Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Без лечения депрессии не возможна адекватная реабилитационная терапия постковидных осложнений. Такую точку зрения высказал директор мединститута Тульского госуниверситета, доктор мед. наук, профессор Александр Хадарцев. Эксперт поделился опытом применения физиотерапии, а также методов, разработанных российскими специалистами.

 

Хадарцев новjpgДоказано на практике

 

Александр Хадарцев отметил особенности коронавирусной инфекции, вызывающей COVID-19, отличающие ее от других известных вирусов:

 

- внезапность возникновения;

- высокая скорость, масштабность и беспрепятственность распространения;

- программная избирательность проникновения во внутриклеточное пространство;

- системность поражающего характера на все уровни хронически ослабленных органов и систем с учетом их биологического возраста.

 

Поскольку одним из симптомов COVID-19 является преходящая аносмия, а также депрессивные состояния, специалист обращает внимание на необходимость объективных доказательств причастности к этому человеческих герпесвирусов HHV-6A и HHV-6B, которые реактивируются из латентного состояния. Доказано, что они являются причиной инфекции в мозжечке больных с депрессивными и биполярными расстройствами.

 

Изучены механизмы активации латентных HHV-6A и HHV-6B и заражения мозга. Влияние инфекции HHV-6B на обонятельную луковицу и другие отделы обонятельной системы различается у пациентов с депрессиями и без них. Без лечения депрессии не получится проводить адекватную реабилитационную терапию постковидных осложнений. Нужно понимать, отмечает эксперт, что апоптоз в обонятельной луковице происходит преимущественно в астроцитах.

 

Так как депрессия индуцируется стрессом, исследована связь между содержанием протеина SITH-1 и стрессом, подтверждена активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, как ведущего фактора экзогенного и эндогенного процесса.

 

Александр Хадарцев:

 

Стало известно, что переутомление увеличивает содержание в слюне HHV-6B, что увеличивает число клеток, продуцирующих SITH-1. Как и HHV-6B, другие неонкогенные герпесвирусы также, по всей видимости, экспрессируют латентные белки, поэтому необходимо исследовать риски заболеваемости другими герпесвирусами.

 

Полученные результаты позволяют констатировать значимость изучения механизмов влияния вирусов, в том числе коронавируса, вызывающего COVID-19, на состояния ольфакторных путей, обонятельной луковицы и их роли в переходе от латентного к активному состоянию. Становится возможным объяснить депрессивные состояния у пациентов, перенесших COVID-19. Целесообразен поиск общих механизмов взаимодействия между различными вирусами.

 

В одном из клинических исследований среди 587 пациентов, обратившихся за первичной медико-санитарной помощью (18–65 лет), 59 % имели уровни стресса 2 или 3 (максимальный). Женщины чаще мужчин отмечали повышенный уровень стресса. Среди пациентов с высоким уровнем стресса (3) 33 % сообщили о симптомах, указывающих на депрессию, 64 % — на тревогу.

 

Методы выявления стресса:

 

  1. Тестирование:

 

- госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS);

- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

- тестирование по методике Спилбергера-Ханина;

- самооценка уровня психосоциального стресса по Ридеру;

- опросник стресса, связанного с работой (WSQ).

 

2. Объективные:

 

- оценка вариабельности сердечного ритма;

- оценка сердечно-сосудистой системы (по показателям гемодинамики);

- ЭЭГ-диагностика: рост выраженности относительно нормы низкочастотных составляющих ЭЭГ (дельта-тета-ритмов) и активация правого полушария мозга, проявляющаяся в относительном снижении выраженности альфа-ритма и увеличении мощности бета-диапазона ЭЭГ.

 

Александр Хадарцев:

 

Мы убедились, что диагностика может основываться на изучении показателей гемодинамики на специальном программно-аппаратном комплексе, который определяет индекс стрессоустойчивости (норма — 8–12). Вычисляется интегральный баланс и индекс симпатической активности. Пациента укладывают спиной на кушетку, на грудную клетку накладывают датчики по методике тетраполярной реокардиографии по Кубичеку, на плечо одной руки надевают манжету измерителя артериального давления, на палец другой руки — датчик пульсоксиметра. Измерения проводят 5 минут, далее определяют индекс стрессоустойчивости по оригинальной расчетной формуле. Обследовали 725 человек. Ведущей выявленной патологией стал выраженный профессиональный стресс. Попытались лечить известным способом — ТЭС-терапией.

 

ТЭС-терапия

 

Осуществляется слабым током специальных характеристик через электроды, помещаемые на кожу головы.

 

ТЭС-терапия селективно активирует защитные механизмы мозга, вызывая усиленное выделение эндорфинов и серотонина, за счет чего обеспечивается лечебный эффект. Клиническое применение ТЭС-терапии обосновано результатами исследований на экспериментально-патологических моделях. Метод практически не дает побочных эффектов, а число противопоказаний ограничено.

