Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

О некоторых особенностях проведения процедуры госзакупки «МВ» рассказал адвокат, старший партнер юридической группы «Бюро 24», доцент кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, кандидат юрид. наук, член группы экспертов в области права при Администрации Президента Республики Беларусь Алексей Корочкин.

 

корочкинПравовой аудит

 

Практика показывает, что 90 % нарушений можно устранить на этапе проведения аудита. Например, в папке с материалами закупки нет договора. Он хранится в отдельной папке, поскольку так принято в организации. Достаточно сделать копию и положить договор к материалам закупки, чтобы было понятно, чем завершилась процедура. Еще один пример. Провели заседание комиссии. Секретарь подготовила протокол. Его должны подписать все члены комиссии, но кто-то заболел, кто-то в командировке. Протокол с недостающими подписями положили в папку и забыли о нем. Во время проверки представитель контролирующих органов, изучая документ, видит только 4 подписи. Он делает вывод: если в заседании комиссии участвовали 4 человека, значит, они не имели права принимать решение. В итоге небрежное оформление протокола может обернуться привлечением должностных лиц организации к ответственности.

 

Внутренний аудит, периодически проводимый в организации для проверки наличия в материалах закупок всех необходимых документов, позволит своевременно устранять недочеты.

 

Система минимизации рисков строится на трех основаниях — разработка локальных документов, работа с кадрами, внутренний и внешний аудит.

 

В число локальных документов входят положение о закупках за счет собственных средств (в т. ч. в строительстве), регламент работы комиссии, правила профессиональной этики работников, задействованных в процедурах закупок (ст. 5 Закона РБ «О борьбе с коррупцией»).

 

Локальную документацию нужно разрабатывать под потребности конкретной организации. То, что работает у других, может не работать у вас. Когда приходят представители контролирующих органов, они берут материалы закупки и сверяют то, что сделано, с положением о закупках. Если вы действуете не в соответствии с разработанной локальной документацией, это может быть расценено как нарушение.

 

Основные требования к членам комиссии

 

Согласно законодательству членами комиссии не могут быть работники, заинтересованные в результате процедуры закупки, и лица, на которых способны оказывать влияние участники процедуры закупки. Члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут предоставлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, об их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством (ст. 14 Закона РБ «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», п. 9 Положения о комиссии по государственным закупкам, утвержденного постановлением МАРТ от 21.01.2019 № 7).

 

Рекомендуется каждый год обновлять на треть состав постоянно действующей комиссии и менять председателя. Работник может входить в состав комиссии не более трех лет подряд. Каждый член комиссии обязан лично присутствовать на заседании. Запрещено передавать иному лицу свои полномочия.

 

Среди других требований к членам комиссии — обязанность заявить самоотвод при наличии заинтересованности; запрет предоставления информации о содержании предложений, об их оценке и сравнении лицам, не входящим в состав комиссии. Также запрещено разглашать сведения о государственных закупках, составляющие государственные секреты, коммерческую и профессиональную тайну, иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами и т. д.

 

Особое мнение. Если кто-либо из членов комиссии имеет особое мнение по принятому комиссией решению, то такое мнение отражается в протоколе заседания комиссии или прилагается в виде отдельного документа к протоколу заседания (ч. 2 п. 19 Положения о комиссии по государственным закупкам).

 

Уполномоченные работники

 

К уполномоченным работникам предъявляются требования об обоснованном планировании потребности в товарах, доскональном исследовании конъюнктуры рынка. Запрещено формировать требования к участникам, предмету закупки и т. д. под конкретного субъекта и ограничивать конкуренцию. При проведении процедуры закупки из одного источника выбор поставщика должен быть основан на всестороннем анализе информации, сведений об участниках, предмете закупки, ценах на рынке и т. д.

 

Правила профессиональной этики

 

Эти правила должны распространяться на две категории работников:

 

1) члены комиссии;

 

2) иные работники, которые выполняют функции, связанные с организацией и проведением процедур государственных закупок.

 

Например, специалист формально провел исследование конъюнктуры рынка, взяв три первых объявления, где поставщики предлагают продукцию за 450–500 рублей, но не увидел, что четвертый и пятый — по 200 рублей. Принес руководителю. В итоге выбрали товар за 450 рублей, исходя из наименьшей цены. Хотя была масса предложений по 200 рублей. Такой формальный подход к работе недопустим.

