Реабилитолог областного ресурсного центра раннего вмешательства Детской центральной городской клинической поликлиники Гродно Светлана Сорока из тех, кто, столкнувшись с трудностями, не отступает, а шаг за шагом идет к своей цели. Возможно, именно такой жизненный принцип явился залогом ее профессионального роста и успехов и позволил стать лауреатом второй степени конкурса «Врач года Республики Беларусь» в номинации «Врач-педиатр».
Путь к реабилитации
– Светлана Ивановна, чем вас первоначально заинтересовала медицина?
Наша семья не медицинская, и сначала, признаться, я думала о других профессиях. Мама работала в школе, хотела и советовала, чтобы я стала учителем. Я с первого класса занималась хореографией и мечтала связать свою жизнь с искусством. Но в итоге в десятом классе подруга, родители которой были врачами, вдохновила меня вместе поступать в мединститут. Химию и биологию я всегда любила, была медалисткой. Поэтому мне эта идея сразу пришлась по душе. Но не все сложилось сразу просто и гладко, и с первого раза я не поступила. Однако твердо решила дальше двигаться именно в этом направлении: стала учащейся Желудокского медучилища, окончила его с красным дипломом.
Вторая попытка поступить в институт снова оказалась неудачной. Тогда я начала работать палатной медсестрой в отделении нейрохирургии Гродненской ГКБ № 1. В итоге студенткой мединститута я стала с третьего раза. И это было уже осознанным выбором, долгожданным достижением поставленной цели.
– Интересно, что хоть изначально у вас были другие мечты и поступать вы пошли вместе с подругой, неудачи все же не заставили вас повернуть в другую сторону.
Характер у меня такой. Если уже ступила на тропу, то нужно идти к цели. Я все больше проникалась, понимала, что медицина мне близка, хочется помогать людям. К тому же повезло с самого начала: на первом рабочем месте сразу ощутила поддержку старших коллег, меня очень тепло встретила старшая медсестра. Погрузиться в мир нейрохирургии мне, вчерашней студентке, было очень интересно. Удивительно наблюдать, как после сложных операций на головном мозге идет восстановление, как люди поправляются после тяжелых черепно-мозговых травм… Еще больше захотела достичь своей цели, стать врачом, и о сделанном выборе никогда не жалела. Конечно же, для всей семьи была большая радость, когда я наконец стала студенткой.
Благодаря Гродненскому медицинскому институту случились два знаменательных в моей жизни события. Я не только стала дипломированным врачом, но еще и встретила близкого человека, у меня появилась семья. Нас с мужем распределили далеко от дома, в Климовичи Могилевской области. Запомнилось, как 16 часов ехали в поезде из Гродно.
Сначала я работала участковым терапевтом. В 1999 году в Климовичской ЦРБ создавалось стационарное отделение медицинской реабилитации. Тогда эта служба только начала развиваться, делать первые шаги. Главный врач предложил мне попробовать себя в таком направлении медицины и тем самым помог найти свою нишу. Было много волнений, но я решилась. Осваивать новое, учиться — это хороший толчок к дальнейшему развитию. Получила ценный опыт. В нашем отделении было 10 коек кардиологического профиля, столько же неврологического и травматологического. Реабилитацию проходили пациенты с инфарктами миокарда, инсультами, тяжелыми травмами… На протяжении 5 лет я возглавляла отделение, занималась медреабилитацией.
А в 2004 году наша семья переехала в Берестовицу. Мой муж — хирург, и ему предложили возглавить отделение Берестовицкой ЦРБ. Сыграл свою роль и тот фактор, что будем жить гораздо ближе к родителям, с которыми часто видеться, находясь в Климовичах, не получалось. С Берестовицей связаны 14 лет нашей жизни, и этот период — продолжение профессионального взросления. Я также заведовала отделением медицинской реабилитации. Причем пациенты здесь уже были и взрослые, и маленькие. Приходилось иметь дело с самыми разными диагнозами. К примеру, педиатры направляли к нам ребят с детским церебральным параличом. В стационаре проходили лечение дети с травмами, пневмонией и другими заболеваниями. Поэтому мне снова пришлось обретать новые знания. Изучила физиотерапию, затем прошла обучение по рефлексотерапии. В сложных случаях я могла все это «подключить», назначить еще и массаж, ЛФК. В частности, нередко были пациенты с тяжелыми посттравматическими контрактурами. И смотришь: изначально коленный или локтевой сустав работал плохо, а ты подключаешь несколько курсов всех необходимых методов, лечебную физкультуру на постоянной основе — и контрактура постепенно разрабатывается…
Супруга пригласили в новое отделение хирургической панкреатологии, гепатологии и трансплантации органов и тканей (сейчас трансплантации органов и тканей, пластической и эндокринной хирургии) Гродненской университетской клиники, и для нашей семьи начался другой этап. Я как жена декабриста всегда переезжала за супругом. Опять поменять город и работу непросто, тем более на этот раз мы переселялись из собственной квартиры в общежитие.
