Защита прав людей с расстройствами психики.

 

Бывают ситуации, когда люди с психическими расстройствами пишут много жалоб в учреждения  здравоохранения. Это может тянуться долгое время, и в итоге поликлиника или больница инициирует судебные процессы о признании граждан недееспособными, используя в качестве правового обоснования факт  «поступления от гражданина необоснованных жалоб, которые не находят своего подтверждения». 

 

Как можно закончить эту переписку законно и при этом не прибегать к такой крайней мере, как лишение человека дееспособности,  рассказал  Олег Граблевский, юрист ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью»
 
05 1 big 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
 
— Законодательство устанавливает четкий и не подлежащий расширительному толкованию порядок действий в таких случаях. Он закреплен в статьях 15 и 21 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 г. №300-З (ред. от 15.07.2015). Обращения оставляются без рассмотрения по существу, если заявителем подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства. В этом случае заявитель письменно уведомляется, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается. Если обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, продолжают поступать, они оставляются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
 
К нам часто за защитой своих прав обращаются люди с расстройствами психики, лишенные дееспособности из-за многочисленных жалоб. Мы не ставим под сомнение наличие у них диагноза, он не всегда мешает людям отвечать за свои действия. Лишение дееспособности — поражение в правах. И хотя как мера ответственности оно не прописано в УК и в КоАП как наказание, по сути таковым является.
 
 
О необоснованных и повторных обращениях
 
На другие проблемные вопросы применения законодательства об обращениях граждан  и юридических лиц ответил  Николай Саванович.
 
 
05 2 big 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
 
Какие обращения относятся к необоснованным? Систематическими  считаются три обращения в течение календарного года или с даты подачи первого обращения  (ст. 8-1 Закона)?
 
— В настоящее время распространение получила практика, когда с помощью многократной подачи обращений заявители пытаются оказать давление на принятие решений, получить привилегии и преимущества, не основанные на законе. 
 
В этой связи Законом об обращениях предусмотрен определенный механизм воздействия на лиц, злоупотребляющих своим правом на обращение, посредством взыскания с них средств, потраченных на рассмотрение их обращений. Эти расходы могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке.
 
Для применения данной нормы необходимо одновременное сочетание следующих обстоятельств:
  • систематичность направления обращений. Закон об обращениях под систематичностью понимает  три и более обращения в течение года. При этом по смыслу Закона годичный срок должен считаться от даты поступления первого обращения. Схожий подход применяется и в других случаях (например, пункт 2 статьи 11 Закона об обращениях).
  • необоснованность обращений. Т. е. факты, на которые указывает заявитель, не должны соответствовать действительности. Законодатель не требует установления того, что заявитель умышленно вводит организацию, рассматривающую обращение, в заблуждение. Достаточно простой констатации, что требования заявителя или его жалоба не основаны на законодательстве или не подтверждаются. Вопрос необоснованности обращения должен решаться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. При этом данный признак должен быть связан с предыдущим, как минимум три обращения в течение рассматриваемого периода должны содержать такие факты.
  • обращения направляются в одну и ту же организацию от одного и того же заявителя. В отличие от повторного обращения в данном случае не требуется, чтобы заявитель обращался по одному и тому же вопросу. Он может каждый раз поднимать разные вопросы, но факты в обращениях не соответствуют действительности.
Порядок расчета расходов, понесенных при рассмотрении необоснованных обращений, предусмотрен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2015 N 922 «О порядке расчета расходов, понесенных организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения».
 
Относится ли к повторным одно и то же обращение (аналогичное по тексту  или сути), поступившее  из разных организаций  до направления ответа  заявителю? 
 
Под повторным обращением понимается письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, в течение трех лет со дня поступления в организацию первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление) (ст. 1 Закона об обращениях).
 
Одновременно часть вторая п. 1 ст. 13 Закона об обращениях предусматривает, что при подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение на такие обращения может направляться общий ответ в сроки, установленные данным Законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения.  В этом случае указанные обращения учитываются как одно обращение.
 
Таким образом, в рассматриваемом случае обращение не будет считаться повторным, независимо от того, будет ли оно направлено в одну и ту же организацию непосредственно или перенаправлено из другой организации, а также будет ли оно целиком аналогичным по содержанию или содержать уточнения, новые аргументы по рассматриваемому вопросу.
 
Если в материалах содержится информация, затрагивающая интересы других лиц или иная служебная информация, как отказать заявителю в праве на ознакомление?
 
Согласно ст. 7 Закона об обращениях заявители имеют право знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Данная норма корреспондирует с положениями пункта 1 ст. 5 Закона об обращениях, согласно которой должностные лица и иные работники организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.
 
Закон не конкретизирует механизм реализации права заявителя на ознакомление с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений. В случае устного заявления такого требования заявителю разъясняются соответствующие положения законодательства, препятствующие удовлетворению его просьбы. В случае письменного обращения на практике такие заявления регистрируют как отдельные обращения и на них дается письменный ответ.