Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников

Что пациенты думают о врачах и медицине? Чего сегодня ждет общество от людей в белых халатах? На какие тенденции в профессиональных кругах нужно обратить особое внимание?

 

Обсудить важные для медицинского сообщества темы мы предложили аналитику Белорусского института стратегических исследований, кандидату социологических наук Светлане Алейниковой.

 

 

Светлана Михайловна, расскажите, каков сегодня уровень доверия белорусов к медицинским работникам и системе здравоохранения в целом?

 

Светлана Алейникова491220Прежде всего разрешите поблагодарть редакцию «Медицинского вестника» за приглашение обсудить вопросы, которые без преувеличения касаются не только медработников, но и каждого из нас. Медицина пронизывает все сферы нашей жизни, все мы так или иначе сталкиваемся с необходимостью посещения поликлиник, больниц, других медучреждений.

 

Если говорить об оценке работы системы здравоохранения, то, согласно соцопросам Института социологии НАН Беларуси, население в целом высоко оценивает качество предоставляемых медицинских услуг, особенно работу скорой помощи, участковых врачей, частных медицинских центров, отмечается достаточное число аптек и аптечных киосков. Вместе с тем, как показывают опросы, людей волнуют кадровое обеспечение и оснащенность медицинских учреждений, повышение профессиональной подготовки медперсонала, доступность лекарственных средств. В числе наиболее актуальных еще до пандемии называлась проблема очередей, особенно к профильным специалистам.

 

В то же время рост числа поликлиник (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, с 1 622 до 2 288 за период 1995–2019 годов) и предпринимаемые меры (внедрение электронных очередей, приоритетное направление молодых специалистов в первичное звено, введение института врача общей практики и др.) постепенно способствуют решению проблем очередей в поликлиниках. Если говорить о текущей ситуации, то период пандемии стал мощным стресс-тестом для работы системы здравоохранения, подсветив как сильные ее стороны, так и наиболее острые, но в некоторой степени застарелые проблемы, решение которых будет способствовать более эффективной работе всей отрасли.

 

Как менялся уровень доверия и отношение к профессии врача на протяжении последних десятилетий? Многие медики отмечают, что авторитет профессии падает. Когда это началось? Возможно, в момент перехода от оказания «медицинской помощи» к оказанию «медицинских услуг»? Или с появлением «доктора Гугла», когда пациенты начали ставить под сомнение компетенции врача?

 

Здесь нужно четко различать два явления: первое — статус врача в обществе (он как раз и измеряется уровнем доверия, удовлетворенности и т. д.), второе — его самоощущение. Отождествлять эти два явления друг с другом ошибочно. Если говорить о социологических замерах, то уровень доверия медикам в белорусском обществе неизменно высок, а в последнее время на фоне некоторого снижения популярности основных социальных институтов, напротив, едва ли не один из самых значимых.

 

То же можно сказать и об уровне дохода. Люди всегда оценивали и будут оценивать профессионализм и статус доктора не по его расчетнику, а по тому, насколько квалифицированно он смог оказать медицинскую помощь. Но если самооценка и самоощущение медицинских работников сводятся к тому, что «авторитет профессии падает», это явный сигнал обществу. В условиях общего дефицита ресурсов, думаю, следует ожидать постепенного внедрения инструментов страховой медицины, совершенствования конкурентно-разрешающей среды для оказания платных медицинских услуг, медицинского туризма и др.

 

В целом я бы сказала, что случаи неудовлетворенности населения работой системы здравоохранения связаны главным образом не с качеством медицины, а с рассогласованием взаимных ожиданий по линии «врач — общество», т. е. с качеством взаимодействия. Врач ожидает от общества и пациента уважительного отношения к своему статусу, пациент — большей доступности медицинских услуг, внимания к себе, т. е. более высокого уровня сервиса. Изменение отношения друг к другу является важным условием подобного взаимодействия.

 

Какие тенденции в отношении к медикам сформировались за последний год? Борьба с пандемией сделала из врачей и медсестер героев, и люди готовы помогать им своими силами и деньгами. Как долго, по-вашему, будет сохраняться этот эффект?

