Главная медсестра Ирина Демчук
Фото из архива И. Демчук.

Обучение, практика, опыт и решительность — вот формула успешной работы от главной медсестры Могилевской поликлиники № 2 Ирины Демчук.

 

В профессии Ирина Сергеевна 29 лет, из них 13 проработала в стационаре, в отделении анестезиологии и реанимации. В этом году моя собеседница отмечена благодарностью министра здравоохранения. Какой подход к работе позволяет ей заслужить признание коллег и доверие пациентов?

 

«Силища неимоверная!»

 

Ирина Демчук окончила Бобруйское медучилище и была распределена в Могилевскую областную больницу в отделение анестезиологии и реанимации медсестрой-анестезистом. Говорит, в то время, а это начало 1990-х, многие ее ровесницы хотели стать медсестрами. К слову, родилась Ирина Сергеевна на Могилевщине, в деревне Муравилье Костюковичского района. Молодой специалист, и сразу такое ответственное отделение. Интересуюсь: как справлялись?

 

Ирина Демчук:

 

До сих пор помню, как мы с анестезиологом буквально перекинули с каталки на операционный стол молодого парня с ранением в сердце. Силища неимоверная! Врач — худенькая женщина, мне 20 лет, но мы справились, быстро подключили оборудование, интубировали, полночи переливали кровь… Парень остался жив. И подобных историй множество.

 

Не растеряться в экстренной ситуации, по словам Ирины Демчук, позволяет опыт, а для этого нужна постоянная практика.

 

Ирина Демчук:

 

У меня было желание все посмотреть — будь то операция или манипуляция... Когда я набралась опыта, мне стало совершенно нестрашно. В любой ситуации я уже знала, что скажет доктор, что ему подать, какое лекарство ввести пациенту. Ход операции мне был хорошо известен. Если же опыта еще нет, можно растеряться: крови много, пациент без сознания, давление низкое, вен не видно…

 

В 2000 году Ирину Сергеевну пригласили в Могилевскую ГБСМП, также в отделение анестезиологии и реанимации, но акушерско-гинекологической службы.

 

Ирина Демчук:

 

К тому моменту я чувствовала, что устала: все время реанимация, умирающие… Поэтому согласилась перейти в отделение, где, наоборот, рождаются дети, проработала там 7 лет. Затем мне предложили стать старшей медсестрой кардиологического отделения для больных инфарктом миокарда. А вскоре, в ноябре 2007 года, главный врач Могилевской поликлиники № 2 Александр Недвецкий пригласил на должность главной медсестры.

 

Управление, обучение и контроль

 

Ирина Демчук:

 

Круг обязанностей у главной медсестры очень широкий. Но основное — это управление своими кадрами, контроль, чтобы вся работа выполнялась правильно, и обучение. К нам приходят и молодые специалисты, и те, которые уже где-то работали, но в каждом учреждении свои нюансы, и нужно научить применять полученные теоретические знания на практике.

 

Кроме того, главная медсестра занимается вопросами метрологического обеспечения, техобслуживания медицинской аппаратуры, закупками лекарственных средств и изделий медназначения, заключением договоров. Мне нравится работа с медсестрами: я вкладываю душу и получаю отдачу. В случае проверки они не теряются, четко отвечают на вопросы. К слову, на данный момент в поликлинике трудятся 53 медсестры, 9 медрегистраторов и 22 человека из младшего медперсонала.

 

Интересуюсь у собеседницы, не скучает ли она по стационару.

 

Ирина Демчук:

 

Вначале скучала, долго снилась реанимация, что нужно кого-то спасать. Со временем прошло. Нагрузка у главной медсестры действительно большая, другой раз думаешь: устала за все отвечать, уйду…

 

Но наутро приходишь на работу с новыми силами. Да и как я брошу своих девчонок? Бывают трудные периоды, но потом все налаживается, пазл складывается, и ты уже совсем в другом настроении. Отдохнешь на выходных, посмотришь: работа кипит, все на месте, стараются.

 

Сегодня все больше говорим о роли наставничества. Как построена эта работа в Могилевской поликлинике № 2? И какое значение имеет для молодых специалистов? 

 

Ирина Демчук:

 

В первую очередь это помощь в адаптации. Они ничего не видели, кроме симуляторов, которые показывали в медучилище. Придя на первое рабочее место, теряются, некоторые плачут, пока привыкнут к той нагрузке, к тому количеству работы, которое у нас здесь есть. С ними, естественно, нужно поделиться профессиональным опытом, психологически поддержать, поэтому наставничество — это обязательно.

 

За молодыми кадрами закрепляем старших медсестер, стажируются месяц, ходят в разные подразделения, кабинеты, оттачивают навыки, полученные в колледже, обучаются всему, чтобы в любой момент быть готовыми заменить коллегу. На адаптацию молодому специалисту требуется от полугода до года.

 

Чтобы освоиться в процедурном кабинете, достаточно месяца. Но в терапевтических отделениях очень много документации — приказы, отчеты, планы…  Запомнить все сразу сложно. Только через полгода у молодых специалистов начинает что-то получаться.

