Медработники
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Людей с какими качествами привлекает медицина? Кто станет хорошим хирургом, а кто — педиатром? Какие черты характера воспитывает профессия? Представляем взгляды специалистов, проработавших в здравоохранении не один год, и учащихся медколледжа.

 

«Не дело случая, а...»

 

Mariya KomarovaМария КомароваОдин из основателей русской терапевтической школы Матвей Мудров  (1776–1831) считал, что приобретение профессии медработника должно быть не делом случая, а призванием. Престиж врача в ту пору был необычайно высок, широко обсуждались вопросы отбора кандидатов при выборе этой профессии.

 

Чтобы поступить в медицинский, нужно было год проработать санитаром, и лишь затем, если желание остаться в профессии брало верх, можно было поступать. Набор числа первокурсников превышал цифры приема, предполагалось, что в процессе обучения произойдет большой отсев. Студентов, принявших решение об отчислении, не удерживали, ожидалось, что останутся только те, кто готов к милосердию, служению долгу, самоотверженности вплоть до самопожертвования. Именно эти качества личности медработника легли в основу медицинской деонтологии.

 

История знает немало примеров самоотверженности врачей того времени.

 

Илья Мечников проводил опыты с введением себе крови больных возвратным тифом. Николай Гамалея, Даниил Заболотный вводили себе чистые культуры холерных вибрионов с целью изучения влияния на организм и возможностей лечения.

 

История не раз подтверждала особый склад личности человека, выбравшего делом жизни медицину. Не забыты подвиги медработников во время Великой Отечественной войны, а современность останется в памяти периодом испытаний, самопожертвования врачей и всего медперсонала в борьбе с COVID-19. Но не только чрезвычайные события высвечивают особые качества. Специфические черты, которые объединяют и направляют в определенные сферы медицинской практики, проявляются и в ежедневном труде.

 

Так, в анестезиологии, хирургии и реабилитации не удерживаются люди с замедленной реакцией и чрезмерной осторожностью, отсутствием склонности к обоснованному риску, когда от секунды промедления может зависеть человеческая жизнь. Представители таких специальностей должны иметь сильный тип нервной системы, позволяющий выдерживать большие нагрузки, постоянно быть в боевой готовности, уметь в самой сложной ситуации приступить к решительным действиям и взять ответственность на себя. Стрессоустойчивость, холодный ум, трезвый расчет — то, чего требуют специальности, напрямую связанные с жизнью пациента.

 

Педиатрия, гериатрия притягивают личностей, склонных к эмпатическим чувствам, непосредственному взаимодействию с людьми, состраданию, заботе, участию в жизни пациента и его родных.

 

Медработники санитарных служб, как правило, склонны к педантичности, точности, аналитике, документированию, а также проявляют принципиальность, честность.

 

Абитуриенты, выбравшие медицину, обычно уже имеют необходимые для этой работы качества, хотя часто их не осознают, однако впоследствии нужные черты выходят на первый план, помогая оставаться в профессии.

 

Ожидание и реальность

 

Каким был ваш основной мотив при выборе профессии?

 

Этот вопрос мы адресовали учащимся выпускного курса медколледжа специальности «Лечебное дело» (36 юношей и девушек 19–20 лет) и медработникам со стажем (28 человек, медсестры отделений анестезиологии и реанимации).

 

Opros mediki

 

Опрос показал, что будущие медработники имеют идеалистические представления о профессии, несмотря на то, что уже получили определенный опыт в практическом здравоохранении. У медработников со стажем идеализация образа профессии сменяется на реалистичное видение. Важно отметить, что в обеих группах основной мотив — «стремление помогать людям» — наиболее значимый, несмотря на то, что за годы работы иллюзии относительно образа профессии оказались утраченными.


Чем отличается ваше первое представление о профессии от реальности?

 

Этот вопрос был задан медсестрам отделений анестезиологии и реанимации. Приведем часть ответов.

 

"Это очень тяжелый труд, а не только красивый белый халат (стаж работы 30 лет)".

 

"Это тяжелый труд и постоянные переживания, в кино все не так, как происходит в жизни (стаж 10 лет)".

 

"Реальность очень жестока по отношению к медработнику (стаж 15 лет)".

 

"В реальности все вышло намного мрачнее, чем представлялось: отношение пациентов к тебе, тонны бумажной документации, огромная ответственность не только за каждое действие, но и за каждое слово (стаж 20 лет)".

 

"Реальность  намного интереснее, чем учеба! (стаж 5 лет)".


 

Кому право на риск, а кому больше строгости?

 

Представления о профессии и необходимых качествах личности отличаются уже у первокурсников разных специальностей.

 

Какими чертами должен, по-вашему, обладать человек, избравший для себя эту специальность медицины?

 

Данный вопрос мы задали первокурсникам медколледжа специальностей «Лечебное дело» (26 человек), «Зуболечебное дело» (26 человек), «Медико-профилактическое дело» (24 человека). Варианты ответов учащиеся предлагали самостоятельно. Большинство указало качества профессионального плана — знания, умения, ответственность, стремление к развитию, целеустремленность; нравственные черты — милосердие, сострадание, сочувствие, доброта, уважение к личности другого; коммуникативные — эмпатия, вежливость, культура общения, доброжелательность; специфические качества, связанные со стрессоустойчивостью, — уравновешенность, сдержанность, терпимость.

 

Единственные из всех перечисленных категорий опрошенных, учащиеся-лечебники указали такие качества, как смелость, право на риск, быстрота реакции. А будущие  представители санитарной службы назвали важными чертами строгость, принципиальность, пунктуальность. 