«Лучик» для раннего вмешательства
– Что помогало вам решаться на перемены, выходить из зоны комфорта?
Понимание, что семья должна быть в одном месте. К тому же я всегда занималась любимым делом. И счастлива, что в Гродно снова попала в прекрасный коллектив, на работу, которую люблю, где приношу пользу людям.
На базе нашей детской центральной поликлиники успешно функционирует областной ресурсный центр раннего вмешательства «Лучик». Для меня 7 лет назад это снова стало новым направлением. Так что без всякого преувеличения вся моя жизнь — в учебе, освоении нового. Но это мой выбор, мне это нравится.
В Берестовице я по индивидуальному плану занималась реабилитацией маленьких пациентов. Раннее вмешательство имеет свою специфику. Поэтому в Гродно мне пришлось погрузиться еще и в психологию, логопедию и лечебную физкультуру… Прошла стажировку в Минске в БелМАПО и в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства. Постоянно активно участвую в семинарах, вебинарах, обучающих тренингах…
Центр занимается детьми до 3-х лет. Первая тысяча дней жизни считается самой важной, именно в этот период можно выявить проблемы и, поработав с ними, скорректировать или хотя бы немножко ослабить тяжесть инвалидности, если пациент все-таки выходит на детскую инвалидность. Центр работает по запросу родителей.
Если у ребенка наблюдаются задержки двигательного развития, проводятся индивидуальные занятия с инструктором ЛФК, но в обязательном порядке объясняем маме и папе, что им необходимо делать в домашних условиях. Если проблемы связаны с речевым развитием, занятия проходят с логопедом, а кому-то нужен психолог... Но опять же в любом случае только работой со специалистами ограничиваться нельзя. Необходимо настроить родителей на каждодневные системные занятия.
– Наверное, это не всегда просто. Что помогает найти подход к родителям?
Да, маме и папе порой кажется: если они возят ребенка на занятия со специалистами, то больше уже ничего делать не нужно, остается только ждать результатов. Однако очень многое зависит именно от их ежедневных усилий, следования рекомендациям. К сожалению, в наше время широких возможностей наблюдаются печальные тенденции. Довольно много малоговорящих деток с риском развития расстройств аутистического спектра. Конечно, причины разные, но в их числе и то, что сейчас взрослые, а вслед за ними и малыши погружены в гаджеты. Это увлечение становится опасным, особенно когда люди в семьях гораздо меньше разговаривают друг с другом, меньше читают книги.
Слишком рано в руках детей оказываются телефоны и планшеты. Ребенку не нужно так много игрушек, девайсов, как ему часто покупают. А вот внимание, разговоры на разные темы, совместные игры необходимы. Причем развивать ребенка можно не в какое-то специально отведенное для этого время, а в ежедневной рутине: во время купания, одевания, укладывания спать… Нужно делать ставку на живое общение, чтобы ребенок считывал эмоции, артикуляцию, запоминал слова…
Приходится быть еще и психологом не только для детей, но и для взрослых. Каждый раз нужно понять, почувствовать маму и папу. Это помогает найти к ним подход. Бывают тревожные родители, которых приходится успокаивать, объяснять много раз одно и то же. Они всегда обеспокоены, ищут, что плохо, что не так, даже когда поводов нет.
Случаются и другие крайности: мама и папа не видят проблемы, хотят от нее уйти, находятся в периоде отрицания. И тогда нужно помочь им справиться с реальностью, принять ситуацию и включиться в ее решение.
– Судя по вашему богатому опыту, какие еще ошибки часто делают родители малышей?
Нередко приходится сталкиваться с гиперопекой. Родители жалуются, что ребенок не сидит, не ползает, а начинаешь разбираться — и оказывается, что родители в основном носят его на руках, делают все за него, максимум могут поставить в ходунки. А нужно сесть с малышом на ковер и играть с ним, развивая новый двигательный навык, чтобы ребенок пытался сам дотянуться до игрушки... Он должен сделать тысячу повторений, чтоб освоить что-то новое, и это ему в радость. Когда учишь ребенка ползать или садиться, немного ему помогаешь, постепенно увеличивая степень самостоятельности. Но только после того, как он сделал движение много раз, этот навык закрепляется.
Бывает, что родители, наоборот, раньше времени пытаются навязать что-то новое. Слишком рано садят малыша в подушки, потому что бабушки говорят, что в 6 месяцев пора. В таких случаях приходится пояснять: ребенок должен сесть не в 6 месяцев, а до 9-ти: он сделает это тогда, когда будет готов, когда спинка «дозреет», укрепятся мышцы.