 

Сложный вопрос. С одной стороны, первая волна коронавируса стала источником всплеска редкой солидарности и самоорганизации белорусского общества в борьбе с вирусом. Мы имели возможность наблюдать за формированием новой традиции общественного взаимодействия, которая проявляется в социальных инициативах снизу: включении частного бизнеса в гуманитарные акции, неформальном шефстве над стариками, больницами и др.

 

С другой стороны, коронавирус постепенно становится обыденностью, притупляя остроту восприятия и как следствие — стремление к активной помощи. Поэтому не стоит удивляться, если волна энтузиазма начнет ослабевать — она всегда движется по синусоиде, таковы законы социума. В этой связи мне кажется важным закрепить эффект, наладив долгосрочное сотрудничество с теми волонтерскими организациями, которые зарекомендовали себя как постоянные и надежные партнеры, работающие не на картинку, а на общий результат.

 

Врач — сложная профессия, требующая долгого обучения и постоянного повышения квалификации. Конкурс в медвузы огромный, поступают лучшие. Но реальность такова, что медики, особенно молодые специалисты, работают за небольшие деньги, причем абсолютное большинство на 1,5–2 ставки... На ваш взгляд, может ли это сказаться на психологическом состоянии личности в перспективе? Каковы краткосрочные и долговременные последствия подобных перегрузок как для медработников, так и для общества в целом? Сколько выпускников медвузов остаются в профессии после отработки?

 

К сожалению, не владею статистикой о том, сколько выпускников медвузов остаются в профессии, скажу только, что это общая тенденция для очень многих сфер, не только медицины. Люди уходят по разным причинам: из-за материальных соображений, желания карьерного роста, кто-то осознает, что выбранный путь «не его».

 

А вот число вакансий для медицинских работников постепенно растет, и это действительно тревожный звоночек, учитывая, что и так большинство медиков работают на 1,5 ставки. Работа в режиме постоянных перегрузок и повышенного напряжения чревата ускоренным профессиональным выгоранием любого специалиста, а в медицинской сфере — еще и повышением риска врачебных ошибок. В то же время социологи, изучая мнения и оценки как российских, так и белорусских медицинских работников, сходятся во мнении, что их социальное самочувствие связано не только с уровнем зарплат.

 

Помимо доходов, это многослойная отчетность, не всегда отлаженная внутренняя логистика, перегрузка врачей, «наезды» продвинутых пациентов, которые еще до посещения доктора все самостоятельно решили с помощью упомянутого «доктора Гугла», и др. Свою роль играют и некоторые СМИ, на примере единичных случаев раскручивающие стереотип о якобы недостаточном профессионализме медиков, их корпоративной поруке. Это неприятная тема, но о ней нельзя не упомянуть, поскольку в угоду чьим-то «хайповым» интересам начинает страдать целая отрасль.

 

При снижении нагрузки и совершенствовании инструментов правовой защищенности (например, страховании медицинских рисков), возможности профессионального роста отношение медиков к условиям труда, а населения — к работе системы здравоохранения может существенно повыситься.

 

Суть проблемы в том, что государственное субсидирование медицинских услуг обеспечивает их высокое качество и доступность, создавая почву для потребительского отношения со стороны населения, значительная часть которого слово «услуга» понимает как «мне должны». Следствием в некоторых случаях становится то, что пациент при обращении в учреждение здравоохранения воспринимает медицинского работника как обслуживающий персонал, а себя как клиента, который «всегда прав». Оптимизации требует и избыточность процедур на уровне поликлиники, которые занимают у участкового врача значительную часть времени приема, иногда в ущерб пациенту.

 

Можно отметить еще одну тенденцию, когда люди не всегда ответственно относятся к собственному здоровью и не считают нужным в полном объеме выполнять прописанное им лечение (наверное, один из самых распространенных примеров — прием антибиотиков, которые очень многие бросают принимать на третий день, потому что «зачем пить, если стало лучше»). Однако претензии в случае ухудшения они предъявляют врачу, выписавшему «неправильные лекарства». Врач, несомненно, обязан оказать необходимую помощь независимо от того, нравится ему пациент или нет, но и пациент обязан следить за своим здоровьем, выполнять рекомендации, не заниматься самолечением. Обществу нужно понимать, что во взаимодействии «врач — пациент» главным всегда является врач.

