Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Проблема детской тревожности является одной из наиболее актуальных в современном мире. Это обусловлено увеличением числа детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В течение учебного года дети школьного возраста значительную часть времени проводят в стенах образовательных учреждений. Внутришкольные факторы в комплексе с внешкольными и семейными оказывают влияние на физическое здоровье, формируют мировоззрение, жизненную позицию и взаимоотношения с окружающими. Психоэмоциональное благополучие и адаптация ребенка к школе напрямую зависят от его успеваемости, взаимоотношений со сверстниками и учителями.

 

Юлия ПолянскаяУчеба наизнанку

 

Школьная тревожность — ситуационная, связана со школьной жизнью ребенка, т. е. является результатом различных стрессовых ситуаций во время учебного процесса либо в стенах учебного заведения. Интенсификация процесса обучения с высоким объемом учебных и внеучебных нагрузок, дефицит времени для усвоения информации, уменьшение продолжительности сна и прогулок, малоподвижный образ жизни — все это и многое другое выступает в качестве агрессивных факторов, которые оказывают воздействие на растущий организм ребенка, его нервную систему.

 

Чтобы изучить уровень и характер школьной тревожности у детей среднего и старшего школьного возраста, а также ее взаимосвязь с успеваемостью, сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены провели исследование психоэмоционального статуса учащихся учреждений общего среднего образования второй и третьей ступени обучения. Исследование проводилось с использованием методики Филлипса. В нем приняли участие 320 школьников (150 мальчиков и 170 девочек) — учащихся восьмых, десятых и одиннадцатых классов.

 

Проведение теста Филлипса позволило изучить характер тревожности, связанной с эмоциональным состоянием самого ребенка и различными областями школьной жизни: взаимодействием со сверстниками, отношениями с учителями — всего 8 факторов. Было установлено, что распространенность факторов школьной тревожности повышенного и высокого уровня изменяется с возрастом.

 

Страшно стабильно

 

Так, распространенность «общей тревожности в школе» возрастает с 8 % в восьмом классе до 13,3 % в десятом, а в одиннадцатом классе достигает уровня 18,7 %.

 

«Переживание социального стресса» в процессе обучения, напротив, несколько снижается. Тем не менее общий показатель остается весьма высоким: 80 % учащихся восьмых классов, 71,7 % учащихся десятых и 71 % учащихся одиннадцатых классов подвержены переживанию социального стресса.

 

Практически неизменным в течение обучения в средней и старшей школе остается «неблагоприятный фон, который не позволяет развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата». Распространенность фрустрации потребности в достижении успеха колеблется от 53 % в восьмом, до 49,6 % в десятом и 55,1 % в одиннадцатом классе.

 

Каждый четвертый восьмиклассник (26 %) испытывает «страх самовыражения». Негативные эмоциональные переживания, связанные с самовыражением, испытывают 23 % десятиклассников.

 

В одиннадцатом классе переживают страх, связанный с презентацией самого себя, 30 % учащихся.

 

Как показали результаты исследования, на протяжении учебы в средней и старшей школе практически не меняется уровень распространенности такого фактора, как «боязнь проверки знаний». В восьмом классе подобный страх испытывают 35 % школьников, в десятом классе их процент незначительно снижается до 27,4 % и в одиннадцатом классе чуть повышается до 29 %. Предположительно эти колебания могут быть связаны с подготовкой учеников базовой (8 класс) и средней школы (11 класс) к предстоящим выпускным экзаменам.

 

Распространенность фактора  «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» также практически не меняется с увеличением школьного стажа.

 

Исследование показало, что среди учеников восьмых, десятых, одиннадцатых классов большинство составляют дети, которые переживают из-за боязни разочаровать окружающих, и этот показатель остается стабильным (56 %, 59,3 % и 54,2 % соответственно).

 

Зато в каждой последующей возрастной группе наблюдается увеличение распространенности «низкой физиологической сопротивляемости стрессу».

 

Вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы школьной среды у учащихся восьмых классов составляет 13 %. В десятом классе уже 17,7 % школьников признаются в том, что им сложно справляться со стрессовыми факторами. А в одиннадцатом классе сталкиваются с трудностями в ситуациях стрессогенного характера 28 % учащихся.

 

Оценку ставит учитель

 

На протяжении всего периода обучения в учреждениях образования огромное значение для психоэмоционального благополучия ребенка имеют взаимоотношения с учителями. Установлено, что большая половина учащихся сталкивается с проблемами и страхами в отношениях с учителями. Обращает на себя внимание тот факт, что с увеличением школьного стажа возрастает и страх. Например, у 57 % учеников восьмых классов, которые приняли участие в исследовании, отношения с учителями сопряжены со стрессом; в десятом классе этот показатель увеличивается до 64,6 %, в одиннадцатом — до 65,4 %.

 

Одним из вероятных факторов, оказывающих влияние на проявление школьной тревожности, является успеваемость. Каждый живой организм развивается индивидуально. Этот процесс зависит от генетических установок, условий среды, образа жизни и многих других факторов. Высокий балл успеваемости в общеобразовательных учреждениях и внешнее благополучие могут иметь высокую стоимость для физического, психического здоровья и как результат приводить к развитию тревожности.

 

В ходе исследования была проанализирована взаимосвязь успеваемости с факторами школьной тревожности. Установлено, что в целом чем выше средний балл успеваемости, тем меньше выражена боязнь несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, сверстников). Прослеживается тенденция снижения школьной тревожности и переживаний, повышения самооценки и уверенности ребенка в себе по мере улучшения его успеваемости.

 

Проведенное исследование показало, что внешнее благополучие детей и подростков может скрывать личностные проблемы, повышенную тревожность, неадекватную самооценку, что в свою очередь отражается на успеваемости и взаимоотношениях с учителями и одноклассниками.