Также родители часто сравнивают детей. К примеру: «Мой старший уже в 11 месяцев пошел, а этому год и не ходит». Говорим, что это не повод для беспокойства, у каждого ребенка своя планка, мы все разные.
Активная и небезразличная позиция
– Чувствуется, что вы любите свою работу, тепло относитесь к маленьким пациентам и их родителям…
Большое счастье заниматься тем, что действительно по душе. Одна детская улыбка вызывает столько положительных эмоций! А когда ты видишь, что помогаешь малышам, их здоровье укрепляется, то такие эмоции увеличиваются в разы.
Результат труда — тоже огромная мотивация для меня. Дети очень хорошо впитывают знания о внешнем мире, реагируют на процедуры, на реабилитацию, у них процесс восстановления идет с большей скоростью. Раннее вмешательство в нашей стране сейчас активно развивается, и это радует. Созданы хорошие условия для того, чтобы скорректировать ранние нарушения, не упустить момент.
К примеру, в Гродненской области сейчас работают 7 таких центров. При нашей поликлинике функционируют 3 центра раннего вмешательства. Также на уровне государства созданы специальные программы, чтобы выявить задержки в развитии как можно раньше. Сейчас разработана информационная система расстройств аутистического спектра. Педиатр предлагает родителям заполнить анкету, если выявляется риск развития РАС, то малыша сразу же направляют в центр раннего вмешательства.
Один в поле не воин. Победу в конкурсе «Врач года» я не считаю только своим достижением, это результат работы всего нашего коллектива. В центре работает междисциплинарная команда профессионалов, сплоченных общими целями. В их числе детский невролог, педиатр, психолог, логопед, массажист, инструктор ЛФК и реабилитолог. Недавно открылся еще и катамнестический кабинет, который занимается недоношенными детьми. это возможность помочь ребенку и дать советы родителям в разных сферах, оказать и психологическую, и информационную поддержку семьям.
Для оценки уровня развития ребенка используем программы Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Родители отвечают на более чем 200 вопросов, на основании этой информации определяется уровень развития маленького пациента. А затем строится индивидуальная программа для каждого ребенка.
– Какие свои достижения вы считаете важными?
Самое главное для меня — любимые семья и работа. Причем в нашей поликлинике я являюсь еще и председателем профсоюзной первички. Очень ценю такое высокое доверие коллег и стараюсь сделать их жизнь более интересной, яркой, насыщенной. Мы много путешествуем и не только по Беларуси. Были в Москве, Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе. Большой популярностью среди сотрудников нашей поликлиники пользуются турслеты, спартакиады, интеллектуальные игры… Радостно видеть, как люди раскрываются по-новому. Вроде коллега не спортсмен, а тут вдруг показал отличный результат, а кто-то, оказывается, красиво поет или танцует.
В прошлом году всеобщей радостью стали победы в конкурсах на лучшее благоустройство территории среди амбулаторных организаций здравоохранения и по охране труда. В этом году очень ярким получился проект «Я горжусь» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В соцсетях поликлиники размещались фотографии наших сотрудников и их воевавших родственников, рассказывалось о боевых подвигах. Чувствовалось, что это нужно людям — все охотно делились такой информацией… А еще мы участвовали в акции «Споем песни Победы вместе». Сняли прекрасный клип на песню «Катюша», которую исполнила наш участковый педиатр филиала № 2 Маргарита Рымашевская. Словом, активная общественная жизнь — постоянный процесс, который требует усилий и креатива, но в итоге это, бесспорно, улучшает отношения и общее настроение в коллективе и всех объединяет.
– А какие увлечения есть у вас самой?
В школьные годы я занималась танцами. Наверное, сегодня этим объясняются моя любовь к концертам, выступлениям профессионалов.
Более 10 лет подряд мои отпуска связаны с фестивалем «Славянский базар в Витебске». Я тружусь в координационно-оперативной службе, которая обеспечивает слаженную работу всех подразделений. Для меня это лучший отдых и перезагрузка, прекрасная возможность быть причастной к масштабному событию, шанс лично пообщаться со звездами, на месяц окунуться в мир культуры и яркого праздника.
Также на протяжении двух лет я регулярно, раз в 2 недели, играю в интеллектуальные игры. В нашей команде медики из нескольких учреждений здравоохранения. Увлекательные квизы тоже помогают отдыхать активно и с пользой. А еще наша семья любит путешествовать. Муж увлекается хоккеем, вместе летом мы сплавляемся на байдарках, зимой катаемся на лыжах. Поддерживаем друг друга во всех начинаниях, и вместе нам скучно не бывает.
Фото из архива С. Сороки.