Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В The New England Journal of Medicine опубликовано исследование, авторы которого сравнили уровни антител у привитых двумя типами вакцин: мРНК-препаратами от Pfizer и Moderna и векторной вакциной от Johnson & Johnson (ее разработчики используют тот же аденовирус 26-го типа, что и в первой инъекции «Спутника V»). Результаты измерений спустя 8 месяцев после вакцинации своего рода сенсационные.

 

Антительный и Т-клеточный ответы оценивались на пике иммунитета через 2–4 недели после второй прививки у реципиентов вакцин на основе мРНК и после первой — у реципиентов вакцины на основе Ad26, а затем отслеживались еще в течение 8 месяцев.

 

Спустя 2–4 недели после курса мРНК-вакцины Pfizer у привитых был высокий титр антител к живому вирусу — 1 789, а также высокий титр антител, способных связываться с RBD-доменом SARS-CoV-2, — 21 564 (самые значимые из антител именно те, что связываются с RBD-доменом на поверхности SARS-CoV-2, ведь непосредственно RBD объединяет оболочку вируса с клеткой человека). Однако эти титры резко снизились через 6 месяцев после вакцинации и еще больше упали к концу 8-го месяца.

 

Медианный титр нейтрализующих антител к живому вирусу стал равен 53, титр RBD-специфических связывающих антител — 755 (снижение в 34 и 29 раз соответственно). У вакцины Moderna через те же 8 месяцев падение для титра антител к живому вирусу —  с 5 848 (через 2–4 недели после второй инъекции) до 133, а к его RBD-домену — с 25 677 до 1 546. То есть по сравнению с пиковыми титрами произошло снижение в 44 и 17 раз. Но все равно уровни привитых Moderna остались кратно выше, чем у Pfizer.

 

«Вакцина на основе Ad26 индуцировала значительно более низкие медианные титры, чем вакцины мРНК, на пике иммунитета. Через 4 недели после однократной иммунизации средний титр нейтрализующих антител к живому вирусу составлял 146, а средний титр антител, специфических к RBD, — 1 361; однако эти титры оставались относительно стабильными в течение 8 месяцев. Спустя 8 месяцев средний титр нейтрализующих антител к живому вирусу был равен 629, а средний титр антител, специфических к RBD, — 843; эти титры были вполне сопоставимы с теми уровнями, что и на 4-й неделе».

 

Примечательно, что во всех предыдущих исследованиях векторная вакцина Johnson & Johnson демонстрировала результаты более низкие по сравнению с мРНК-препаратами. В более ранних работах аналогичную «слабость» показал и векторный продукт от AstraZeneca. Однако оценка производилась на пике иммунного ответа сразу после вакцинации, а вот авторы данного исследования проанализировали уровни антител спустя более чем полгода.

 

И оказалось, что по истечении 8 месяцев титры антител у векторной вакцины даже лучше, чем у Pfizer, и вполне сопоставимы с Moderna.

 

Вывод: иммунитет от векторной вакцины на длинной дистанции держится лучше, чем Pfizer. После вакцинации препаратом на основе Ad26 наблюдались стабильные и в некоторых случаях даже увеличивающиеся титры антител.

 

Т-клеточные ответы оценивали с помощью тестов окрашивания внутриклеточных цитокинов на CD4+ и CD8+, в которых для стимуляции использовались объединенные S-пептиды. Через 8 месяцев средний CD8+ Т-клеточный ответ составил 0,016 % для вакцины BNT162b2 (Pfizer), 0,017 % для мРНК-1273 (Moderna) и 0,12 % для Ad26.COV2.S (J&J). По всем трем вакцинам Т-клеточные ответы показали широкую перекрестную реактивность против вариантов SARS-CoV-2.

 

Полученные в ходе исследования данные показывают дифференциальную кинетику иммунных ответов, индуцированных мРНК- и векторными вакцинами в течение 8-месячного периода наблюдения. Первые характеризовались высокими пиковыми ответами антител, которые резко упали к 6 месяцам и продолжали снижение в дальнейшем. Вакцина на основе Ad26 вектора вызвала более низкие исходные ответы антител, но они оказались более стабильными в течение 8-месячного периода наблюдения. «Марафонские» качества векторной вакцины далее предстоит проверить на большей выборке реципиентов и в более длительном периоде наблюдения.