 

На что нужно обратить внимание

 

  • Четкое исполнение разработанных локальных нормативных актов.

 

Самая распространенная ошибка касается разработки слишком детализированных документов. Законодательство позволяет регламентировать процесс не столь подробно. Но если локальный документ принят, его необходимо исполнять. Бывает, руководитель настаивает на подготовке подробных документов, требования которых работники не выполняют.

 

  • Выбор процедуры.

 

С выбором процедуры очень часто бывают нарушения, особенно когда речь идет о закупке из одного источника, о срочной закупке. Мы закупили что-то из одного источника, потому что нам срочно надо. А потом приходит проверяющий и говорит: «Вы же в начале года вносили эту позицию в план закупок. Ее можно было закупить в течение года. Так о какой срочности сейчас можно говорить?» Здесь просто упущено время. Срочность может  быть тогда, когда поступил такой-то больной и ему срочно требуется дорогостоящее лечение. Несвоевременная закупка может повлиять на его жизнь и здоровье, он может стать инвалидом. Стандартная процедура неприменима. Пока вывесим объявление, человек может умереть. В таком случае пишется докладная записка, прикладывается заключение консилиума. Тогда вопросов не возникает. Ни один проверяющий не спросит, почему мы не проводили конкурс. Срочность закупки была обоснована необходимостью оказать медицинскую помощь и сохранить человеку жизнь.

 

  • Определение предмета закупки (объединение лотов, которое может привести к ограничению конкуренции).

 

  • Принятие решения о допуске участников (пример — допуск аналога при его отсутствии в конкурсной документации).

 

Требование только предусмотренных законодательством документов (нарушается, когда организатор добавляет в конкурсной документации дополнительные, не предусмотренные законодательством критерии оценки участников).

 

  • Изменение критериев оценки (победитель выбирается по критерию, не указанному в конкурсной документации).

 

Был случай, когда закупали химические удобрения. Указан критерий оценки — цена за литр. Один из участников предлагает самую низкую цену и считает, что он выиграл. А потом получает протокол, что победитель не он, а другой. Как такое может быть? Ему отвечают: а у нас критерий — наименьшая цена за гектар обработки. А где это написано? У вас же в документации указан литр. Нет, нас интересует наименьшая цена. Того препарата надо 100 л на гектар, а вашего 120. Поэтому хоть у вас цена и ниже, стоимость обработки гектара выше. Участник подал в суд и доказал наличие нарушений, допущенных при оценке конкурсных предложений.

 

  • Изменение условий договора.

 

Это очень частая ошибка. Когда уже провели закупку, а потом в договоре начинаем писать что-то другое, особенно что касается критериев. Определили критерии закупки: цена, сроки поставки, порядок расчетов. А потом заключаем договор, в котором цену указываем иную, сроки поставок увеличиваем, порядок расчетов ставим другой. Участник, который проиграл, приходит и говорит: если бы изначально в конкурсной документации было указано то, что в итоге написали в договоре с победителем, я бы предложил меньшую цену при таком же сроке поставки. В конкурсной документации есть критерии оценки, по которым выбирается победитель. Изменение их в договоре недопустимо. Любая сторона, от которой требуют изменения, может обратиться в суд. И суд понудит заключить договор на тех условиях, которые были прописаны в конкурсной документации.

 

  • Наличие необходимых документов (договора и документов, подтверждающих его исполнение).

 

Что проверяет МАРТ?

 

Согласно Инструкции о порядке проведения камеральной проверки, утвержденной постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 34, в ходе проверки изучению подлежат:

 

  • наличие предмета государственной закупки в годовом плане государственных закупок, размещенном на электронной торговой площадке;
  • обоснованность выбора заказчиком (организатором) вида процедуры государственной закупки;
  • соответствие конкурсных документов, аукционных документов, документов, предоставляемых участникам для подготовки предложений, протоколов открытия, рассмотрения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся, решений заказчиков (организаторов) об отмене процедуры государственной закупки требованиям законодательства о государственных закупках;
  • размещение заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке ответов на запросы о разъяснении документов, предоставляемых для подготовки предложения.

 

Юридическая ответственность

 

  • П. 4 ст. 11.16 КоАП РБ. Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг).

 

Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

 

  • Ст. 11.77 КоАП РБ. Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

Нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

 

  • Ст. 419 ГК РБ. Последствия нарушения правил проведения торгов.

 

1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

 

2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.