Виртуальная граница: вход — рубль, выход — два

07 марта 2019

Автор(ы):
Дмитрий Патыко


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Увлечение подростков гаджетами приобретает болезненные формы. Уходя из реального мира в онлайн, они замыкаются в нем и как минимум не приобретают навыка нормальных социальных отношений. 

Ученые кафедры гигиены детей и подростков БГМУ работали над этой проблемой в течение нескольких лет и намерены продолжать исследования.

Скрининговая диагностика компьютерной зависимости (с использованием анкеты Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот) 

По данным исследования, учащиеся проводят за компьютером в среднем 3,5 часа в сутки с тенденцией увеличения этого времени с возрастом. 

При определении наличия зависимости важно учитывать ощущения, которые испытывает ребенок, сидя перед монитором, как часто ему удается самостоятельно (без напоминания взрослых) оторваться от компьютера, а также насколько часто вместо того, чтобы вовремя лечь спать, он выбирает времяпрепровождение за компьютером? Так что дело не только в количестве часов, проведенных у монитора. Если ребенок, просидев три часа за компьютером, охотно отправился заниматься другим делом и забыл на время о своем увлечении, это еще не зависимость. Но когда он ничем другим не может заниматься и все его мысли сосредоточены на том, чтобы оказаться в сети, это должно насторожить родителей. 

Убедительные данные ученые получили при анализе влияния увлечения гаджетами на успеваемость. Пока сложно сказать, почему так происходит: либо гаджет отвлекает от учебы, либо изменения, мешающие усваивать новую информацию, происходят на уровне центральной нервной системы (это можно в будущем выяснить с помощью дополнительных тестов).

Достоверно установлено, что кроме снижения успеваемости у детей, увлеченных виртуальным миром, начинает меняться образ жизни: сокращается время ночного сна, они меньше гуляют на свежем воздухе. 

— Следует отличать отдельные проявления от уже сформировавшейся компьютерной зависимости, которую следует квалифицировать как психическое заболевание, — уточняет заместитель заведующей кафедрой по научной работе кандидат мед. наук Марина Солтан. — Мы использовали тесты, позволяющие выявить группу риска на донозологическом уровне, когда отклонения в состоянии здоровья человека носят характер предпатологии. Так, например, для оценки состояния нервной системы прибегли к помощи адаптированого опросника Филлипса. И если у школьников 1–4 классов еще нет достоверной взаимосвязи между повышением уровня тревожности и нарастанием признаков компьютерной зависимости, то среди учащихся 5–6 классов такие случаи были зафиксированы. Не исключено, что дети, изначально более склонные к развитию тревожных состояний, более подвержены формированию компьютерной зависимости. То есть зависимость у них как бы запрограммирована, и она, в конечном счете, может быть любой — компьютерной, алкогольной, наркотической.

Более подробно читайте на сайте "Медицинский вестник"



Комментировать


comments powered by HyperComments