 

Использование ТЭС-терапии экономически высоко рентабельно за счет высокой лечебной эффективности, сокращения расходов на приобретение медикаментов, уменьшения случаев госпитализации и времени стационарного лечения.

 

Александр Хадарцев:

 

ТЭС-терапия у нас реализуется на отечественных препаратах, в том числе адаптированных для использования в полевых и домашних условиях. Нами разработан способ, который показал эффективность в лечении стрессов различной природы. При этом параллельно с ТЭС осуществляется электрофорез серотонина адипината (СА).

 

Специалист приводит результаты одного из пациентов (48 лет): до лечения индекс стрессоустойчивости составлял 5,6 (при норме 8–12), после — 8,5.

 

Серотонина адипинат, как отмечает российский эксперт, единственный препарат, улучшающий газообмен в легких у больных в критическом состоянии. Повышает неспецифический иммунитет.

 

Александр Хадарцев:

 

Большое количество тяжелых пациентов красной зоны удалось снять с ИВЛ, потому что при первых внутривенных введениях серотонина адипината наблюдался эффект. Мы решили попробовать метод на постковидных осложнениях и также получили благоприятный результат.

 

Светотерапия

 

Полихроматический видимый и инфракрасный поляризованный свет активирует ферменты никотинамидадениндинуклеотидфосфат-оксидазу и нуклеотид, содержащий биоптерофлавопротеид-NO-синтазу, локализованные в клеточной мембране. Александр Хадарцев рекомендует уже с момента подозрения на коронавирусную инфекцию начать профилактическую светотерапию.

 

КВЧ-терапия

 

Низкоинтенсивное миллиметровое (КВЧ) излучение относится к неионизирующим излучениям, т. е. не может оказывать разрушающего вредного воздействия на биологические ткани организма. По длине волны соответствует наноразмерности, которую, отмечает эксперт, имеет вирус.

 

Специфической особенностью КВЧ-излучения является его управляющее воздействие, т. е. оно приводит в норму только отклонившиеся от нее физиологические параметры ряда состояний организма: увеличивает значения сниженных и уменьшает значения завышенных величин. Параметры, находящиеся в норме, не реагируют на облучение организма миллиметровым полем.

 

Низкоинтенсивное лазерное излучение (НИЛИ)

 

  • Активирует практически все компоненты иммунной системы: цитокины, в т. ч. интерфероны, играющие ключевую роль в первой линии защиты от вирусов, формируя адаптивный иммунитет, различные клетки иммунной системы (лимфоциты, макрофаги, нейтрофилы), иммуноглобулины, факторы роста.
  • Нормализует микро- и макроциркуляцию, улучшая трофическое обеспечение тканей, повышая устойчивость к внешним негативным влияниям.
  • Улучшает насыщение тканей кислородом, ускоряет метаболизм и клеточную пролиферацию, способствуя восстановлению поврежденных тканей.

Со значительным эффектом, отмечает Александр Хадарцев, российские специалисты осуществляют лазерофорез серотонина.

 

Гелий-кислородная терапия

 

Российские медики также назначают лечение подогретой гелий-кислородной смесью.

 

Александр Хадарцев:

 

Показана при COVID-19 не только из-за способности ускоренно проводить кислород до альвеол, но и в связи с чувствительностью коронавируса к высоким температурам. Смесь переносится легко при нагревании до 100º С, не вызывая ожогов слизистых.

 

Гелий обладает высокой проникающей способностью (плотность в 7 раз меньше, чем у азота), теплоемкостью в 5,8 раз выше, чем у азота, низкой растворимостью в жирах и воде, в 4,5 раза меньше, чем у азота.

 

Гелий-кислородная смесь обеспечивает:

 

- нормализацию газового состава крови и кислотно-щелочного равновесия;

- увеличение объемной скорости движения газовой смеси;

- уменьшение работы дыхательной мускулатуры и оптимизацию деятельности дыхательного центра, улучшение диффузии кислорода через альвеолокапиллярную мембрану, снижение сопротивления дыханию, расслабление дыхательной мускулатуры, уменьшение вязкости мокроты, нагрузки на дыхательную мускулатуру.

 

Назначается в тренирующем режиме после выписки из стационара (при тяжелом течении COVID-19).  

 

Александр Хадарцев:

 

Метод терапии подогретой гелий-кислородной газовой смесью включен во Временные методические рекомендации Минздрава России по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.

 

Медикаментозная терапия

 

Александр Хадарцев:

 

Есть данные о том, что в профилактику и лечение поствоспалительного пневмофиброза и интерстициальных заболеваний легких, развившихся после осложненного легочными проявлениями COVID-19, целесообразно включать препарат бовгиалуронидазы азоксимера (лиофилизат).

 

Открытое сравнительное многоцентровое исследование оценки эффективности лекарственного средства выполняется в 17 центрах с июля прошлого года.

 

Александр Хадарцев:

 

Начинать лечение желательно не позже, чем через 2 месяца после постановки диагноза COVID-19 посредством ПЦР-диагностики.