Девушка примеряет платье
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

При выборе одежды, если отвлечься от функциональности, мы думаем прежде всего об эстетической составляющей, и немаловажным параметром при этом выступает расцветка. Стилисты советуют подбирать тона, сочетающиеся с оттенком кожи, а модная индустрия практически повсеместно распространила понятия холодного и теплого цветотипов. Однако новое исследование, проведенное учеными из Школы психологии и нейронаук британского Университета Сент-Эндрюс, впервые научно обосновало, что главным фактором, определяющим цвет одежды, который подходит человеку, является цвет его глаз. 

 

Вы — ТО, что вы носите

 

Это весьма спорное утверждение, похоже, обретает новое, вполне оправданное звучание. Исследование, опубликованное в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts группы изданий Американской психологической ассоциации (АРА), выявило сильные предпочтения, согласно которым холодные голубые оттенки ткани подходят к серым или голубым глазам, а теплые оранжево-красные — к темно-карим.

 

Более 200 участников эксперимента должны были высказать свое мнение о том, одежда каких цветов лучше всего смотрится на людях с разным оттенком кожи, цветом волос и глаз. Мнения совпали практически со стопроцентной точностью: все опрошенные отдавали предпочтение палитре красного и синего, однако выбор цвета — красный или синий — зависел от того, на ком была надета одежда.

 

Дэвид Перретт, ведущий автор исследования профессор психологии:

 

Каждый человек хочет выглядеть наилучшим образом, но что должно определять выбор и цвет одежды? Ранее в наших работах мы указывали на важность тона кожи лица человека при выборе цвета одежды, но не определили, какой именно цвет лица имеет решающее значение.

 

Люди с темным оттенком кожи, как правило, имеют и более темную пигментацию глаз и волос. Нам казалось, что критической характеристикой будет тон кожи, поскольку на него обращают внимание практически все стилисты. Но выяснилось, что тон кожи не имеет решающего значения с точки зрения цветовой эстетики.

 

Красота в глазах смотрящего?

 

Как проводился эксперимент? На первом этапе использовались изображения белых женщин, сфотографированных при стандартном освещении: половина из них имела светлый оттенок кожи, волос и глаз, а половина — более темные оттенки глаз/волос/кожи. Изображения были также преобразованы таким образом, чтобы тон кожи светлых лиц изменился (лица выглядели разной степени загорелыми), а тон кожи темных лиц осветлили.

 

Участники подбирали цвет одежды для изображений с натуральным цветом кожи лица и измененным. Компьютерная программа предлагала выбор из огромного спектра цветов, которые можно было регулировать как по яркости, так и по насыщенности. Несмотря на заметные изменения тона лица, цветовые предпочтения в одежде оставались неизменными. Для изначально смуглых лиц даже после сильного их осветления выбирались красные оттенки. Синие цвета выбирались для изначально светлых лиц даже при их потемнении вплоть до смуглости кожи. Полученные результаты указывали на критическую роль цвета глаз или волос (они на изображениях не подвергались изменениям), но не кожи.

 

На втором этапе исследования были набраны новые участники и сравнивался набор изображений естественных лиц со светлыми глазами и набор с темными глазами. Далее были созданы изображения с перетасовкой глаз между этими двумя наборами. Участники чаще выбирали голубые/синие оттенки одежды для изображений со светлыми глазами — как естественными (теми, что были изначально), так и «пересаженными» (например, на лица обладателей темных волос) и оранжевые/красные оттенки одежды для темноглазых моделей (как в первоначальном виде, так и после «пересадок» на чужое лицо).

 

Результаты уверенно показали доминирующую роль цвета глаз: более теплые, насыщенные и темные цвета одежды выбирались для лиц с темными глазами. В свою очередь, для лиц со светлыми глазами выбирались более холодные, менее насыщенные и светлые оттенки одежды. Цвет волос и кожи не оказал существенного влияния.

 

Ученые тоже немного романтики…

 

Хорошо это или плохо, но одежда имеет большое значение для нашей самооценки, поэтому важно помочь людям выглядеть наилучшим образом. Мировая индустрия моды ежегодно оценивается в триллионы долларов, и цвет является одним из основных факторов, определяющих выбор одежды для большинства людей. Существует множество рекомендаций стилистов по выбору цвета одежды. Эти советы основаны на персональных категориях, которые зависят от цвета кожи, волос и глаз, но следует помнить, что категории эти не определены научно, советы не основаны на доказательствах и противоречивы у разных стилистов.

 

Примечателен также и тот факт, что из всех рассмотренных вариантов цветовой палитры наиболее предпочтительными в целом оказались красные и синие оттенки, что, безусловно, требует дальнейших исследований. В целом был сделан вывод, что сероглазым, зеленоглазым и голубоглазым людям следует пополнять свои шкафы одеждой холодной синей гаммы, а обладателям карих и темно-карих глаз — покупать больше вещей теплых оранжево-красных оттенков.

 

«Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что акцент на цвете кожи при выборе цвета одежды является неуместным. Цвет кожи может быть важен на расстоянии, например, для моделинга и показов на подиумах, но в повседневной жизни, при разговорах «на коротких дистанциях», на личных собеседованиях, обедах и интимных встречах важны глаза и только глаза», — констатировали авторы исследования — настоящие революционеры и даже немного романтики…

 

Новый тренд диктует наука: подбирайте одежду к глазам, если хотите выглядеть на все сто!