Открытие новой роли гена Tob имеет огромное значение для разработки более эффективных методов лечения психических расстройств, вызванных стрессом. Исследование японских ученых из Окинавского института науки и технологий раскрывает новое понимание механизмов стрессоустойчивости. Работа опубликована в журнале Translational Psychiatry.
Впервые ген Tob был описан в 1996 году в связи с его ассоциацией с развитием рака. Последующие исследования показали, что он участвует в регулировании клеточного цикла и иммунного ответа организма. А теперь выяснилось, что Tob также играет важную роль в снижении депрессии, тревоги и страха.
Tob назван в честь японского глагола «tobu», что означает «летать» или «прыгать». Когда клетка подвергается воздействию стимула, уровень активности белка резко подскакивает. Из-за быстрой реакции ген, регулирующий белок, и был классифицирован как ген немедленного начала.
Вывод о том, что этот ген связан с тревогой, страхом и депрессией, был сделан на основе нескольких различных экспериментов. Сначала исследователи подвергли мышей воздействию стресса и, как и ожидалось, увидели, что уровень белка Tob увеличился. Затем они использовали мышей, которые родились без Tob, и обнаружили у них усиление депрессии, страха и тревоги.
Например, когда мышь с геном Tob помещали в ведро с водой, она плавала и пыталась выбраться. Мышь без Tob просто плавала, будто бы смирившись со своей участью. Кроме того, грызуны без гена Tob, похоже, не могли обучаться. Когда мышей день за днем помещают в место, вызывающее воспоминания о страхе, они обычно узнают, что все не так уж плохо, и перестают бояться. Но мыши без гена Tob даже через несколько дней замирали, затаивались.
На следующем этапе с помощью МРТ обнаружили, что при удалении гена Tob изменяется связь между двумя ключевыми участками, регулирующими устойчивость мозга к стрессу, — гиппокампом и префронтальной корой. Когда исследователи ввели ген Tob только в гиппокамп мышей без гена, уровень страха и депрессии вернулся к норме, но по-прежнему наблюдалась повышенная тревожность. Затем провели обратный эксперимент: создали мышь, у которой ген Tob отсутствовал в клетках гиппокампа, но был в остальных клетках. И оказалось, что у мышей был нормальный уровень тревожности, но наблюдались повышенный страх и депрессия.
Вывод: ген Tob в гиппокампе подавляет страх и депрессию. Но подавление тревожности и беспокойства должно регулироваться какой-то другой частью мозга.
Наконец, ученые провели молекулярный анализ после того, как подвергли мышей стрессу. Обнаружилась интересная закономерность: экспрессия не изменялась сразу после стресса, но через 15 минут после воздействия стрессового фактора у мышей произошли изменения. Удаление гена Tob повлияло на другие гены и белки. Это говорит о том, что ген Tob, вероятнее всего, оказывает множество прямых и косвенных воздействий.
Раскрытие роли гена Tob в развитии страха, депрессии и тревоги открывает новые возможности в терапии психических расстройств. Дальнейшие исследования позволят определить терапевтические стратегии, которые потенциально могут быть эффективны для человека.