 

«Когда наступит тот момент?»

 

Не могу не спросить, как поликлиника справлялась в период пандемии COVID-19. За какую часть работы отвечала главная медсестра, что помогало выстоять?

 

Ирина Демчук:

 

Начало было, конечно, тяжелое, ведь никто не знал, что это за инфекция. Было очень страшно за медперсонал, отправляешь в красную зону и переживаешь: хоть бы не заболели. Наладилась поставка средств защиты, следила, чтобы все одевались правильно.

 

В этот период я главным образом отвечала за соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, проводила работу с медперсоналом. Нужно было организовать санпропускник, чтобы минимизировать риск распространения инфекции при выходе из красной зоны. Искала информацию, общалась с коллегами из других поликлиник, ездила смотрела в больницы, как эта работа налажена у них.

 

Не сдаться, не бросить все и не уйти помогала, по словам собеседницы, вера в то, что все закончится, что они спасут мир от этой инфекции. В коллективе присутствовал командный дух, все переживали друг за друга.

 

Ирина Демчук:

 

Молодой доктор собиралась в красную зону, а я помогала ей надеть средства индивидуальной защиты, и вот она стоит и со слезами спрашивает: «Ирина Сергеевна, когда уже наступит тот момент, когда вы перестанете на нас ругаться, когда мы спокойно будем работать без этих костюмов?». На что я отвечала: наступит, а пока одеваемся, как положено, чтобы инфекция никуда не попала, ни на лицо, ни на руки.

 

Да, когда дело касается здоровья, я очень строга, в этих вопросах нужен контроль. Главный врач Александр Альбертович Недвецкий просчитывал все наперед. Его поддержка и четкая организация работы не давали нам паниковать. Не хватает средств индивидуальной защиты? Заказываем пошив комбинезонов. Что еще импонирует: всегда защищает, отстаивает своих подчиненных.

 

А с пациентами, по словам собеседницы, бывало по-разному. Некоторые действительно сочувствовали медработникам, понимая, как им непросто, некоторые же винили...

 

С пониманием — ко всем

 

Профессия медсестры — для чутких и смелых людей. Пациенты ждут от нас вежливости, понимания, сопереживания. Если ты приветлива в общении, человек будет доволен. Ответишь грубо — сразу же пойдет писать жалобу. Это уже как критерий твоей работы.

 

Ирина Демчук:

 

Вот сегодня обратилась пациентка. Ей нужно было ввести дорогостоящее лекарство, и она очень нервничала, переживала, чтобы никто его не испортил, попросила уколоть именно меня — доверяет. Я убедила, что сделаю все, как нужно, изучила инструкцию по применению препарата. Женщина успокоилась. После еще минут 15 с ней общалась, она сетовала, какие страдания приносит настигший ее остеопороз: здоровье посыпалось…

 

Но человек высказался и счастливый ушел домой. Нужно уметь найти правильные слова поддержки в зависимости от того, какой пациент к тебе обратился. Другой раз достаточно просто внимательно выслушать, ответить на вопросы, успокоить, подбодрить, а при необходимости оказать психологическую поддержку.

 

Моя собеседница ко всем пациентам относится с пониманием.

 

Ирина Демчук:

 

Есть такие люди, которые, что бы ты ни делала, как бы ни улыбалась, все равно будут недовольны, будут злиться, всегда без настроения, депрессивные. Не так посмотрели на них, не тем тоном сказали… Одно слово — пациент: раз уж пришел в поликлинику, значит, что-то болит, что-то беспокоит. Прошу своих медсестер: обратился человек — поставьте себя на его место, как бы вы хотели, чтобы к вам относились?

 

Мы ведь и сами обращаемся за медицинской помощью, поэтому давайте работать правильно. И хочу сказать, в адрес наших медсестер поступает много благодарностей. Я удовлетворена своим трудом, когда у меня все получается, когда я успела все, что планировала, и ко мне нет замечаний со стороны администрации.

 

Если же что-то пошло не так, переживаю, волнуюсь. С утра поток людей, вопросов, но после четырех часов все успокаивается, я закрываюсь в кабинете и начинаю потихоньку анализировать итоги прошедшего дня, определяю задачи на следующий, и таким образом вывожу работу на нужный уровень.

 

К слову, муж Ирины Сергеевны Андрей Демчук — врач-хирург, заведующий операционным блоком Могилевской областной детской больницы. Но рабочие вопросы, по словам собеседницы, дома они не обсуждают.

 

Ирина Демчук:

 

Стараемся переключаться: летом ездим на дачу — свежий воздух, вокруг сосны. Я могу и шить, и вязать, и торты печь. Огородом занимаюсь, приезжаешь через неделю, смотришь, как те же огурцы подросли, и радуешься. Дети здоровы, муж поддерживает, есть взаимопонимание в семье, на работе все хорошо, дружный коллектив, и в стране мирно. Это и есть счастье.