Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

До конца 2020 года Германия будет председательствовать в Совете Евросоюза. Для медицинской отрасли это в первую очередь означает рассмотрение вопросов пандемии и извлечения уроков из  нее в общеевропейском контексте. Но поскольку все системы здравоохранения адаптированы к различным национальным условиям и требованиям, тот факт, как устроено именно немецкое здравоохранение, приобретает особое значение. «МВ» представляет краткий обзор важнейших институтов и механизмов регулирования медицины в этой стране.

 

Медицинскую помощь в Германии получают около 83 млн человек. Услуги им предоставляют 1,9 тыс. больниц, более 150 тыс. врачей, 28 тыс. психотерапевтов, которые работают в амбулаторных условиях, а также почти 19,5 тыс. аптек. Согласно последним данным Федерального статистического управления, на здравоохранение в Германии ежегодно тратится более 391 млрд евро. По сути, более чем десятая часть ВВП Германии приходится на  медицину.

 

Здравоохранение финансируется за счет государственного и частного медицинского страхования. Любопытно, что основу обязательного медицинского страхования в Германии, когда застраховано большинство граждан, заложил еще в 1883 году канцлер Германии Отто фон Бисмарк.

 

Здравоохранение в Германии основано на нескольких базовых принципах:

 

Обязательное страхование. Система обязательного медицинского страхования GKV действует в стране с 2007 года и охватывает всех граждан (частное страхование PKV введено в 2009-м).

 

Сотрудники в обязательном порядке страхуются в GKV, если их доход не превышает определенный лимит (в 2020 году лимит обязательного страхования 5212,5 евро в месяц). Если ежемесячный доход превышает этот предел, человек может оставаться добровольно застрахованным членом GKV или выбрать частную медицинскую страховку. Некоторые группы людей освобождаются от обязательного страхования в GKV, если их доход ниже предела обязательного страхования. К ним относятся, например, государственные служащие и самозанятые лица.

 

Уплата взносов. GKV и PKV финансируются за счет взносов их членов. В то время как страховые взносы в частном медицинском страховании рассчитываются исходя из состояния здоровья, возраста и индивидуальных рисков, а выплаты и отчисления оговариваются в договоре, взносы в обязательное медицинское страхование основываются на доходах участников. Все застрахованные получают одинаковые выплаты. Тот, кто зарабатывает больше, больше платит. Это определяет солидарную систему здравоохранения в GKV. Общая ставка взносов в GKV составляет 14,6 %, половину оплачивает работодатель. Каждая медицинская страховая компания может взимать дополнительный взнос (в среднем 1 %). Лица, застрахованные в частном порядке, могут получать субсидию от своего работодателя или пенсионного страховщика. В отличие от частного медицинского страхования, дети и супруги, которые не имеют собственного дохода или имеют небольшой доход, также застрахованы в качестве членов семьи в рамках государственного медицинского страхования и не должны платить взносы. Как правило, ответственное лицо, предоставляющее социальное пособие, платит взносы с получателей пособия по безработице и социальной помощи.

 

Принцип солидарности. Все лица, имеющие обязательное медицинское страхование, совместно несут расходы, связанные с заболеваниями отдельных участников. Каждый, кто получает обязательную медицинскую страховку, имеет равные права на медицинское обслуживание —  независимо от того, насколько высок его доход и, соответственно, взносы в медицинское страхование. Эта солидарность также означает, что сотрудники продолжают получать заработную плату в случае болезни. Работодатель продолжает полностью выплачивать эту сумму в течение первых шести недель. Те, кто болеет в течение длительного периода времени, получают так называемое пособие по болезни от своей медицинской страховой компании, соответствующее 70 % заработной платы.

 

Принцип натуральной льготы. Люди с обязательным медицинским страхованием получают лечение без внесения авансовых платежей. Врачи, клиники и аптеки оплачивают лечение и лекарства напрямую в страховых полисах. Таким образом, застрахованные имеют право на бесплатное лечение — за исключением отдельных предусмотренных законом доплат.

 

Принцип самоуправления. Государство определяет рамочные условия и задачи оказания медицинской помощи, принимая законы и постановления. Каким образом система будет организована и спроектирована и, прежде всего, какие виды и методы лечения, операции и лекарства финансируются фондами медицинского страхования, а какие нет, решает сама система здравоохранения. Представители ассоциаций врачей, стоматологов и психотерапевтов, больниц, страховых компаний и застрахованных лиц осуществляют самоуправление совместно. Его высшим органом является Объединенный федеральный комитет (GBA). Представители организаций пациентов имеют право подавать заявки и советы в GBA. В обязательных правилах GBA определено право на получение пособий застрахованных при предоставлении обязательного медицинского страхования, например, какие виды лечения покрываются обязательным медицинским страхованием. Стоимость новых лекарств регулярно возмещается.

 

Фонд здравоохранения

 

Обязательное медицинское страхование финансируется фондом здравоохранения с 2009 года. В него поступают взносы работодателей, других поставщиков социального страхования и членов фондов медицинского страхования, а также федеральные субсидии. Фонды медицинского страхования получают необходимые им средства из фонда здравоохранения для финансирования выплат застрахованным лицам. В дополнение к единой ставке взносов, поступающих в фонд медицинского страхования (в настоящее время 14,6 % от общей заработной платы), можно взимать дополнительный взнос для каждой отдельной кассы медицинского страхования в качестве конкурирующего элемента, который поступает в отдельные фонды медицинского страхования.

 

Классификация немецкой системы здравоохранения

 

Систему здравоохранения Германии можно разделить на три уровня:

 

1. Структура, установленная требованиями штата: федеральные, региональные и местные органы власти, аналогичные федеральному устройству Германии.

