После мультика — в драку, или Как влияют мультфильмы на детскую психику

26 декабря 2016

Автор(ы):
Елена Клещёнок


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Современные западные мультфильмы губительны для детской психики. Такое мнение высказала на экспертно-медийном форуме «Инновационная медицина Союзного государства: перспективы развития» директор научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, заслуженный врач России, доктор мед. наук, профессор Татьяна Батышева. 

Среди недостатков, по мнению специалиста, — отсутствие глубокой морали, положительного психологического смысла, обилие агрессии и пропаганды насилия. 

— Закадровый смех указывает ребенку, в каком месте надо радоваться, — анализирует Батышева. — При этом смешными ситуациями считаются, например, падение или причинение боли одним персонажем другому. Следовательно, внедряется установка: жестокость — это нормально, забавно, весело. В случае, если одного героя обидели, второй не пытается разобраться в сути конфликта и помириться, а старается обхитрить и дать сдачи. Все эти схемы мести и других вариантов неадекватного поведения ребенок усваивает на подсознательном уровне. 

Татьяна Батышева привела результаты исследования по влиянию на четырехлетних детей мультсериала «Губка Боб Квадратные штаны». Оказалось, способности сосредоточивать внимание, решать проблемы и контролировать поведение значительно снижаются уже на десятой минуте просмотра. 

Еще одна опасность, которая кроется в мультфильмах, по мнению профессора Батышевой, — искаженные модели полового поведения. Герои западной мультипликации — сильные женщины и мягкие, слабые, покладистые мужчины. Так у детей закладываются варианты полоролевых функций, согласно которым девочка думает, что должна «добывать пищу и ходить на войну», стремится быть жесткой и даже жестокой в достижении этой цели.

В качестве альтернативы западным мультфильмам специалист рекомендует почаще обращаться к советским, где очевиден положительный психологический смысл. «Каникулы в Простоквашино» демонстрируют и воспитывают дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, «Мама для мамонтенка» — любовь к родителям, «Золушка», «Чебурашка и Крокодил Гена» — обретение семьи, любимого человека, друзей…

Даже причины криминального поведения подростков Батышева усматривает во вредном влиянии кинематографа. Боевики и ужастики, на ее взгляд, деформируют уязвимую психику, которая находится в стадии созревания. 

— При их просмотре подсознание отмечает факт причинения боли как норму, после чего реакция на это у человека пропадает, — говорит Батышева. — Коллеги из Мичиганского университета доказали, что насилие на экране оказывает действие, подобное никотину. Чем больше его видит человек, тем больше оно ему нравится. Более того, у любителей боевиков, агрессивных видеоигр вырабатывается привычка к акту насилия. Если спустя некоторое время подобных зрелищ человека лишают, он испытывает дискомфорт. 

Согласно еще одному научному анализу, просмотр сцен насилия ребенком в 8 лет является надежным прогностическим признаком того, что он будет вести себя агрессивно спустя 22 года. 


Комментировать


comments powered by HyperComments