По мере своего роста и взросления ребенок проходит через важные этапы психологического развития и адаптации нервной системы к новым условиям. Возрастные кризисы детей могут стать причиной конфликтных ситуаций в педиатрической практике. Возможны разногласия и с родителями пациента.
Кризис как фактор конфликтности
Елена ЗалознаяОсновные кризисы по годам:
- Кризис новорожденности (0–2 месяца): младенец адаптируется к жизни вне утробы матери, учась дышать, есть и регулировать температуру тела.
- Кризис 1 года: ребенок начинает ходить и говорить, что приводит к отделению от матери и осознанию своей самостоятельности.
- Кризис 3 лет: кризис негативизма — это проявление психологического кризиса, при котором ребенок начинает отказываться выполнять просьбы или требования взрослых, даже если это ему выгодно. Самый яркий кризис раннего детства, проявляющийся в «я сам» и частом использовании слова «нет».
- Кризис 7 лет: связан с началом школьной жизни, когда ребенок учится социализироваться в новом коллективе и переоценивает себя.
- Подростковый кризис (12–15 лет): этот период характеризуется физиологическими изменениями, формированием личности и поиском своего места в мире.
- Кризис 17 лет (юношеский): подросток готовится к взрослой жизни и стремится к большей независимости.
В периоды кризиса дети чаще боятся медицинских процедур, что вызывает протест или сопротивление при обследовании. В зависимости от возраста ребенок может проявлять гиперчувствительность, агрессивное или замкнутое поведение. Эти реакции могут восприниматься врачом и родителями как вызов или конфликт.
Причины разногласий
В разные периоды развития ребенка роль пациента выполняют: родитель от имени ребенка; ребенок вместе с родителем; ребенок без родителя. Причины возникновения разногласий могут касаться каждой из сторон.
Со стороны родителей пациента
Родители, с одной стороны, хотят, чтобы их ребенка вылечили, но, с другой стороны, часто раздражены, напуганы или сопротивляются лечению. Они считают, что педиатр ущемляет их родительский авторитет и хуже, чем они сами, знает их ребенка.
Многие родители не могут ослабить контроль, считают, что они лучше знают, как лечить их ребенка.
Часто истоком проблемы у родителей могут быть: глубокая личная неудовлетворенность; протест; психологическая травма; плохое настроение как следствие недосыпа, плохого самочувствия или непослушного поведения ребенка.
Со стороны подростка
В научной литературе мало освещены особенности взаимоотношений врача с ребенком без родителя, тем не менее известно, что 10 % детей старше 15 лет предпочитают самостоятельно общаться с врачами.
При этом врач может столкнуться со следующими моментами:
- психологические и возрастные особенности: страх и тревога. Подростки испытывают сильный стресс, связанный с болезнью и лечением, особенно в случае вмешательств, вызывающих иррациональный страх;
- недоверие, сформированное на основе негативной информации в СМИ или неудачного опыта других, а также общее недоверие к врачам;
- самостоятельность и протест: стремление к независимости и протестное поведение могут выливаться в отказ от лечения или сопротивление предписаниям врача;
- внутренняя неуверенность: низкая самооценка, неудовлетворенность внешностью и впечатлительность усиливают тревогу и могут приводить к конфликтам;
- самодиагностика: подростки часто ищут информацию в интернете и уверены в своих диагнозах, что приводит к конфликту, если мнение врача отличается;
- недостаток информации: неполное понимание сути лечения может вызвать страх и недовольство;
- затруднение в общении: трудности в выражении своих мыслей и желаний, а также в понимании врача.
Профессиональные причины:
- Врачебные ошибки и просчеты, такие как неправильный диагноз, неверно назначенное лечение или некачественное проведение процедуры.
- Недостаточная информированность, когда отсутствие или неполное предоставление информации о заболевании, лечении и прогнозах может привести к недопониманию.
- Разное понимание ситуации — различия в ожиданиях пациента и врачебных протоколах могут вызывать разногласия.
