Урологическая служба на пороге перемен

10 ноября 2017

Автор(ы):
Дмитрий Патыко


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
В ходе республиканской научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры урологии БГМУ, обсуждали актуальные проблемы, стоящие перед службой.

Сергей Зарецкий
доцент кафедры неврологии и нейрохирургии БелМАПО, 
кандидат мед. наук,
главный хирург Минздрава:

«Сегодня урологическая служба практически на 100 % выполняет поставленные перед ней задачи. В то же время проведенный в Витебской области мониторинг выявил слабые места, которые требуют изменения подходов к формированию и развитию службы.

Без интернатуры по урологии создать школу или подготовить высококвалифицированные кадры затруднительно — было бы правильно пересмотреть программу подготовки.

Доказало свою неэффективность «рассредоточение» урологической помощи по хирургическим стационарам. Возможно, от такой практики лучше отказаться. Нужно идти по пути создания крупных областных, межрайонных, городских центров и сконцентрировать патологию там.»

Время расставляет акценты

Александр Строцкий
заведующий кафедрой урологии БГМУ, 
председатель Белорусской ассоциации урологов, 
доктор мед. наук, профессор

Кафедра, организатором и первым заведующим которой был известный ученый, академик НАН Беларуси Николай Савченко, прошла 50-летний путь, отмеченный крупными достижениями, в том числе первой в истории Беларуси пересадкой почки. 

В 1957 году все начиналось с трех сотрудников и 30-коечного отделения, которое к моменту открытия кафедры расширили до 70 коек. 

На сегодня у нас 180 урологических коек для взрослых, 60 — для детей. Мы занимаем две базы: в 4-й ГКБ и 2-й детской городской клинической больнице Минска. В составе подразделения один профессор, доктор медицинских наук, три доцента (с ученой степенью кандидата медицинских наук), два ассистента и два лаборанта. На кафедре ежегодно проходят обучение 1 400 студентов лечебного, педиатрического, военно-медицинского и факультета иностранных учащихся, 12 клинических ординаторов по специальности «Урология», около 50 интернов и ординаторов смежных специальностей, в том числе хирурги, акушеры-гинекологи, врачи общей практики, детские хирурги.

Среди основных научных направлений — разработка новых схем лечения детей с неврогенными расстройствами мочеиспускания, инфекциями мочевых путей, травмами органов мочеполовой системы. На наших клинических базах успешно выполняются малоинвазивные хирургические вмешательства с использованием лапароскопического доступа при гидронефрозе, кистах почки, варикоцеле, мочекаменной болезни. Внедрены в практику собственные разработки одноэтапных операций при венечных и стволовых формах гипоспадии, а также профилактика осложнений хирургического лечения пациентов с первичным мегауретером. Это позволило значительно уменьшить количество послеоперационных осложнений и сократить койко-дни после вмешательства. 

С 1967 года сотрудники кафедры подготовили 7 докторов наук и 32 кандидата наук, опубликовали около 1 150 научных работ, в том числе 16 монографий, получили 18 авторских свидетельств на изобретения, разработали и внедрили в клиническую практику 23 методические рекомендации и 40 рационализаторских предложений. За эти годы клиническую ординатуру по урологии и нефрологии окончили более 80 врачей из нашей страны и около 60 из дальнего зарубежья.

За последние пять разработана новая программа для подготовки по дисциплине «Урология» в субординатуре по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии. Создан учебно-методический комплекс, в том числе электронная версия для преподавания дисциплины «Урология» на английском языке (для студентов факультета иностранных учащихся). Сотрудники кафедры принимали участие в разработке образовательного стандарта «Высшее образование. Вторая ступень (магистратура). Специальность «Урология». Изданы учебное пособие по урологии для студентов медвузов, 7 учебно-методических пособий. 

Впервые в истории кафедры в педагогический процесс для клинических ординаторов введены элективные циклы: урогинекология, детская урология, гериатрическая урология, эндоурология.

Стратегические направления кадровой политики

Дмитрий Ниткин
заведующий кафедрой урологии и нефрологии БелМАПО, 
главный внештатный уролог Минздрава, 
кандидат мед. наук, доцент

Одна из важных задач современной урологии — подготовка кадров. Обучение врачей-урологов в клинической ординатуре регламентируется постановлением Минздрава «О некоторых вопросах подготовки в клинической ординатуре», утвержденным 6 января 2009 года. Получить специальность «врач-уролог» можно, пройдя переподготовку (4 месяца или 500 часов). 

Получить диплом врача-уролога могут врачи не только хирургической, но и других специальностей. Кроме того, есть клиническая ординатура: очная форма обучения в течение двух лет, заочная — трех (6 сессий по 1,5 месяца) — ее выбирают более 75 % врачей. Мне кажется, 500 учебных часов недостаточно для качественной подготовки специалиста. Хорошо, если этот специалист оказывается в клиническом учреждении, например в 4-й ГКБ, и продолжает обучение на рабочем месте. Но большинство попадают в среду, где может и не быть урологов. 

Последипломное образование обеспечивается накоплением учебных часов на курсах повышения квалификации. Можно проходить на любой кафедре (это считается общей подготовкой, в том числе по урологии) и затем, имея общее количество часов, претендовать, на получение аттестации и, соответственно, продолжать свою работу уже в качестве врача-уролога. 

Сегодня помимо БелМАПО все медвузы и РНПЦ имеют лицензии на последипломное образование. Это вносит коррективы в процесс подготовки кадров и в структуру последипломного образования. Думаю, в ближайшие 3–5 лет мы получим возможность сделать выводы о качестве такой подготовки. 

На 2016 год в республике было 365 урологических ставок. Укомплектованность составляла примерно 85 % (хотя есть регионы, где она в пределах 65–70 %). Растет удельный вес урологов пенсионного возраста, поэтому актуально привлечение молодых специалистов. 

Есть спорные моменты в деле подготовки кадров. Первый — пополнение за счет специалистов, прошедших переподготовку. Думаю, терапевт или хирург, прослушавший 500-часовой курс, не может называться урологом. Второй пункт — возможность занять должность врача-уролога после 520 учебных часов повышения квалификации с разрешения администрации и без получения диплома по специальности. Это значит, что врач-хирург уже после 4-го курса повышения квалификации может занять должность врача-уролога, не сдавая ни одного экзамена по урологии и не проходя аттестацию, что недопустимо.

На мой взгляд, может быть полезным возобновление интернатуры по урологии — это позволит привлечь молодых специалистов. Главный способ подготовки специалиста — клиническая ординатура и резидентура. Сколько она должна длиться (2, 3 или 4 года) — вопрос дискуссионный.


Комментировать


comments powered by HyperComments