Фото Татьяны Столяровой, «МВ».
Фото Татьяны Столяровой, «МВ».

Даша рисует замок. С башнями  и красивыми ставнями, похожий чем-то на «Ласточкино гнездо», но почему-то фиолетовый — так захотелось юной художнице. А где-то  там, на замковой площади, гуляют лошади. Их не видно, но они обязательно есть, потому что Даша очень любит лошадей.

 

Мама смотрит на нее из дверей с грустной улыбкой. Можно только догадываться, как живется девочке в ее волшебном фиолетовом мире. Сама она не расскажет, а понять всю глубину жестовой речи слышащему человеку ой как непросто…

 

На занятиях арт-школы «Выше крыши» Даше легко, она здесь в своем кругу. «Я теперь понимаю, что мир глухих — он другой. В нем меньше забот. Слабослышащие дети более легкие, целеустремленные и свободные в плане творчества, воплощения своих идей», — говорит женщина и вспоминает, сколько обследований пришлось пройти, пока дочке поставили окончательный диагноз. Инвалидность по слуху Даша Кацкель получила к семи годам. По глазам ее мамы видно: глухота ребенка — очень больная тема.

 

Максим и Павел Пантелеевы — погодки, оба учатся в 3-м классе. Старший слышит, младший — нет. Старший в последнее время любит рисовать черно-белые картинки, а младший — всегда цветные. Это естественно: глухие и слабослышащие дети чаще используют яркие цвета, они смелее в экспрессии, меньше стесняются в работе с образами.

 

Мама мальчиков (тоже слабослышащая) отмечает, что Павлу сложнее даются школьные предметы, а вот рисование — его стихия. Даже дома, когда не получается что-то объяснить близким, садится рисовать и через рисунок доносит свои мысли. Таких рисунков собралось уже очень много, но мальчик ни от одного избавиться не разрешает. Уходит примерно по альбому в неделю, но родители понимают: творческая деятельность «особенного» ребенка находится в неразрывной связи с развитием его познавательных способностей и эмоций, в ней богатый потенциал для гармонизации его психики.

 

Арт-школа «Выше крыши» создана 3 года назад на базе Белорусского республиканского общественного объединения инвалидов «Реабилитация». Это скорее инклюзивное арт-пространство. Здесь реализуются проекты, связанные с арт-профилактикой в рамках абилитации глухих и слабослышащих, а также присутствуют аспекты инклюзивности, когда дети с нарушениями слуха в некоторых мероприятиях участвуют вместе со слышащими.Vishe krishi35 260522В школе 3 преподавателя: Ирина Левина, Екатерина Вишневская и Андрей Игнатенко. Все они профессионально владеют не только учебным предметом (академический и творческий рисунок), но и эффективными методиками работы с детьми.

 

Андрей, к слову, сам не слышит, общается только жестами. После окончания вуза получил сюда распределение как художник, преподаватель дополнительного образования. Работает с учениками с нарушениями слуха. Остальные педагоги — со слышащими, но при проведении инклюзивных мероприятий к ним присоединяется сурдопереводчик.

 

Валентина Катульская, заместитель председателя БРОО инвалидов «Реабилитация»:

 

Рисование — один из действенных способов благотворного воздействия на психоэмоциональную сферу. Эмоции человека влияют и на физиологические патологические процессы. У слабослышащих больше развито правое полушарие, отвечающее за образность мышления. И поэтому им полезны регулярные занятия живописью. Занятия могут быть разнообразными: от срисовывания до визуализации своих образов.

 

Но вне зависимости от формы живописи есть несколько важных принципов. Когда ученик увидел или выдумал что-то, то происходит визуализация образа (больше работает правое полушарие). А дальше это нужно перенести на бумагу, значит необходимо понять, как именно передать, и задействовать мелкую моторику — а тут активно работает уже левое полушарие.Vishe krishi16 260522Таким образом, для создания картины требуется постоянная сбалансированная работа обоих полушарий. Специфика художественной деятельности помогает выравнивать межполушарную асимметрию, поясняет Валентина Катульская. И добавляет:

 

Если дать тему для картины слышащим детям и их сверстникам, которые не слышат, то увидим разную стилистику. Ведь жестовый язык построен на семантике образов, в то время как слышащие коммуницируют вербально, их мысли привязаны к семантике слов и словарных конструкций.

 

Арт-профилактика направлена на достижение важных задач. Так, занятия помогают снять эмоциональное напряжение: дети попадают в комфортное окружение, а сам процесс рисования успокаивает — глухие живут в мире, где их мало кто понимает...

 

Помимо того, происходит постепенная коррекция механизмов психологической защиты, тревожности, негативных установок и социальных барьеров. Дети в доступной им форме знакомятся с основными эмоциями людей, у них развивается ощущение собственной значимости, они учатся контролировать свои действия и развивают воображение.

 

К слову, регулярные занятия живописью — эффективный способ балансировки психоэмоциональных состояний для любого человека независимо от возраста и состояния здоровья. Краски и кисти помогают ничуть не хуже лекарственных препаратов.Vishe krishi31 260522Ставка в «Выше крыши» делается не на прохождение обязательной программы, а на личностное развитие. Программа адаптируется под индивидуальные особенности того или иного ученика.Vishe krishi06 260522Когда у глухих родителей появляется глухой ребенок, для них это естественно, семья продолжает жить в своем привычном мире. Но когда у слышащих родителей появляется глухой ребенок или он теряет слух по каким-то причинам, то для взрослых это стресс, серьезная проблема во взаимопонимании и коммуникациях. Таким детям намного тяжелее. Пока мама научится общаться с ребенком, доносить до него что-то, пройдет время, ребенок замыкается... 

 

В перспективе для слышащих родителей, пока дети рисуют, в арт-школе планируют проводить занятия по жестовому языку. «Особенности ребенка — это не проблема, а дар, который нужно раскрывать через другой контекст», — уверены педагоги.

 

Арт-школа «Выше крыши»

 

Это творческое инклюзивное пространство, где свой потенциал раскрывают взрослые и дети (в т. ч. с особенностями). Каждый обучается рисунку и живописи, избавляясь от стресса и тревожных состояний, становясь внимательнее к миру во всех его проявлениях. Наш девиз — «Рисовать может каждый! Мы за безусловную любовь и искусство без границ».2022 05 30 16 33 45 560О том как проходил конкурс «Доктор всегда рядом» ко Дню медицинских работников в арт-школе «Выше крыши» читайте в материале здесь.