Коммуникативные и психологические причины:
- Непонимание особенностей возраста — отсутствие знаний о возрастных психологических особенностях подростков.
- Недостаток времени, когда ограниченное время приема не позволяет полноценно выслушать пациента и ответить на все его вопросы.
- Нарушение этики общения — некорректное поведение, резкие высказывания, неуважительное отношение к пациенту или врачу.
- Отсутствие эмпатии — неумение поставить себя на место пациента, понять его страх и тревогу, связанную с заболеванием.
- Профессиональное выгорание, когда эмоциональное истощение врача может приводить к раздражительности и потере профессионализма.
Организационные причины:
- Неблагоприятная рабочая среда, связанная с высокой нагрузкой, нехваткой ресурсов, недостаточной поддержкой со стороны руководства.
- Проблемы в команде — конфликты с другими медицинскими работниками могут негативно отражаться на взаимодействии с пациентами.
- Недостатки в организации медицинской помощи, например, проблемы с логистикой и документооборотом.
Личные и социальные причины:
- Ограниченность кругозора — недостаточная эрудиция как врача, так и пациента может привести к недопониманию.
- Субъективное восприятие, или ошибки в оценке ситуации, основанные на личном опыте, предубеждениях, информации из интернета.
Шаги к решению
Умение достичь комплаенса в медицине — это совместная работа врача и пациента, основанная на взаимном доверии, понимании и уважении.
»Стремитесь к взаимопониманию с родителями. Постарайтесь сосредоточиться не на победе в конфликте, а на поиске решения.
»Дайте родителю выговориться. Внимательно слушайте то, что он говорит, задавайте уточняющие вопросы. Вам необязательно соглашаться, но вы можете продемонстрировать искренний интерес и сочувствие. Эта же цель актуальна и в отношении детей в зависимости от их возраста, способности осознавать ситуацию и выполнять рекомендации. Необходимо поощрять участие ребенка в обсуждении, не перебивать его, объяснять родителям правильность поддерживающего поведения, предоставлять подробную информацию о диагнозе и плане лечения.
»Используйте добрый юмор и легкость. Так вы сможете избежать конфронтации и подробнее расспросить родителя или пациента о важных вопросах, не обидев его.
»Предотвратить конфликт поможет общение на понятном пациенту и его родителям языке. Избегайте осуждения и используйте эмпатичные и корректные фразы.
При общении с родителями, в особенности с родителями конфликтного типа, врач должен понимать и замечать триггеры — фразы, позу, манеру речи, а также как и когда они срабатывают. Это поможет контролировать свою реакцию на ситуационные действия и проявлять эмпатию по отношению к родителю и ребенку.
»Не бойтесь заканчивать разговор, если он ни к чему не приводит или становится эмоционально разрушительным.
»Если чувствуете, что назревает конфликт, не реагируйте сразу, дайте себе время. Задумайтесь: понимаете ли вы как доктор что происходит? Посмотрите на ситуацию буквально глазами, а не «головой»: в чем заключается реальная проблема в отношениях и как вы можете ее исправить?
»Постарайтесь сохранять профессиональную дистанцию, избегайте личных нападок.
Если на приеме маленький пациент, важно установить доверительные отношения и суметь договориться с ним индивидуально, в соответствии с его возрастными особенностями, чтобы он дал себя осмотреть, не плакал и не беспокоился при осмотре.
»Используйте методы мягкого подхода и игровые техники: дайте малышу потрогать инструменты перед осмотром, загадайте загадку, применяйте игрушки для моделирования процедур, объясняйте ребенку каждую из процедур. Можно использовать небольшие поощрения (например, наклейки и т. д.). Это поможет снизить уровень напряженности.
»Вовлекайте родителей в объяснение и поддержку ребенка.
Таким образом, нужно стремиться разработать оптимальный план действий, добиться согласованного, доверительного подхода к организации лечения и создать комфортный психологический климат. Избегайте усложнения ситуаций и ищите самые простые и эффективные решения, чтобы избежать конфликтов. Ведь у врача и родителя общая цель — здоровье маленького пациента.