членов семьи помочь вам. Необходимо также запланировать себе время для отдыха, чтобы была возможность перезарядиться.
  6. Продолжайте работу по восстановлению. У большинства выживших после инсульта отмечается «плато» после первых трех месяцев заболевания. Это замедление, однако, не является признаком того, что восстановление останавливается. Мозг в силу нейропластичности способен меняться десятилетиями после инсульта. Замедление используйте как сигнал для обновления программы домашней реабилитации.
  7. Позаботьтесь об эмоциональном исцелении пациента.

О ВАЖНОСТИ ТЕРПЕНИЯ

Очень важно быть терпеливыми при попытках воспроизведения человеком, перенесшим инсульт, осваиваемых навыков (успешные они или нет). И помните: отсутствие речи не значит снижение слуха.

Покажите сначала пациенту, как выполнить задачу. Разбейте все действия на маленькие шаги. Прежде чем выполнять каждый следующий шаг, проговаривайте его.

При общении говорите медленно. Подойдите поближе к пациенту, установите зрительный и тактильный контакт. Когда спрашиваете о чем-либо, предлагайте несколько ответов на выбор. Задавайте конкретные вопросы и отводите достаточно времени для ответа.

Людмила Анацкая, ведущий научный сотрудник РНПЦ неврологии и нейрохирургии, кандидат мед. наук, главный внештатный невролог Минздрава; 
Ирина Сикорская, старший преподаватель кафедры медицинской реабилитации БелМАПО, главный внештатный специалист по лечебной физкультуре и врачебному контролю Минздрава. 



Комментировать


comments powered by HyperComments