подписка ерип

Детские страхи: реальность и фантазии

26 октября 2016

Автор(ы):
Анна Бергман (фото)


Фото носит иллюстративный характер.
Фото носит иллюстративный характер.
Рисуем детские тревоги

Страх — естественная реакция на все неизвестное и непонятное. У детей к обычным опасениям зачастую добавляются и те, что они сами себе нафантазировали. Грань между нормальным, «охранным» страхом и патологическим нередко оказывается размытой. Каждый малыш справляется с тревогами по-разному. Кто-то немного понервничает и успокоится, для некоторых такие переживания грозят серьезными последствиями вплоть до неврозов, нервных тиков, энуреза и т. д.

Многое зависит от особенностей психики. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них ожидают большей смелости. Зачастую они оказываются зажатыми в двойные тиски: мучает не только страх, но и стыд за это.

Как «приходят» страхи

Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Иногда, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем тревожность, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым. Например, малыш не желает убирать игрушки. За это его могут как сильно отругать (запуская опасения перед громкими звуками, необычными интонациями) или даже применить физическое насилие (страх боли и унижения).

Необходимо критически проанализировать родительское поведение. Зачастую тревоги вызваны конфликтами в семье.

Внешне дети беспокойство могут не показывать. Но вдруг резко начинают болеть, появляется боязнь одиночества, темноты и т. д.

Неспокойны дети в семьях с авторитарным стилем воспитания либо в тех, где их слишком сильно опекают. «Не бегай», «не трогай — убьет», «не лезь — утонешь». Постоянные ограничения (порой даже без объяснений) провоцируют тревожность. 

Считается, что играет роль и возраст родителей: у более молодых дети более спокойны; у тех, кому за 35, боязливы и неуверенны в себе.

Тревоги «растут» с малышами

Первичная эмоция (испуг) наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни (между 6 и 9 месяцами).

Боязнь животных и темноты обычно появляется после 3 лет, достигая пика в 4 года.

К 6 годам постепенно уменьшается боязнь звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми ситуациями заметно усиливается. Мнимые тревоги (выдуманные, фантастические) преобладают над реальными, фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п. В последующие годы значимость придуманных опасностей снижается, а реальных — возрастает. Среди них первое место занимает боязнь воды, второе — угроза нападения животных, третье — падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий.

Как реагировать?

Не ругайте и не стыдите ребенка, это только заставит его ощутить себя еще более беспомощным, а страх будет загнан внутрь.

Не разубеждайте, что вы рядом и бояться совершенно нечего. Лучше как можно деликатнее отреагировать на проявление страха, принять это чувство и поддержать кроху.

В ситуации, вызывающей тревогу, постарайтесь быть рядом. Поддержите, расспросите подробно, чего ребенок боится, попытайтесь совместно придумать решение проблемы.

Не ставьте себя в пример: «Посмотри на меня, я же не боюсь!». Убедите малыша, что он может на вас опереться, а вы его обязательно защитите.

Если ребенка беспокоят ночные страхи, очень действенны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну.

Не избегайте тем, которые пугают, наоборот. Важно, чтобы малыш проговаривал такие моменты, тогда бороться с ними гораздо легче, и со временем они исчезают сами собой.

Иногда дети рисуют свои страхи, это позволяет в игровой форме пережить волнующую ситуацию. Родители могут расспросить о рисунке, однако если ребенок откажется что-либо рассказать, настаивать не надо.

Что снизит тревожность

Ребенок не должен чувствовать себя ни «золушкой», ни «кумиром семьи», лучше выбрать нечто среднее.

Разрешайте как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости друзей-сверстников.

Не пугайте волками, милиционерами, врачами и т. п. Ведь малыш всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

Находите побольше времени для рисования.

Играйте всей семьей.

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими якобы более послушными или успешными.

Не забывайте о необходимости телесного контакта.

Когда идти к специалисту

Если страх приобретает патологический характер, ребенок постоянно думает о нем, панически, до истерик боится чего-то, имеет смысл обраться к специалистам, чтобы выявить скрытые причины такого поведения.

Людмила Яновская
психолог психологической лаборатории 
Городского клинического детского психиатрического диспансера Минска.



Комментировать


comments powered by HyperComments