 

2. Организации здравоохранения, действующие через самоуправление, со своими органами и ассоциациями.

 

3. Медицинские страховые компании, врачи, средние медработники разных специализаций, младший персонал больниц, сотрудники аптек. Интересы каждой из этих групп представляют профессиональные ассоциации.

 

Федеральное министерство здравоохранения (BMG) является высшим федеральным органом в области здравоохранения. Отвечает за разработку соответствующих законодательных предложений, постановлений и административных положений, а также за деятельность ряда учреждений: Федерального института лекарств и медицинских продуктов (BfArM), Института Пола Эрлиха, Федерального института вакцин и биомедицинских лекарств (PEI), Института Роберта Коха (RKI) и Федерального центра санитарного просвещения (BZgA). В BMG работают также уполномоченные представители Федерального правительства по медсестринскому делу и Федерального правительства по вопросам лекарственных средств.

 

Министерства федеральных земель обладают собственными законодательными полномочиями, несут ответственность за исполнение федеральных законов, отвечают за обязательное медицинское страхование, а также за планирование и финансирование стационарного лечения. Ответственность за государственную политику в области здравоохранения обычно возлагается на министерство штата. Палаты медицинских профессий (государственные врачи, стоматологи, фармацевты и психотерапевты), а также ассоциации врачей обязательного медицинского страхования и ассоциации обязательного стоматологического страхования также подпадают под наблюдение штатов. Находятся под техническим и официальным контролем муниципальной службы здравоохранения.

 

Муниципальные органы здравоохранения несут ответственность за местное здравоохранение. В их ведении консультирование по вопросам беременности, профилактики ВИЧ, зависимости, психологическая и психиатрическая помощь. Именно они в условиях пандемии документируют новые случаи инфекции и отслеживают цепочки заражения, а также вместе  с больницами регулируют наличие и число койко-мест для пациентов с коронавирусом, количество и распределение аппаратов ИВЛ и пр.


 

30граждан обращаются к врачу от 3 до 5 раз в год. 4,34занятых в экономике в день не выходят на работу из-за болезни.

 


Субъекты отрасли

 

И медицинское обслуживание, и уход за больными представлены как амбулаторно, так и стационарно. Предложения, сочетающие обе области, как правило, являются исключением в сфере медицинского обслуживания.

 

Все виды лечения, реабилитации и терапии, проводимые вне клиник, являются частью амбулаторного лечения. Но клиники также могут предложить амбулаторную помощь, например, в амбулаторных отделениях больниц. Кроме того, некоторые врачи-резиденты временно работают в больнице в качестве аффилированных врачей.

 

Амбулаторное лечение предоставляют врачи общей практики, стоматологи, психотерапевты и специалисты немедицинских медицинских профессий, такие как физиотерапевты или логопеды.

 

Большинство врачей-резидентов, стоматологов и психотерапевтов принимают участие в лечении, оказываемом врачом по контракту (страхование здоровья). Он подразумевает, что получено разрешение на участие в обязательном медицинском обслуживании, на членство в ассоциации врачей государственного медицинского страхования (KV) или ассоциации стоматологов обязательного медицинского страхования (KZV) и на право лечить пациентов в соответствии с установленным законом медицинским страхованием. Последнее привязано к месту нахождения практики и, по сути, к соответствующему региону.

 

В нерабочее время врачи-резиденты и стоматологи предлагают дежурные медицинские и стоматологические услуги.

 

В случае болезни первым контактным лицом для пациентов обычно является семейный врач. Однако в принципе лица, имеющие обязательную медицинскую страховку, могут посетить любого врача, получившего лицензию на оказание медицинской помощи. И врача, и больницу пациенты могут выбирать по своему усмотрению.


112 номер экстренной медицинской помощи в Германии


 

Главная проблема года

 

Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в работу системы здравоохранения. Федеральное министерство здравоохранения (BMG) на раннем этапе инициировало меры по сдерживанию распространения нового коронавируса. Уже в марте 2020 года, сразу после того, как в Германии зафиксировали первые случаи заболевания, федеральное правительство ввело ограничения на въезд и выезд и запрет на въезд для отдельных стран. В Закон о защите от инфекций 27 марта 2020 года были внесены изменения, позволяющие правительству самостоятельно регулировать импорт средств защиты. BMG потребовало от клиник по всей стране сообщать о наличии вакантных коек интенсивной терапии.

 

Однако клиники, реабилитационные учреждения, частные врачи и дома престарелых были вынуждены отказаться от привычных доходов, например от долгосрочных плановых операций или реабилитационных мероприятий. Чтобы обеспечить баланс, в марте 2020 года Бундестаг принял Закон о помощи больницам, работающим с COVID-19, гарантирующий финансовую поддержку на время пандемии, а также два закона о защите населения в условиях эпидемической ситуации, направленных на укрепление службы общественного здравоохранения, более эффективное использование возможностей тестирования, особенно для лиц в зоне риска, а также расширение требований к отчетности. Еще одной важной задачей стало финансовое поощрение врачей и медсестер. С целью динамичного решения задач федеральное правительство создало «Кабинет короны», который проводит регулярные заседания и может вносить любые изменения в кратчайшие сроки.

 

Примечательно, что борьба с инфекцией в Германии протекает на двух уровнях: федеральное правительство рекомендует ограничить социальные контакты всех граждан, а затем отдельные федеральные земли определяют, среди прочего, нужно ли и когда закрывать школы, музеи и рестораны и вводить прочие ограничения.

 

12 13 таблица медицина в германии