 

С точки зрения социологической науки какие процессы, происходящие в системе здравоохранения, являются наиболее важными и решающими? На какие тенденции вы бы посоветовали обратить особое внимание?

 

В любой отрасли одним из главных вопросов является подготовка кадров, поддержание преемственности поколений и передачи опыта. Востребованность наших врачей за рубежом свидетельствует о высоком уровне отечественного образования, однако необходимой его составляющей является также обеспечение профессионального роста медицинского работника (переподготовка, повышение квалификации, стажировки и т. д.).

 

С точки зрения социолога важным вопросом видится социальная сторона болезни — отношение к ней со стороны общества. Это касается не только профилактики заболеваний или медицинской реабилитации, но также адаптации пациентов после тяжелых заболеваний. В случае преждевременной нетрудоспособности человека (например, при получении нерабочей группы инвалидности) он не только часто оказывается за бортом активной жизни, но и не может самостоятельно себя обеспечивать. Это повышает нагрузку на пенсионные и социальные службы.

 

По данным Национального статкомитета Республики Беларусь, на протяжении многих лет двумя основными причинами смертности населения в стране неизменно являются сердечно-сосудистые и онкозаболевания. Ситуация усугубляется тем, что эти заболевания выбивают из строя не только самих пациентов, но и зачастую их близких, вынужденных ухаживать за тяжелыми больными или искать средства на их лечение и реабилитацию. Подобные болезни, помимо собственно лечения, затрагивают острые социальные вопросы: совершенствования системы хосписов и реабилитации, социальной и профессиональной адаптации, переобучения, возможности трудоустройства на более легкую работу тех, кто нуждается в восстановлении после болезни.

 

Человек, победивший тяжелую болезнь, вправе рассчитывать на приемлемое качество жизни — и это одно из важнейших направлений развития системы здравоохранения. Также с учетом тенденции общего старения населения постоянно будет возрастать значимость «медицины пожилых», развитие геронтологических центров и иных служб, способствующих активному долголетию.

 

Поговорим о морально-этическом аспекте взаимоотношения врачей и общества. В течение последних месяцев один из самых острых вопросов, которые обсуждаются в закрытых чатах медработников, — это открытое высказывание своей гражданской позиции. По мнению многих — это то, чего ждет от них общество. В противовес звучит мнение, что медики должны прежде всего оставаться профессионалами — сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, будучи беспристрастными. Что является мерилом профессионализма врача?

 

Не возьму на себя смелость выступать с позиций медицинской этики, но как социолог, то есть человек, изучающий запросы и ожидания общества, скажу следующее. От врача общество ждет в первую очередь медицинской помощи, а от системы здравоохранения — ее бесперебойной работы, от которой зависят здоровье и жизни сотен тысяч людей. Ведь в случае болезни человеку просто больше не у кого искать помощи, кроме как у врача. Тем более, что наше общество и так испытало удар, когда в период коронавируса многие учреждения здравоохранения были перепрофилированы и ограничили оказание плановой помощи. Поэтому все остальные ожидания вторичны, а тезис «врач вне политики» сохраняет свою актуальность. В то же время не вполне соглашусь с тезисом, что оставаться профессионалом — значит быть беспристрастным. Мы все граждане нашей страны и оставаться безучастным к нашему общему будущему трудно.

 

Какие меры могут сейчас снизить уровень напряженности в определенных кругах медицинского сообщества?

 

Если не замыкаться на сегодняшнем дне и смотреть с позиции развития социальных процессов, то текущая политизация социума, в том числе медицинского сообщества, вполне объяснима и предсказуема. Медики, как никто другой, в силу своей особой профессии умеют анализировать причинно-следственные связи и распознавать «побочные явления» сиюминутных мер.

 

Медицина — это здоровье нации, вопрос будущего любой страны. Возможно, самое время совместными усилиями начать работу над долгосрочной Национальной программой развития системы здравоохранения и привлечь к этой работе не только медиков, но и юристов, социологов, социальных работников, управленцев, айтишников и пр. Национальный масштаб подобного документа будет способствовать решению как застарелых проблем отрасли, так и определению стратегических направлений развития ее будущего.