 

Этот же вопрос был задан и работникам здравоохранения со стажем (медсестры хирургического профиля, старшие и главные медсестры — 30 человек). Следует отметить, что на первое место они выдвинули  нравственно-этические и коммуникативные компоненты — этика взаимодействия, такт, культура общения, эмпатия, умение слушать. Именно ошибки в коммуникации, несоблюдение этики взаимодействия приводят к конфликтным отношениям внутри коллектива и жалобам от пациентов и их родственников. Кроме того, опытные медработники настаивали на таких качествах, как умение работать в команде, честность, надежность, личное достоинство.

 

Можно сделать вывод, что практическая работа подразумевает учет личностных особенностей людей, находящихся рядом, — пациентов и коллег, умение взаимодействовать с ними так, чтобы не вызвать или не усилить назревающий конфликт.

 

Медработники столкнулись с тем, что общая эффективность не всегда является следствием результативности личной. На практике очень важна работа в команде, слаженность, понимание и добросовестность всех ее членов — на этом основано и взаимодействие медсестер с врачами и санитарками.

 

Основной спектр вопросов к психологу при работе в группах повышения квалификации и переподготовки как среди врачей, так и среди медработников среднего звена — о реагировании в случае агрессивной конфликтной коммуникации с пациентом и его родственниками, между коллегами.


Несмотря на то, что статья 50 закона «О здравоохранении» подтверждает право медработников на защиту профессиональной чести и достоинства, на практике часто именно они оказываются незащищенным звеном.

 

Медицинская этика прописывает четкие нормы общения с пациентом и его родственниками, даже разгневанными, провоцирующими конфликт. Важно понимать: это отчаянно нуждающиеся в помощи люди, дающие знать об этом вот таким способом. Стрессоустойчивость, умение не подхватить «вирус негатива» — важнейшие качества для медработника. Необходимо ясное понимание общности целей пациента и специалистов всех уровней. Это поможет сохранить профессиональное достоинство, не увязнуть в конфликтном взаимодействии, а приблизить общую цель — выздоровление пациента.

 

У меня были отличные наставники

 

На вопросы отвечает главная медсестра Гомельской университетской клиники — областного госпиталя инвалидов ВОВ Екатерина Мисоченко (стаж работы в медицине 25 лет).

 

Что повлияло на выбор профессии медработника?

 

В 10 классе были курсы УПК «Младшая медицинская сестра». Ходила на них с большим удовольствием, нравилось ухаживать за людьми, помогать им, гордилась белым халатом. Там я заняла 1-е место и стала лучшей по профессии. Тогда мой выбор и был предопределен, оказалась заражена вирусом любви к медицине на всю жизнь.

 

С какими трудностями пришлось столкнуться на рабочем месте?

 

Когда была молодым специалистом, испытывала страх ошибки, неуверенность, пыталась всему учиться и держать марку. Мне повезло: у меня были отличные наставники, которые вселяли настрой, что я все смогу и все получится, просто надо начать делать. Я очень им благодарна за поддержку и заботу. Сегодня они работают в РНПЦ радиационной медицины и экологии человека. Это Алла Леонидовна Дегтярева — старшая медсестра отделения гематологии, и Надежда Михайловна Иванова — старшая медсестра отделения эндокринологии.

 

Какие качества характера должен иметь медработник среднего звена?

 

Самое главное, на мой взгляд, — это способность к быстрой оценке ситуации и принятию решения, готовность в любой момент оказать медицинскую помощь. Очень важна внимательность: в медицине не бывает мелочей. Сдержанность, доброжелательность, тактичность в любых ситуациях взаимодействия отличают профессионала своего дела. Другими важными качествами любого медработника являются дисциплина и ответственность, каждое действие, каждый жест, каждое слово — часть профессионального имиджа и визитная карточка учреждения.

 

Определяющим качеством для медсестры является аккуратность — в медицинских манипуляциях, во внешнем виде.

 

Как думаете, кому в медицине не место?

 

Тем, кто идет в медицину не по велению сердца, а по велению родителей, тем, кто боится трудностей, кто не готов запачкаться в буквальном смысле слова, для кого сиюминутный собственный комфорт важнее помощи больному, тем, для кого основной мотив работы — хорошая зарплата, а не стремление помогать людям. Хорошо заработать можно и в других сферах деятельности, а здесь ты всегда должен быть готов немного пожертвовать собой ради здоровья пациента.

 

Какие качества характера в вас воспитала профессия?

 

Первое, это конечно, профессиональные знания, умение управлять собой и влиять на сотрудников. В моей жизни появилась сфера, которая стала для меня более важной, чем личное желание или личный интерес, — я должна быть примером для своих медсестер. Важны также коммуникативные навыки, умение найти общий язык и с пациентом, и с коллегой, создать грамотную профессиональную коммуникацию. Каждый специалист должен стремиться к личностному росту — это залог того, что не выгоришь в профессии.

 

И, конечно, важно быть добрым, нести добро другим, это, на мой взгляд, основное в медицинском деле. Профессия приучила меня к справедливости, требовательности и трудолюбию, она и по сей день продолжает меня воспитывать, ни один рабочий день не похож на другой. Я люблю свое дело.

 

К чему надо быть готовым людям, мечтающим о профессии медработника?

 

Скажу словами своих наставников: «Будет трудно, но вы справитесь! В медицине не бывает случайных людей!»